Публикации
презентация "Нейропсихологический подход в работе над коррекцией нарушений слоговой структуры слова".
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: презентация "Нейропсихологический подход в работе над коррекцией нарушений слоговой структуры слова".
Автор: Сидорова Ирина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: презентация "Нейропсихологический подход в работе над коррекцией нарушений слоговой структуры слова".
Автор: Сидорова Ирина Владимировна
Нейропсихологический подход в работе над коррекцией нарушений слоговой структуры слова.Основатель отечественной нейропсихологии - А.Р. Лурия.«Александр Романович Лурия начал бесстрашно соединять медицину и психологию. На их стыке и родилась новая наука — нейропсихология. Задача нейропсихолога — не только выяснить, какая функция нарушена в результате поражения мозга, какие сбои наступили во всех остальных психических процессах, но и, опираясь на неповрежденные участки мозга, найти обходной путь для восстановления утраченных функций». Структурно-функциональная модель мозга как субстрат психической дейтельности (А.Р.Лурия).I блок - Энергетический блок, активация мозга.Недостаточное развитие энергетического блока приводит к тому, что дети быстро утомляются, их энергетического ресурс быстро истощается.II блок – приём, переработка и хранение информации. Если недостаточно развит второй блок мозга, то ребёнок испытывает проблемы с памятью, а также сталкивается с трудностями написания (например, зеркальное отображение букв). Данный блок отвечает и за фонематическое восприятие, отвечающее за различение звуков.III блок – программирование, регуляция и контроль. При недостаточном развитии блока программирования у ребёнка нарушается контроль поведения, нарушается умение действовать по образцу.Чтобы речь развивалась правильно, необходима согласованная работа не только всех трёх блоков, но и согласованная работа левого и правого полушарий. С помощью активизации межполушарного взаимодействия можно более эффективно корректировать имеющиеся у детей недостатки речевой, двигательной и интеллектуальной сфер, поведенческие расстройства. В современном мире коррекция слоговой структуры слова у дошкольников играет важную роль в их языковом развитии. Способность правильно произносить слова не только помогает детям говорить более чётко и выразительно, но и является основой для успешного обучения в школе. Для эффективной коррекции слоговой структуры слова у малышей мы предлагаем использовать нейропсихологический подход, сочетающий в себе игровые методики, интерактивные упражнения и индивидуальный подход к каждому ребёнку. Нейропсихологический подход к коррекции слоговой структуры слова представляет собой инновационный метод, основанный на исследованиях принципов работы мозга в процессе произношения и восприятия речи. Согласно этому подходу, коррекция слоговой структуры слова направлена на активизацию определенных участков мозга. Для коррекции слоговой структуры слова в нейропсихологии используются различные методы, основанные на психологических и нейрофизиологических исследованиях. Давно доказана эффективность нейропсихологического подхода в работе логопеда, который предусматривает комплекс различных упражнений и игр, которые направлены на развитие и активизацию механизмов работы мозга через выполнение физических упражнений. Однако для эффективной коррекции слоговой структуры слова необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, а также применять комплексный подход. У нейропсихологического подхода в работе над коррекцией нарушений слоговой структуры слова есть ряд преимуществ:1. многофункциональные упражнения;2. игровая форма;3. коррекция в движении.Примерные игры и упражнения. Игра «Слоговые дорожки». (На дорожках следы – в зависимости от количества слогов в слове – ребёнок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след). «Нейроладошки». (Перед ребёнком на столе ладошки с разноцветными геометрическими фигурами рядом с каждым пальцем. Ребёнку предлагается последовательность слов в разноцветных фигурах. Глядя на эту последовательность необходимо поднять соответственный палец на нужной руке и произнести заданное слово.) Упражнение «Ручные классики». (Ребёнок прыгает пальчиками по классикам и называет слова, изображённые в клетках.) Реципрокные карты с картинкой. (Ребёнок должен назвать слово и показать соответствующий жест руками.) Рисование двумя руками. (Одновременно двумя руками рисуем дорожку от края листа до середины. В середине картинка со словом, которое надо проговорить.) Зашумлённые картинки. Переступание через предметы.(Переступание через ортопедические коврики (следочки), на которых лежат изображения, с одновременным произнесением слога, слова на определённую слоговую структуру.) Бросание мячей. (Бросание мячей из положения сидя на балансировочной доске (по мере усвоения – проговаривание слогов или слов. Например, бросок правой рукой – «помада», левой рукой – «панама»). Бросание мяча в изображение на стене (доске). Инструкция «Попади мячом в …».) Игра «Стучалки». (Кисти рук лежат на столе. Задача ребёнка отстучать ритм слова, работая попеременно правой и левой рукой. Инструкция: «По красному кругу стучи указательным пальцем, по синему – средним.) Игра «Дорожка». (Инструкция «Запомни, каким фигурам соответствуют следующие жесты, пройди дорожку, показывая их.» Усложнение: каждой фигуре соответствует слово определённой слоговой структуры.) Игра «Матрёшки». (Перед ребёнком расставлены матрёшки двух цветов. В левой руке ребёнка зелёный карандаш, в правой – красный. Инструкция: «Показывай зелёным карандашом зелёную матрёшку, а красным карандашом красную матрёшку. Двигайся по порядку, не пропуская ни одной матрёшки».Усложнение: определённому цвету матрёшки соответствует слово определённой слоговой структуры.) Подготовила: учитель-логопед МБУ ЦППМСП г.Владивостока Сидорова И.В.
