Публикации
"Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевую игру"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевую игру"
Автор: Ермошина Ирина Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевую игру"
Автор: Ермошина Ирина Сергеевна
Статья на тему: «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно – ролевую игру».Подготовила: Воспитатель МБОУ «Центр Образования №3»Дошкольное Отделение №2Ермошина И.С.Тула, 2025.Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.«Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» определила для себя цель:Воспитание дружеских отношений в детском коллективе посредством совместных игр, развитие эмоционально-положительного отношения детей к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр.Задачи:способствовать развитию игровой деятельности детей; сформировать основы «игровой культуры», развить коммуникативные способности детей; формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежности; создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми; расширить кругозор ребенка посредством игры; развивать речевую активность у детей. Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И безусловно душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность вашего ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, дидактические, настольные игры. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно- ролевых игр. Это строительная, моторно-двигательная, зона игры с машинами для мальчиков, для девочек - зона игры с куклами.Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.Некоторые принципы организации сюжетно-ролевой игры:Добровольность участия. Детям предоставляется возможность выбора, в какой роли они хотят участвовать. Постепенное усложнение сюжета. Игры начинают с простых сценариев (например, «семья», «магазин») и постепенно вводят более сложные (например, «в больнице», «на стройке»). Интерактивное взаимодействие. Дети должны участвовать в активных ролевых взаимодействиях. Свобода творчества. Игра предоставляет возможность детям самостоятельно придумывать элементы сюжета и диалоги. Поддержка педагога. Воспитатель не навязывает свои идеи, а лишь направляет и помогает детям развивать игру. Некоторые методы проведения сюжетно-ролевых игр:Прямое вовлечение. Педагог может начинать игру, показывая пример, как можно выполнять ту или иную роль. Моделирование ситуаций. Создание педагогом ситуации, требующей от детей активного общения и решения. Наблюдение и косвенное руководство. Педагог наблюдает за ходом игры и при необходимости корректирует действия детей. Групповое обсуждение. После окончания игры дети вместе с воспитателем обсуждают, что получилось, какие возникли трудности и как они были решены. Очень важно, чтобы малыши сами ставили игровую задачу, определяли содержание предстоящего игрового действия: накормим куклу кашей, уложим спать и т.п. подвожу малышей к тому, чтобы они самостоятельно находил необходимые для этих действий игрушки или предметы – заместители. Предметы-заместители необходимы для развития фантазии, творчества ребенка, для того, чтобы найти выход из любой ситуации, нестандартное, непривычное решение проблемы. Чем больше «игрушечных» трудностей малыши преодолеют, тем богаче будет их опыт творчества, которым они уверенно, находчиво и разнообразно смогут воспользоваться во взрослой жизни.
