Публикации
Растим архимедов
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Растим архимедов
Автор: Калачева Татьяна Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Растим архимедов
Автор: Калачева Татьяна Петровна
Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА«КАТЮША»Проект «Растим Архимедов»Проект практико – ориентированный, групповой, Долгосрочный -2015-2018ггУчастники проекта – дети - младшая группа №2, педагоги группы, родителиАвтор проекта: Калачева Т.П., воспитатель2015 г.Структура проектаПаспорт проекта 3 стр. Введение: актуальность темы 4стр. Анализ внешней и внутренней ситуации 5-6 стр. «Веселая математика» М.Беженова 7стр. Описание проекта 8 -9 стр. Этапы реализации проекта 10- План деятельности воспитателя Мониторинг Выводы Отчёт о проделанной работе Литература Приложение №1,2 Конспекты занятий Паспорт проектаНазвание проекта: «Растим Архимедов»Разработчик проекта: Калачева Т.П.– воспитательЦель: Формирование математического мышления детей дошкольного возрастаЗадачи:1.Отобрать наиболее эффективные приемы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях с детьми2. Создать максимально благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребенка3. Систематизировать подобранный материал для использования на занятиях в виде практического материала и рекомендаций по их использованию Участники проекта:1. Дети 2. Педагоги группы3. РодителиСроки реализации проекта:Сентябрь 2015г.- май 2018 г.Ожидаемые результаты: положительная динамика мониторинга по ФЭМП у детей; формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы; осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале; развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей. Введение«Математика – одна из важнейших функций в жизни и необходима любому цивилизованному человеку. От рождения и до смерти мы связаны с математикой. Ребенок в школе сталкивается с математическими проблемами каждый день, так же как и домохозяйка, плотник, бизнесмен и исследователь космоса»Г. Доман. Одной из распространённых методических проблем в дошкольной педагогике является формирование и раскрытие математических способностей ребёнка и задатков математического мышления. Эта проблема объясняется, прежде всего, очень бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний, очень большим обилием информации, получаемой ребёнком, компьютеризацией. Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Многие учёные подчёркивают значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами. Математические способности относятся к группе специальных способностей, как музыкальные, изобразительные и т. д. Многие исследователи, формирование и развитие математических способностей связывают не с содержательной стороной предмета, а с процессом мыслительной деятельности, т. е. с развитием математического мышления детей. Итак, базой для развития математических способностей является «математическое мышление», что в большей мере, обусловлено особой спецификой, так называемых познавательных и интеллектуальных способностей. Для проведения математических способностей и дальнейшего развития требуется усвоение определённого запаса знаний и наличие определённых умений, в том числе и умение, применять накопленные знания в мыслительной деятельности. Для математического стиля мышления характерны чёткость, краткость, расчленённость, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В современной психологии существуют различные направления исследования мыслительных процессов. Все они сходятся в признание того, что основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математики в школе и в детском саду. Анализ внешней и внутренней ситуацииВсё чаще в последнее время мы видим, что система образовательной работы с дошкольниками стала использовать школьные формы: обучение счёту, письму, чтению. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования выделяют ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует, прежде всего, указать на несколько распространённых среди педагогов заблуждений: Во- первых, многие считают, математические способности заключаются в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связанны с формированием подлинно математических способностей.Во-вторых, многие думают, что способные к математике дети отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А.Н.Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно, запоминать, большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математическим способностям. Ребёнок может работать медленно и неторопливо, но в тоже время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.Крутецкий В.А. в книге «Психология математических способностей дошкольников» различает девять способностей:1.Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей.2.Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном. 3. Способность к оперированию числовой и знаковой символикой.4.Способность к последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах.5. Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свёрнутыми структурами.6. Способность к обратимости мыслительного процесса ( к переходу с прямого на обратный ход мыслей).7. Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов.8. Математическая память. Можно предложить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы.9. Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.Способности не бывают предопределёнными, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, в связи с этим нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть, как далеко может пойти это развитие. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Я сама очень люблю математику и стараюсь привить эту любовь детям. Математика не может быть неинтересной, скучной. Ведь «в математике есть своя красота, как в живописи и поэзии», утверждал Н.Е. Жуковский. И это действительно так. Без математики мы не можем решить ни одной проблемы, т.к. математика является языком логики и рассуждений, это язык рисунка и симметрии. Недаром говорил Г. Галилей: «Математика - это язык, на котором написана книга природы». Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону. Математика дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребенка и его интеллект. Нам следует обучать ребенка не для того, чтобы он стал великим математиком, физиком и инженером, а для того, чтобы ему легче было бы в повседневной жизни. Основная цель занятий математикой - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано рядом причин: обилием информации, получаемой ребёнком, повышением внимания к компьютеризации; желание сделать процесс обучения более интенсивным, стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать примеры и задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.«Веселая математика» М. БеженовойПредмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль)Работая с детьми в детском саду, я очень люблю проводить занятия по математике.Анализируя свою деятельность в этом направлении, ознакомившись с программой « Мир открытий», мне пришла идея разработки проекта по развитию математических способностей детей, используя «Веселую математику» М. Беженовой. Почему же я выбрала именно эту методику обучения?Во- первых, методика «перекликается» с методикой обучения по программе «Мир открытий». Во- вторых, «Веселая математика для самых маленьких» в игровой, занимательной форме объясняет, как образуется число, формирует представление о цифре как символическом изображении числа, знакомит ребенка с такими понятиями, как «предыдущее число», «последующее число» и «соседи числа». Данная методика учит не только считать, но и писать: с помощью подсказок советует, какие движения ручкой и в каком порядке нужно совершать, чтобы малыш овладел навыками написания цифр. Не имеющая аналогов в существующей литературе система заданий по элементарной геометрии формирует у ребенка пространственное мышление: знакомит его с основными геометрическими фигурами, учит распознавать их среди окружающих предметов и изображать на бумаге. Кроме того, "Веселая математика для самых маленьких" способствует . Малыш учится правильно называть предметы, отвечать на вопросы, четко и связно говорить. Радость от игровой деятельности постепенно перейдёт в радость учения, когда учиться интересно, легко - и хочется учиться.Основываясь на утверждении сотрудников «Института развития человеческого потенциала», основанного Гленом Доманом, что обучение математике нужно начинать гораздо раньше и добиться при этом гораздо лучших результатов, т.к. в этом возрасте у детей необыкновенная способность впитывать, запоминать и анализировать большие объемы информации, решила работу начинать с младшей группы. Дети раннего дошкольного возраста активно познают окружающий мир и, будто губка, впитывают новые знания. Абсолютное большинство детей проявляют интерес ко всей новой информации. Поэтому важно постоянно подпитывать этот интерес, но ни в коем случае не отпугнуть малыша, перегрузив его излишними знаниями. В 2-3 года ребёнок способен сформировать представления о пространстве, величинах, геометрических фигурах и их свойствах, о количестве предметов. Дети, которые обладают данными сенсорно - математическими представлениями, более успешно адаптированы к социуму: они способны самостоятельно решать первые задачи, которые будут поставлены перед ними в условиях детского сада, и в школе.Описание проектаЦель проекта: Формирование математического мышления детей дошкольного возраста. Обеспечить детям высокий уровень подготовки к последующему усвоению систематического курса математикиЗадачи:Развивать интеллектуально – творческие способности детей, формировать у детей мыслительные операции (анализ, синтез, аналогии), умения абстрагировать, выделять главное. Обучать математическим способам познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления; Развивать высокую познавательную мотивацию; образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности. Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение; Развивать у детей высокий уровень подготовки к школе, Формировать чувства ответственности за начатое дело. Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями и с использованием методики М. Беженовой, будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, интеллектуальному развитию.Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями, с использованием «не имеющих аналогов в существующей литературе системы заданий по элементарной геометрии»Реализация проекта осуществляется на основе следующих принципов:1.Принцип дифференциации в воспитании - создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребёнка способом, темпом, объёмом. 2.Прнцип гуманизации – признание ребёнка высшей ценностью воспитания.3. Принцип успешности.4.Принцип индивидуализации, подход к каждому ребёнку согласно возрастным и индивидуальным особенностям. Взаимодействие «дети - математика» учитывать закономерности: чем меньше возраст ребёнка, тем легче развить у него социальную компетентность и сформировать устойчивые привычки к математике.5. Принцип наглядности, чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем лучше он усваивается.6. Принцип доступности, объём изучаемого материала и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития детей, их возможностям усвоить предлагаемый материал.Ожидаемый результат: появление интереса к самому процессу познания математики; преодоление трудностей; самостоятельное нахождение способов решения познавательных задач; стремление к достижению поставленной цели; развитие точности восприятия, концентрации внимания, памяти ребёнка и умение работать по образцу; максимальная эффективность освоения задач, заложенных в методике М.Беженовой;развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребёнка; разработка мультимедийных продуктов. Предполагаемый продукт проекта: разработанные рекомендации для педагогов по развитию математических способностей дошкольников по методике М. Беженовой; систематизированный материал по теме по возрастам; разработанные рекомендации для родителей.Формы реализации: Кружок «Юные Архимеды» Театрализация; Работа с различными материалами Исследовательская деятельность в развивающей среде; Творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей), индивидуальная Методы и приемы Игровые; экспериментирование; моделирование; конструирование. Этапы реализации проектаI этап – подготовительный (сентябрь 2015 г.)Заинтересовать родителей в реализации проекта, создание условий для реализации проекта, изучение методической литературы по теме, поиск материалов в интернете.II этап – основной (октябрь 2015 г. - апрель 2019 г.)Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.Презентация проекта – открытые занятия по ФЭМП (по каждому возрасту) с использованием для родителей.III этап – итоговый (май 2019 г.)Проведение итоговой диагностики. Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.Работа с детьмиРабота проводится по блокам:I блок: работа с детьмиII блок: работа с родителямиIII блок: самостоятельная деятельностьIV блок: работа с педагогамиОрганизация непосредственно - образовательной деятельности детей 3-4 лет.План деятельности педагога Младший возрастЧто нужно для того, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным, чтобы мог реализовывать все свои возможности, раскрыть способности? Необходимо прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные особенности. Три года – это рубеж, на котором ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, становиться более самостоятельным. Малыш уже многое понимает, умеет и знает, стремится узнать ещё больше. Наша задача-помочь ему в этом. Для умственного развития дошкольника первостепенное значение имеет знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот, что привлекает ребёнка.Игры-занятия, которые, следует предлагать детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, которые надо сравнивать по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для трёхлетнего ребёнка наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих разобраться в строении предметов и их взаимном расположении. Следующая группа игр ориентирована на развитии творческих способностей, стимулировании его воображения. Малыш будет стремиться замечать разные качества предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математические игры-занятия помогут научить ребёнка выделять количественные отношения между предметами.В традиционной системе дошкольного образования формирование математических представлений у детей начинается со второй младшей группы(3-4)года.Азы обучения счету, занятия с 3-4-леткамиМаленький ребенок не способен воспринимать информацию на слух. Он должен увидеть и обязательно выполнить все задания руками: переложить фигуры, раздать конфеты куклам, убрать лишнее, сделать поровну. Тесная взаимосвязь действия и знания – основа, на которой построена вся методика обучения порядковому счету.Особенно весело и продуктивно проходят игры, в которых дети выполняют посильные задания: принеси столько же; поставь одну машинку на белый круг, а на синий много; сделай поровну.В этот же период малыши учатся сравнивать, не считая предметы. Первые способы сравнения дети делают, накладывая предметы друг на друга. Для этого необходимо создать понятную для ребенка ситуацию, когда задание связано с его личным опытом. Например, необходимо посадить цветы (4 штуки) в горшки (5 штук). Разложив картинки цветов на изображения горшков, малыши замечают, что один горшок лишний. Ситуация обсуждается: горшок лишний, значит, горшков больше. Цветов не хватает, значит, цветов меньше..Взаимодействие с семьёйПриобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.Прежде всего, я Познакомлю родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой руководства соответствующей детской деятельностью. В ходе практических занятий, я покажу на практике педагогическое положение о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом.Работу с родителями и детьми надо вести одновременно, что обеспечит разностороннее воздействие, направленное на воспитание интереса к играм, занимательным задачам, обучение их способам поиска ответа, решения.Формы и методы работы с родителями по данной проблеме могут быть разнообразными: тематические родительские собрания: “Путешествие по островам”, “Что мы узнали о математическом мышлении и чтобы хотели узнать”; беседы и консультации: “Учить, но как?”, “Современные дети, современные игры”; просмотр занятий и игр детей: “В гостях у сказки”, “От 1 до 3 с чудесами по пути”; оформление уголков для родителей по соответствующей тематике: “Значение пальчиковых игр”, “Зрительная гимнастика”; пропаганда знаний о роли занимательного материала, в дошкольном возрасте: “Играем вместе в детском саду и дома”, круглый стол: “Дидактические игры и упражнения как средство формирования математических представлений у детей”; занятия-практикумы: “Игры-зарядки”и прочее.Мониторинг Цель диагностики на подготовительном этапе – выявление уровня развития математических способностей у детей младшего дошкольного возраста. Цель: диагностика на заключительном этапе дает возможность определить продвижение детей.Диагностика представлений и умений детей младшего возраста по разделу проекта «Первые шаги в математику»Сохранение количества и величины.Высокий - Ребёнок самостоятельно устанавливает количественное соответствие двух групп предметов, даёт числовую оценку их количеству. Самостоятельно может проверить результат, пользуясь приёмами наложения, приложения. В речи оперирует словами: столько же, больше, меньше, поровну, мало, один, много.Средний - С помощью взрослого (после показа или объяснения взрослым приёмов наложения и приложения) ребёнок устанавливает количественное соответствие двух групп предметов: правильно располагает предметы с целью сравнения их количества; или же при определении результатов сравнения предметов ребёнок допускает ошибки, но может устранить их по указанию или просьбе взрослого. Использует в речи слова, обозначающие количество предметов, качественные признаки.Низкий - Ребёнок затрудняется самостоятельно устанавливать количественное соответствие двух групп предметов. Для решения поставленной задачи ребёнку необходима активная помощь взрослого. Ребёнок повторяет за взрослым слова, обозначающие количество. На вопрос, заданный после изменения расположения 3-4 предметов: "Их столько же или стало больше?" - не отвечает или даёт неправильный ответ.Свойства предметов.Высокий - Ребёнок выделяет и называет несколько свойств геометрических фигур, предметов; находит фигуру, предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Активно пользуется словами, обозначающими свойства геометрических фигур, тел, предметов.Средний - Ребёнок называет форму предметов, геометрических фигур, геометрических тел, группирует их.Низкий - Ребёнок выделяет идентичный предмет (находит такой же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета. Отношения между предметами.Высокий - Ребёнок самостоятельно выявляет отношения между группами предметов (по размеру, длине, ширине, толщине, весу) путём практического сравнения, зрительного восприятия. Пользуется словами: короче, чем:; больше, чем: и т. д. Устанавливает пространственные отношения, соответственно использует в речи слова: вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева, рядом, друг за другом; временные отношения: сначала-потом, раньше-позже, утро-вечер, день-ночь.Средний - При определении отношений между группами предметов допускает ошибки, исправляет их по просьбе взрослого. Ориентируется в пространственных и временных отношениях. Использует в речи соответствующую терминологию.Низкий - Выделяет некоторые отношения (размер, длина) между группами предметов по подсказке взрослого. Называет некоторые временные отношения, например, день-ночь, сначала-потом, и пространственные - вверху-внизу, впереди-сзади.Преобразование, воображение, комбинаторские способности.Высокий - Ребёнок проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, комбинирование. При этом ориентируется на результат. Легко справляется с заданием на допридумывание, дорисовывание изображений.Средний - Ребёнок с помощью воспитателя выполняет задания на преобразование фигур и комбинирование. С помощью наводящих вопросов додумывет, дорисовывает изображённые фигуры.Низкий - Ребёнок равнодушен к заданиям на преобразование, комбинирование, проявление творчества и фантазии.Проявление догадки, сообразительности при решении логических задач установлении последовательности действий.Высокий - Пытается размышлять, доказывает ход своих мыслей. Поясняет последовательность действий.Средний - Проявляет догадку, но допускает ошибки при решении задач на логику. Осуществляя заданную последовательность действий, допускает ошибки.Низкий - Не пытается подумать, не принимает условий задачи.Информационные ресурсы:1.Громова О.Е. «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста» М.,ТЦ Сфера,2005.2.Ерофеев Т.И., Павлова Л.Н., В.П.Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М., 1992.3.Калинченко А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике. \\ «Ребёнок в детском саду», 2007, № 3.4.Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008.5.Репина Г.А. «Математическое развитие дошкольников» современные направления. М.ТЦ Сфера,20086.Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» сост.К.Белая. Линка-пресс,2002.7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655."Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".8.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»\\ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой., М.,: Мозаика-Синтез, 2011. 9.Сербина Е.В. Математика для малышей. М., Просвещение, 1992.10.Щербакова Е.И., Методика обучения математике в детском саду. – М., 1998.
