Публикации
"Мотивация обучающихся на уроках русского языка и литературы - главное условие повышения качества образования".
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мотивация обучающихся на уроках русского языка и литературы - главное условие повышения качества образования".
Автор: Евженко Елена Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мотивация обучающихся на уроках русского языка и литературы - главное условие повышения качества образования".
Автор: Евженко Елена Ивановна
Доклад на тему: «Мотивация обучающихся на уроках русского языка и литературы – главное условие повышения качества образования»Составила: учитель русского языка и литературыГБУ ОО ЗО «СОШ№6» г.МелитопольЕвженко Е.И.«Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь» (Лев Толстой).Высказывание Льва Николаевича Толстого означает, что благополучие заключается не в исполнении всех желаний, а в умении находить радость в том, что делаешь. Когда человек любит свою работу и свою жизнь, счастье приходит само собой. Любить свою работу — значит воспринимать профессиональную деятельность не как рутинную задачу, а как источник мотивации и радости. Есть несколько признаков того, что человек любит свою работу:Это стремление к постоянному развитию, расширять свои знания и улучшать навыки; Эмоциональное благополучие, положительные эмоции, возникающие при выполнении любимой работы; Социальный эффект, служить источником вдохновения для окружающих. Современное образование требует от учителей творческого подхода к урокам, особенно в предметах, которые могут показаться учащимся сложными или скучными.Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит из мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний.Мотивировать на учебу – значит побуждать человека испытывать желание и энтузиазм к обучению, быть заинтересованным в школьных предметах, стремиться к достижению своих целей в этом направлении и находить удовлетворение в процессе обучения. Именно мотивация помогает сохранять интерес к учёбе, ставить цели и достигать их, а также сохранять концентрацию. На уроках русского языка и литературы нужно приложить максимум усилий, чтобы заинтересовать и замотивировать ребенка к обучению. Упражнения и педагогические приёмы, которыми я пользуюсь на уроках русского языка и литературы:Мешок «настроений»; Психологическая установка на урок; Интегрированная разминка; Проблемный вопрос; Игра Притчи Мешок «настроений» - это может быть эмоциональная разминка, то есть мотивация к действию. Улыбнуться себе, улыбнуться друг другу. Если есть настроение, значит есть вера в себя. Если есть вера в себя, значит обязательно будет результат. Учитель настраивает ребят на урок через положительные эмоции.Психологическая установка на урок. Или Аутотренинг. Под тихую мелодичную музыку дети могут повторять за учителем фразы:-сейчас я начну учиться;-я радуюсь этому;-я люблю учиться;- у меня обязательно всё получится!Проблемный вопрос. Шуточные диалоги, скороговорки, загадки, яркие примеры, позволяющие поставить проблему и решить ее, - путь, который заставляет учеников задуматься и удивиться. Очень важным моментом, на мой взгляд, является определение темы. Например, в начале занятия читаю стихотворную загадку о восклицательном знаке. Ребята понимают, что тема урока – восклицательные предложения.Игра. Русский язык, с его богатой грамматикой и обширным словарным запасом, не является исключением. В условиях, когда внимание молодежи отвлекается на множество других развлечений, задача педагогов состоит в том, чтобы сделать уроки не только образовательными, но и интересными. Игровые методы обучения — одни из наиболее эффективных способов повышения мотивации и вовлеченности учащихся. Игры на развитие словарного запаса. Один из наиболее распространенных типов игр — это словесные игры. К таким играм относятся:Словесные ассоциации: Учащиеся по очереди говорят слова, связанные с заданным понятием. Это помогает развивать лексическую компетенцию.Игры на развитие грамматических навыков. Грамматические кроссворды: учащиеся заполняют кроссворд с использованием грамматических правил. Это не только развивает внимание, но и помогает повторить материал.Мотивации через притчи. Притчи ценны тем, что каждый для себя берет из их содержания то, что необходимо, понимает её по-своему.Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация к обучению – изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения. Но, нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами!
