Публикации
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Автор: Пупков Сергей Михайлович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Автор: Пупков Сергей Михайлович
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИСистема методической работы в спортивной организации предполагает следующее: помощь тренеру-преподавателю в понимании объективной ограниченности своих знаний, вычленении и осознании причины противоречий профессиональной деятельности. Смысл известного сократовского тезиса: «Я знаю, что ничего не знаю, а Вы не знаете даже этого».Методическая работа опирается на несколько ведущих идей:• знания в любом возрасте можно и нужно пополнять, мышление развивать, способами деятельности овладевать;• совершенствуя собственное сознание, мы совершенствуем образовательный процесс, за качество которого несем ответственность перед воспитанниками;• личностный рост педагога – рост творческого и нравственного потенциала;• безусловно, только творческий педагог может заразить вирусом творчества детей, научить их творческому отношению к жизни и помочь преодолевать трудности, неизбежно возникающие на пути человека.Определение цели и задач методической работы позволяют правильно конкретизировать функции методической службы, а именно:• помощь тренеру в овладении методологическими основами педагогики;• помощь тренеру-преподавателю в развитии педагогического мышления – от рассудочного эмпирического к разумно организованному теоретическому, к мышлению понятиями;• помощь тренеру в преодолении всех трудностей перехода от практики традиционного обучения к обучению развивающему.В настоящее время в большинстве спортивных организаций, независимо от ведомственной принадлежности, методическую работу организуют: директор, замдиректора по учебно-спортивной работе, инструктор-методист, обеспечивающий работу с детьми (спортивно-массовый отдел), инструкторы-методисты по организационно-спортивной работе, а также руководители структурных подразделений по видам спорта. Распределение функций среди организаторов методической работы происходит следующим образом:• директор ДЮСШ – это общее руководство деятельностью спортивной организации;• заместитель директора по УСР и инструкторы-методисты – это программно-методическое обеспечение проектной деятельности в организации;• заместитель директора по УСР и руководители структурных подразделений по видам спорта – это программно-методическое обеспечение деятельности СО в рамках педагогического проектирования воспитательного модуля в спортивно-массовую работу в учреждении;• руководители структурных подразделений по видам спорта (инструкторы-методисты отделений, или иные специалисты) – это методическая помощь в проектировании учебных занятий, открытых и итоговых спортивно-массовых мероприятий, помощь в организации мониторинга качества образовательных программ и результативности соревновательной деятельности, помощь в организации обобщения передового педагогического опыта.Разработана программа методической учебы. Методическая служба спортивной организации, состоящая из заместителя директора по УСР и инструкторов-методистов ДЮСШ, руководит методической учебой и работой в подразделениях. Также систематически привлекаются тренеры высшей и первой квалификационной категорий, способных к аналитической и исследовательской деятельности.В основу плана методической работы спортивной организации берутся результаты диагностики системных затруднений тренеров, выявленных в ходе административного контроля. Построение плана методической учебы дифференцировано в соответствие уровня профессионального мастерства тренеров.Цель по отношению к опытным тренерам-преподавателям ДЮСШ – создание условий для активной исследовательской и наставнической деятельности.Цель по отношению к молодым тренерам ДЮСШ– развитие профессиональных умений, превышающих базовый стандарт педагогического образования.Цель по отношению к начинающим и малоопытным тренерам – оказание помощи в становлении профессиональных умений, расширение и углубление психолого-педагогических знаний.Начинающие тренеры и тренеры, нуждающиеся в опеке, работающие в режиме профессионального становления (без категории, вторая категория), проходят методическую учебу в соответствии с индивидуальным планом профессионального роста под руководством педагогов-наставников.Методическая работа в спортивной организации способствует:1. Осмыслению программно-методических требований, нормативных документов, обязательных в исполнении. В результате учебные программы, по которым работают тренеры, типовые или модифицированные, а это показатель достаточно высокого уровня компетентности тренерского состава.2. Изучению и системному анализу новых технологий и методик обучения, что позволяет тренерам-преподавателям успешно конкурировать с другими спортивными организациями в различных конкурсах профессионального мастерства.3. Обобщению и распространению передового педагогического опыта, рожденного внутри коллектива.4. Стимулированию группового педагогического творчества. За последние годы педагогический коллектив методом создания временных творческих групп разработал:• циклограмму деятельности воспитательной системы спортивной школы;• программы летних спортивных сборов в рамках программы «Здоровье»;• сценарии главных событий года и фотолетопись «Из опыта работы»;• программу социальной деятельности.5. Мотивации педагогической и профессиональной деятельности. Ежегодно спортсмены школы успешно принимают участие в городских, областных, всероссийских и международных турнирах и соревнованиях.6. Формированию готовности к профессиональному самообразованию. Каждый тренер работает над выбранной методической темой, обобщает свой педагогический опыт, участвует в спортивно-массовых и воспитательных мероприятиях.Формы организации методической работы1. Педагогический совет (тренерский совет).2. Работа над единой методической темой ДЮСШ.3. Индивидуальные консультации администрации и инструкторов- методистов.4. В течение года ежемесячные психолого-педагогические консультации.5. Открытые занятия и воспитательные мероприятия.6. Подготовка методической продукции для участия в районных, областных и всероссийских конкурсах различной направленности по профилю работы.7. Методические советы и объединения в отделениях по видам спорта.В течение учебного года тренерские советы проводятся, к примеру, по следующим темам:• «Развитие образовательного процесса в СО. Обновление программно-методического обеспечения. Опыт создания образовательных программ».• «Психолого-педагогическое обеспечение воспитывающей среды в СО».• «Воспитание в структуре тренировочного процесса».• «Защита учебной программы».• «Технология педагогического общения».• «Педагогическое проектирование в деятельности тренера-преподавателя»• «Спортивно-массовая работа: проблемы, решения, перспективы развития».• «Мониторинг качества реализации образовательных программ, проблема сохранности детского контингента и пути ее решения».• «Экспериментальная деятельность как фактор совершенствования процесса обучения и личностного роста педагогов».• «Новые формы организации летних спортивных сборов детей и подростков города, обобщение опыта военно-патриотического воспитания, работа летних спортивных лагерей».Работа над единой методической темой способствует решению частных методических задач в процессе коллективной работы над единым проектом. Психолого-педагогические консультации рассматриваются нами как активная форма пополнения теоретических знаний тренеров-преподавателей, позволяющая совершенствовать уровень педагогической компетентности. К каждому занятию, в системе методической учебы тренеров, инструкторами- методистами разрабатываются методические рекомендации к конкретным занятиям, которые хранятся в банке методических материалов, и могут быть использованы при подготовке к тренировочным занятиям. Были проведены консультации: «Педагогические здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»; «Принципы взаимодействия детей и подростков со взрослыми в процессе воспитания как компонент воспитательной системы»; «Мониторинг качества и результативности тренировочного процесса в спортивной школе»; «Педагогические технологии развивающего обучения» и др.Творческие отчеты тренеров являются обязательной формой подведения итогов деятельности за полугодие и учебный год. На заседании тренерского и методического совета в январе и мае каждого учебного года педагоги готовят отчеты и пополняют свои личные профессиональные портфолио. Подготовка и проведение открытого занятия нацелено на повышение эффективности обучения. Открытое занятие и спортивно-массовое мероприятие проводится в соответствие следующего алгоритма:Рассказ тренера о проекте занятия: целях, проектируемых результатах и обосновании выбранных форм и методов. Характеристика обученности, обучаемости и возможностей группы, где будет проводиться занятие. Ответы на вопросы присутствующих перед посещением занятия. Посещение занятия. Анализ занятия самим педагогом. Анализ занятия заместителем директора по УСР или директором. Вопросы к тренеру по содержанию и плану занятия. Общая дискуссия.
