Методы дифференциации, используемые при изучении «Литературного чтения» Особое место в комплекте занимают уроки «Литературного чтения», разработанные Л.А.Ефросининой. Главная задача данного курса является литературное развитие младших школьников в процессе обучения. Основные особенности курса:развитие личности ребенка, формирование интеллекта и общей культуры, учебной деятельности, учет индивидуальных возможностей каждого ученика и построение на этой основе дифференцированного обучения;«нерасчлененность» классного и внеклассного чтения, единый курс позволяет одновременно учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства, совершенствовать у них навык чтения и обогащать речь учащихся средствами литературы.Реализуются важнейшие педагогические принципы:- эстетический принцип. Используется специальный отбор произведений для чтения младших школьников, отказ от литературных текстов дидактической направленности;- принцип эмоциональности. Это работа с литературным произведением, которая направлена на обогащение эмоциональной сферы учащихся, на развитие у них эмоциональной отзывчивости;- принцип преемственности и системности. Между уроками литературного чтения, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и музыки.Но реализация всех этих принципов в ходе преподавания литературного чтения возможна лишь при выполнении условий:содержание произведения, его художественные особенности и выразительные средства языка должны соответствовать возрастным особенностям и уровню сформированности читательских умений учащихся;каждый ребенок должен иметь на уроке тот учебный материал, который соответствует уровню его знаний и умений;для активизации деятельности учащихся на уроке должны использоваться разнообразные методы и средства обучения.Важнейшим итогом обучения на уроках литературного чтения должно стать литературное развитие школьника.Критерии литературного развития.Уровень начитанности, круг чтения школьника.Степень развития познавательного интереса, сформированность эстетических чувств, развитие эмоциональной сферы.Уровень владения определенной системой навыков и умений работать с книгой.Приоритет в этом курсе отдается русской литературе. Особенностью программы литературного чтения является то, что все его содержание представлено темами: «О нашей родине», «О детях», «О родной природе», «О наших друзьях животных», «Семья и я», в которые входят разножанровые и разные по объему произведения. Это создает условия для дифференцированного подхода в формировании читательских умений на уроках литературного чтения. Младший школьник в силу своих возрастных психологических особенностей быстро теряет интерес, если читает произведения одного и того же жанра в течение нескольких уроков. Он не готов изучать творчество отдельных писателей, поэтому при отборе произведений учтены все особенности и возможности ученика и их изменение на протяжении этого возрастного периода. Во всех учебниках имеются тексты, как для плохо читающих детей, у которых читательские навыки только формируются, так и для тех, кто пришел в школу, владея беглым чтением. Особенностью курса литературного чтения является и то, что на каждом уроке присутствуют три вида обучающего материала.Произведения для обучения навыку чтения.Произведения для слушания.Произведения и детские книги для самостоятельного чтения.При формировании навыка чтения, доведение его до необходимого уровня беглого и осознанного чтения важен дифференцированный подход к детям, так как в классе всегда выделяется несколько групп учащихся с разным уровнем его сформированности. Поэтому на каждом уроке выделяется особое время для упражнения по преодолению трудностей в чтении. Детям предлагается много творческих заданий (сочинение сказок, загадок, стихотворений, рисование иллюстраций к произведениям). При их выполнении ребята проявляют оригинальность, самостоятельность, не повторяют образец. Задания развивают у детей память, воображение, мышление, умение создавать новые образцы. В круг чтения включены «взрослые» произведения, научно-познавательные статьи, и эта работа систематизирована. Наряду с этим в учебниках много юмористических произведений, позволяющих «разрядить» атмосферу, побудить к чтению всех детей. Ведь целью уроков литературного чтения является не только ознакомление ребенка с художественным произведением, но и формирование читателя, владеющего некоторыми литературоведческими терминами, видящего структуру произведения, умеющего понять, о чем говорит автор. Уроки литературного слушания дают возможность нечитающим или плохо читающим детям обучаться анализу литературного произведения, высказывать свое мнение, а тетради по литературному чтению позволяют дать посильную работу каждому ученику.Способы дифференциации по чтению.Дифференциация заданий по объему учебного материала. Степень овладения техникой чтения. Учащиеся обладают разным темпом работы, поэтому кроме основного задания выполняют еще и дополнительные задания.Дифференциация по степени самостоятельности учащихся. Все дети выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. Дифференциация заданий по уровню трудности. Более сложные задания даются более «сильным» учащимся.Дифференциация по уровню творчества. Такой способ предполагает различие в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной.Дифференциация по характеру помощи учащимся. Такой способ предусматривает, что все учащиеся приступают к самостоятельной работе, но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении заданий, оказывается небольшая помощь.Комбинированный характер дифференцированных заданий. Задания, которые предлагаются учащимся, могут иметь сразу несколько способов дифференциации. Современная образовательная обстановка в начальной школе по дифференцированному подходу в совокупности его компонентов выдвигает на первый план организацию и управление целенаправленной учебной деятельности ученика в общем контексте его жизнедеятельности.Исходя из интересов и индивидуальных особенностей каждого учащегося, повысить результат обучения и развития логического мышления учащегося возможно, если использовать приёмы дифференцированного подхода, направленные на оптимальное использование зоны ближайшего развития.Направления обучения в образовательном процессе отражают поиск психолого — педагогической наукой того, как оптимизировать этот процесс, что и призван обеспечить дифференцированный подход. Такие идеи, как дифференциация и интеграция его содержания, личностно-ориентированное обучение и педагогика сотрудничества определяют кардинальную направленность современного образования.Во — первых, ликвидируются противоречия в определениях содержания учебного задания — несоответствие содержания, характера, степени трудности задания, ориентированного на среднего ученика и познавательных возможностей сильных и слабых учеников.Во — вторых, ослабляется противоречие организационных форм учебной деятельности — темп фронтальной работы класса и темп индивидуальной работы каждого ученика.В — третьих, в данном случае дифференцированный подход осуществляется не как приспособление обучения к индивидуальным особенностям учащихся, а как приспособление индивидуальных особенностей к процессу обучения. Обучение не приспосабливается к развитию, а ведёт его за собой, что гораздо успешнее достигается при индивидуальном подходеВ — четвёртых, данный подход позволяет повысить уровень притязаний личности, вырабатывает правильную самооценку, способствует самоутверждению личности.Данный подход позволяет ученику почувствовать себя таким как все, возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся. Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд. Таковы достоинства дифференцированного подхода. Главное — не абсолютировать подходы, а применять их в разумных сочетаниях.