Публикации Методы дифференциации, используемые при изучении «Литературного чтения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы дифференциации, используемые при изучении «Литературного чтения»
Автор: Бойко Алена Викторовна Бородай Екатерина Александровна

  • Методы дифференциации, используемые при изучении «Литературного чтения»
  • Особое место в комплекте занимают уроки «Литературного чтения», разработанные Л.А.Ефросининой. Главная задача данного курса является литературное развитие младших школьников в процессе обучения. Основные особенности курса:
  • развитие личности ребенка, формирование интеллекта и общей культуры, учебной деятельности, учет индивидуальных возможностей каждого ученика и построение на этой основе дифференцированного обучения;
  • «нерасчлененность» классного и внеклассного чтения, единый курс позволяет одновременно учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства, совершенствовать у них навык чтения и обогащать речь учащихся средствами литературы.
  • Реализуются важнейшие педагогические принципы:- эстетический принцип. Используется специальный отбор произведений для чтения младших школьников, отказ от литературных текстов дидактической направленности;- принцип эмоциональности. Это работа с литературным произведением, которая направлена на обогащение эмоциональной сферы учащихся, на развитие у них эмоциональной отзывчивости;- принцип преемственности и системности. Между уроками литературного чтения, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и музыки.Но реализация всех этих принципов в ходе преподавания литературного чтения возможна лишь при выполнении условий:
  • содержание произведения, его художественные особенности и выразительные средства языка должны соответствовать возрастным особенностям и уровню сформированности читательских умений учащихся;
  • каждый ребенок должен иметь на уроке тот учебный материал, который соответствует уровню его знаний и умений;
  • для активизации деятельности учащихся на уроке должны использоваться разнообразные методы и средства обучения.
  • Важнейшим итогом обучения на уроках литературного чтения должно стать литературное развитие школьника.Критерии литературного развития.
  • Уровень начитанности, круг чтения школьника.
  • Степень развития познавательного интереса, сформированность эстетических чувств, развитие эмоциональной сферы.
  • Уровень владения определенной системой навыков и умений работать с книгой.
  • Приоритет в этом курсе отдается русской литературе. Особенностью программы литературного чтения является то, что все его содержание представлено темами: «О нашей родине», «О детях», «О родной природе», «О наших друзьях животных», «Семья и я», в которые входят разножанровые и разные по объему произведения. Это создает условия для дифференцированного подхода в формировании читательских умений на уроках литературного чтения. Младший школьник в силу своих возрастных психологических особенностей быстро теряет интерес, если читает произведения одного и того же жанра в течение нескольких уроков. Он не готов изучать творчество отдельных писателей, поэтому при отборе произведений учтены все особенности и возможности ученика и их изменение на протяжении этого возрастного периода. Во всех учебниках имеются тексты, как для плохо читающих детей, у которых читательские навыки только формируются, так и для тех, кто пришел в школу, владея беглым чтением. Особенностью курса литературного чтения является и то, что на каждом уроке присутствуют три вида обучающего материала.
  • Произведения для обучения навыку чтения.
  • Произведения для слушания.
  • Произведения и детские книги для самостоятельного чтения.
  • При формировании навыка чтения, доведение его до необходимого уровня беглого и осознанного чтения важен дифференцированный подход к детям, так как в классе всегда выделяется несколько групп учащихся с разным уровнем его сформированности. Поэтому на каждом уроке выделяется особое время для упражнения по преодолению трудностей в чтении. Детям предлагается много творческих заданий (сочинение сказок, загадок, стихотворений, рисование иллюстраций к произведениям). При их выполнении ребята проявляют оригинальность, самостоятельность, не повторяют образец. Задания развивают у детей память, воображение, мышление, умение создавать новые образцы. В круг чтения включены «взрослые» произведения, научно-познавательные статьи, и эта работа систематизирована. Наряду с этим в учебниках много юмористических произведений, позволяющих «разрядить» атмосферу, побудить к чтению всех детей. Ведь целью уроков литературного чтения является не только ознакомление ребенка с художественным произведением, но и формирование читателя, владеющего некоторыми литературоведческими терминами, видящего структуру произведения, умеющего понять, о чем говорит автор. Уроки литературного слушания дают возможность нечитающим или плохо читающим детям обучаться анализу литературного произведения, высказывать свое мнение, а тетради по литературному чтению позволяют дать посильную работу каждому ученику.Способы дифференциации по чтению.
  • Дифференциация заданий по объему учебного материала. Степень овладения техникой чтения. Учащиеся обладают разным темпом работы, поэтому кроме основного задания выполняют еще и дополнительные задания.
  • Дифференциация по степени самостоятельности учащихся. Все дети выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
  • Дифференциация заданий по уровню трудности. Более сложные задания даются более «сильным» учащимся.
  • Дифференциация по уровню творчества. Такой способ предполагает различие в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной.
  • Дифференциация по характеру помощи учащимся. Такой способ предусматривает, что все учащиеся приступают к самостоятельной работе, но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении заданий, оказывается небольшая помощь.
  • Комбинированный характер дифференцированных заданий. Задания, которые предлагаются учащимся, могут иметь сразу несколько способов дифференциации.
  • Современная образовательная обстановка в начальной школе по дифференцированному подходу в совокупности его компонентов выдвигает на первый план организацию и управление целенаправленной учебной деятельности ученика в общем контексте его жизнедеятельности.Исходя из интересов и индивидуальных особенностей каждого учащегося, повысить результат обучения и развития логического мышления учащегося возможно, если использовать приёмы дифференцированного подхода, направленные на оптимальное использование зоны ближайшего развития.Направления обучения в образовательном процессе отражают поиск психолого — педагогической наукой того, как оптимизировать этот процесс, что и призван обеспечить дифференцированный подход. Такие идеи, как дифференциация и интеграция его содержания, личностно-ориентированное обучение и педагогика сотрудничества определяют кардинальную направленность современного образования.Во — первых, ликвидируются противоречия в определениях содержания учебного задания — несоответствие содержания, характера, степени трудности задания, ориентированного на среднего ученика и познавательных возможностей сильных и слабых учеников.Во — вторых, ослабляется противоречие организационных форм учебной деятельности — темп фронтальной работы класса и темп индивидуальной работы каждого ученика.В — третьих, в данном случае дифференцированный подход осуществляется не как приспособление обучения к индивидуальным особенностям учащихся, а как приспособление индивидуальных особенностей к процессу обучения. Обучение не приспосабливается к развитию, а ведёт его за собой, что гораздо успешнее достигается при индивидуальном подходеВ — четвёртых, данный подход позволяет повысить уровень притязаний личности, вырабатывает правильную самооценку, способствует самоутверждению личности.Данный подход позволяет ученику почувствовать себя таким как все, возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся. Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд. Таковы достоинства дифференцированного подхода. Главное — не абсолютировать подходы, а применять их в разумных сочетаниях.
    -