Публикации
Морские и речные обитатели
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Морские и речные обитатели
Автор: Галушко Марина Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Морские и речные обитатели
Автор: Галушко Марина Анатольевна
Конспект НОД « Морские и речные обитатели» для детей подготовительной группыЦель:Расширять знания детей об обитателях водоёмов, морей и океанов.Задачи:-Продолжать знакомить детей с морскими обитателями, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, медуза, осьминог, морской конёк): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.-Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о водных обитателях, развивать любознательность детей.-Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.Материал:Картинки о животных; загадки на морскую тематику; игрушки животных; пазл с животными.Ход НОД:Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете (ответы детей.)Воспитатель: Правильно. В морях живёт множество животных самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские котики, морские звёзды, морские ежи, рыбка-игла, рыбки-бабочки, есть рыбы-клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?Ну, тогда отправимся в путешествия! Будем знакомиться с морскими обитателями.На чём мы отправимся в путешествия? (ответы детей.) Отгадайте загадку:По волнам дворец плывёт,На себе людей везёт? (ответы детей).Воспитатель: Правильно это корабль.Мы сейчас сядем на наш корабль и отправимся в путь! (Дети занимают места на импровизированном «корабле», составленном из стульевНо прежде чем мы отправимся в путь нам нужно знать, куда идти, об этом нам поможет (ответы детей)Воспитатель: посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?Дети: Разноцветным.Воспитатель: А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?Дети: Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зелёной и коричневой.Воспитатель: Что означает голубая краска на глобусе?Дети: Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.Воспитатель: Моря и океаны занимают в 2 раза больше места чем суша.Воспитатель: Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочерёдно локти, совершая волнообразные движения.Пока мы свами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель.Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:Остров с пальмой водяной,Поздоровайся со мной!Он обиженно пыхтит:«Я не остров! Я же…»?Дети: Кит!Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина- будто кусок земли, остров.Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?Дети: Это фонтан.Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Кит- самое крупное животное в мире. Тело стройное сильно вытянутое, закруглённое, гладкое, окраска тела тёмно-серая с голубоватым оттенком. Киты питаются мелки рачками. Поедают их в большом количестве, так как они крупные и им требуется много пищи.Воспитатель: Ребята но не всех морских обитателей мы сможем увидеть на поверхности, некоторые из них находятся очень глубоко под водой.А как вы думаете с помощью чего можно опустится на морское дно? (ответы детей)Воспитатель: А ещё на дно морское можно опустится с помощью батискафа.Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью (показываю картинку)Воспитатель: Первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатство морского дна.1-2-3-все замрём!В мир подводный попадём.Сейчас начнутся чудеса!Надо только отрыть глаза.Детский сад наш изменился,В дно морское превратился.Мы отправимся гулять.Дно морское изучать!Воспитатель: -Дельфины они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные.-Акула - это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только чёрно-белом изображении. Зубы акулы – страшное оружие ими она хватает, убивает своё жертву. Питается животной пищей.-Краб – тело этого животного напоминает гладкую толстую лепёшку с маленькими глазками и короткими усиками. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещение, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает пищу на кусочки. Крабы собирают мусор, очищают дно морское.-Осьминог – у него мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Потому назвали осьминога, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или подводных пещерах. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Осьминоги настоящие хищники. Среди них есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.-Черепаха бываю сухопутные, а бывают и морские. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно.Игра: «Волшебный мешочек».-Морской конёк они живут в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой.-Медуза бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.-Кораллы это животные организмы, пусть и так не похожие на растение. Для их роста им нужны полноценные условия: достаточная солёность воды, прозрачность, теплота и много пищи. Чаще всего кораллы бывают коричневыми, белыми, красными, реже встречаются жёлтые, зелёные, чёрные, розовые. Растут кораллы очень медленно. Из кораллов изготавливают украшения.Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться домой, а по дороге я проверю, что вы запомнили о морских обитателях.Загадки:1. Ты уже, дружок, конечно,Что-то слышал обо мне:Я всегда пятиконечнаяИ живу на самом дне. (морская звезда)2. Пронеслась о нём молва:Восемь ног да голова.Чтобы всем страшнее было,Выпускает он чернила. (осьминог)3. Через море- океанПлывёт чудо-великан.На спине его есть кран:Из него бежит фонтан. (кит)4. Угадайте, что за кониМчатся в море от погони?В водорослях скрыться смогМаленький морской? (конёк)5. Эта рыба-хищник злой,Всех проглотит с головой.Зубы показав, зевнулаИ ушла на дно (акула)Воспитатель: Молодцы ребята, вы отгадали все мои загадки! А вот мы и дома! Мы побывали с вами в очень интересном и познавательном путешествии и познакомились с очень интересными и странными морскими обитателями.Итог:-Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)-Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?-Мне тоже понравилось с вами путешествовать.Любите дети природу:Реки, озёра, моря,О ней проявляйте заботу-Будут тогда чудеса.
