Публикации
Практическая работа по истории № 1. Восточные славяне в древности. Киевская Русь.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Практическая работа по истории № 1. Восточные славяне в древности. Киевская Русь.
Автор: Баловнева Мария Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Практическая работа по истории № 1. Восточные славяне в древности. Киевская Русь.
Автор: Баловнева Мария Викторовна
Практическая работа по истории № 1.Восточные славяне в древности. Киевская Русь.Заполните ленту времени, вписав даты указанных событий. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «вервь». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что наличие рек на территории расселения восточных славян и в цивилизации Древней Месопотамии способствовало возникновению у них государства: один аргумент для восточных славян и один для цивилизации Древней Месопотамии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Аргумент для восточных славян:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Аргумент для цивилизаций Древней Месопотамии:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «полюдье». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Почему в Древней Руси города возникали именно на берегах рек? Приведите три причины такого положения дел. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в результатах политики по отношению к Византии киевских князей Олега Вещего и Игоря Старого по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Укажите событие, к юбилею которого приурочен выпуск данной почтовой марки. Используя изображение, приведите любое одно обоснование Вашего ответа. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вдова киевского князя Игоря Ольга приняла крещение. Укажите: а) последствие крещения Ольги для международного положения Руси;б) последствие этого события для внука Ольги - киевского князя Владимира; в) последствие этого события для развития культуры Руси.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Прочтите отрывок из «Повести временных лет» «И пришёл …[князь] к Царьграду; греки же …город затворили. И вышел …[он] на берег, и приказал воинам вытащить корабли на берег, и разорил окрестности города, и много перебил греков, и множество палат разрушили, и церкви пожгли… и много другого зла причинили русские грекам, как обычно поступают враги.И повелел …[князь] своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к …[князю]: "Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь". И остановил …[князь] воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: "Это не … но святой Дмитрий, посланный на нас Богом". И потребовал …[князь] выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей».Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. 1) События, о которых идёт речь в отрывке, произошли в начале IX в. 2) В отрывке описан поход князя, который ранее объединил под своей властью Киев и Новгород. 3) В походе, завершение которого описано в отрывке, русское войско пересекло Каспийское море.4) Князь, о котором идёт речь в отрывке, заключил в результате описанного похода выгодный для Руси договор с государством, столица которого упомянута в отрывке. 5) Князь, о котором идёт речь в отрывке, погиб в ходе восстания древлян, поднявшегося при попытке сбора дополнительной дани. 6) Введение уроков и погостов было осуществлено в том же веке, к которому относятся описанные в отрывке события.Ответ: ______________________________________Для городов Древней Руси, в отличие от Западной Европы, характерно строительство зданий из дерева, а не камня. Почему в Древней Руси преимущественно строили из дерева, а не камня? Приведите три причины. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1» ____________________________Напишите название союза славянских племён, проживавшего на землях, обозначенных на схеме буквой «А» ____________________________Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте. «Походы князя представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии. Побеждена была Волжская Болгария, полностью разгромлена Хазария, ослаблена и напугана Византия, бросившая все свои силы на борьбу с могучим и стремительным полководцем.Замки, запиравшие торговые пути русов, были сбиты. Русь получила возможность вести широкую торговлю с Востоком. В двух концах Русского моря возникли русские военно-торговые форпосты — _______________ на востоке у Керченского пролива и Преславец на западе близ устья Дуная». ________________________________________Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? 1) Город, обозначенный на схеме цифрой «2», был центром расселения племенного союза кривичей. 2) На схеме обозначен город, где состоялся съезд русских князей, утвердивший принцип «каждый держит отчину свою». 3) Одной из причин выбора христианства в качестве государственной религии Руси стали её тесные связи с государством, обозначенным на схеме буквой «Г». 4) Цифрой «3» на схеме обозначен город Царьград. 5) По торговому пути, обозначенному на схеме, Русь торговала со странами Востока. 6) В период событий, отражённых на схеме, столицей государства, обозначенного на схеме буквой «Б», был город Булгар.18. Прочитайте текст и выполните задания:Из исторического документа “Королем этого народа был [некто] по имени <…>, который, собрав тысячу и даже более того кораблей, явился к Константинополю. Император Роман, услыхав об этом, терзался раздумьями, ибо весь его флот был отправлен против сарацини на защиту островов. После того как он провел немало бессонных ночей в раздумьях, а <…> разорял все побережье, Роману сообщили, что у него есть только 15 полу поломанных хеландий, брошенных их владельцами вследствие их ветхости. Узнав об этом, он велел призвать к себе калафатов, то есть корабельных плотников, и сказал им: "Поспешите и без промедления подготовьте оставшиеся хеландии, а огнеметные машины поставьте не только на носу, но и на корме, а сверх того — даже по бортам". Когда хеландии по его приказу были таким образом подготовлены, он посадил на них опытнейших мужей и приказал им двинуться против короля <…>. Наконец, они прибыли. Завидев их расположившихся в море, король <…> повелел своему войску не убивать их, а взять живыми. Итак, расположившись посреди русского [флота], они принялись метать вокруг себя огонь. Увидав такое, русские тут же стали бросаться с кораблей в море, предпочитая утонуть в волнах, нежели сгореть в пламени. Иные, обремененные панцирями и шлемами, шли на дно и их больше не видели, некоторые же державшиеся на плаву, сгорали даже посреди морских волн. В тот день не уцелел никто, кроме спасшихся бегством на берег. После этого <…> в великом смятении ушел восвояси; победоносные же греки, ликуя, вернулись в Константинополь, ведя с собой многих оставшихся в живых [русских пленных], которых Роман повелел всех обезглавить. Как назывался военный конфликт, о котором идёт речь в документе? Укажите его хронологические рамки и полководца, чьё имя пропущено в тексте. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие причины, по мнению автора источника, послужили победе императора над русскими? Приведите не менее двух причин. Какое название получило средство ведения боя с помощью огня, которое было использовано в данной битве?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Укажите событие, к юбилею которого приурочен выпуск данной почтовой марки. Используя изображение, приведите любое одно обоснование Вашего ответа. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца Запишите название реки, обозначенной на схеме двумя цифрами «4» _____________________________________ Укажите название восточнославянского племенного союза, расселение которого показано на схеме двумя цифрами «2» ______________________________________Назовите город, обозначенный на схеме цифрой «3». ______________________________________Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? 1) Цифрой «1» на схеме обозначен Новгород.2) Маршрут движения княжеской дружины, обозначенный на схеме, связан со сбором полюдья. 3) Города Дебрянск, Трубеч, Чернигов были основаны кривичами. 4) Цифрой «1» на схеме обозначен город, которому за массовый героизм и мужество его жителей в годы Великой Отечественной войны присвоена высшая степень отличия «город-герой». 5) Введение «уроков и погостов» связано с именем княгини Ольги. 6) Князь Игорь Старый был отцом киевского князя, ставшего крестителем Руси.Ответ _________________________Почему в X - XI вв. киевские князья не считали земли вятичей особо ценной частью своих владений, редко посещали их и передавали во владение одному из младших сыновей? Укажите три причины. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «вече». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Укажите имя и прозвище князя, изображенного на данной марке. Используя изображение, приведите любое одно обоснование Вашего ответа. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Укажите три причины похода киевского князя Олега Вещего на Византию в 907 году. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Назовите имя киевского князя, походы которого обозначены в легенде схемы цифрой «6» ___________________________Укажите название восточнославянского союза племён, территория которого обозначена на схеме цифрой «3» ______________________________Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое дважды пропущено в этом тексте. «Когда между братьями Владимира после трагической гибели Святослава вспыхнула усобица, разжигаемая варягом Свенельдом, и Олег Древлянский был убит, Добрыня и Владимир двинулись походом из Новгорода в Киев, покорив по дороге ________________, важный торговый пункт на Западной Двине. Здесь Владимир взял себе в жёны Рогнеду, дочь местного князя. В русских былинах отражены и борьба Олега со Свенельдом, и женитьба Владимира при посредничестве Добрынин. ________________________________________Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? 1) В городе, обозначенном на схеме цифрой «1», крестился киевский князь Владимир. 2) Цифрой «2» на схеме обозначена территория восточнославянского племенного союза вятичей. 3) На схеме обозначен город, названный монголами «злым городом» за стойкость его защитников во время Батыева нашествия на Русь. 4) Город, обозначенный на схеме цифрой «5», расположен в том месте, где теперь находится Санкт-Петербург. 5) С середины XI в. половецкие племена кочевали в районе, обозначенном на схеме цифрой «7». 6) Территория, обозначенная в легенде схемы цифрой «4», вошла в состав Древнерусского государства при князе Олеге Вещем.Ответ: __________В 988 году князь Владимир Святославич принял крещение по восточному (византийскому) образцу и крестил Русь. Укажите три причины выбора восточного (византийского) христианства. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Укажите событие, к юбилею которого приурочен выпуск данного жетона. Используя изображение, приведите любое одно обоснование Вашего ответа. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В 988 году на Руси началось распространение христианства, но при этом сохранились и языческие пережитки. В чём причины сохранения языческих пережитков? Приведите три причины. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента. В 1068 году в Киеве произошло народное восстание. Укажите три любых причины (предпосылки) данного события. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
