Публикации
статья «Организация и роль опытно-экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности у старших дошкольников»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статья «Организация и роль опытно-экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности у старших дошкольников»
Автор: Дейнега Ольга Минжуровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статья «Организация и роль опытно-экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности у старших дошкольников»
Автор: Дейнега Ольга Минжуровна
«Организация и роль опытно-экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности у старших дошкольников».Современный мир становится всё более сложным и многогранным, требующим от людей гибкости мышления и творческого подхода к решению задач. Государство, школы, детские сады и родители сталкиваются с задачей воспитания здорового, сознательного члена общества, способного к творчеству и инициативе.Одной из главных задач современного образования является социализация личности и формирование у детей активной жизненной позиции, умения самостоятельно принимать решения в отношениях с ровесниками и взрослыми. Личностно-ориентированный подход делает ребёнка центральной фигурой образовательного процесса, веря в его творческие способности и потенциал.Одним из решений этой задачи является введение в воспитательно-образовательный процесс детского экспериментирования. Оно рассматривается как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, поскольку ребёнок познаёт объекты через практические действия с ними. Эти действия играют познавательную и исследовательскую функции, раскрывая содержание изучаемого объекта.Дети дошкольного возраста обладают естественной тягой к исследованию окружающего мира. Их внутренняя потребность в изучении мира создаёт условия для психического развития и самореализации. В процессе экспериментирования ребёнок удовлетворяет свою любознательность, учится наблюдать, рассуждать, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.Опытно-экспериментальная деятельность объединяет различные виды деятельности и аспекты воспитания. Она развивает познавательные способности, наблюдательность, любознательность, пытливость ума и стремление к познанию мира. Эта деятельность учит детей нестандартно подходить к ситуациям и помогает развивать творческую личность.Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Если ребёнок сам принимает участие в обучении, знания усваиваются прочнее и дольше сохраняются. Это объясняет активное внедрение опытно-экспериментальной деятельности в практику дошкольного образования.Академик Н.Н. Поддъяков утверждает, что экспериментирование является основным видом ориентировочной и поисковой деятельности детей, поскольку в процессе экспериментов ребёнок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий на предметы и явления для их лучшего познания.Исходя из этого, цель опытно-экспериментальной деятельности заключается в создании условий для развития познавательной активности и интеллектуального потенциала ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей. Эта цель реализуется через следующие задачи:Расширение перспективы поисково-познавательной деятельности детей через включение их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия. Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Создание предпосылок для формирования у детей практических и умственных действий. Развитие связной монологической речи и обучение использованию объяснительно-доказательной речи при формулировании целей и выводов. Привлечение родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей. Воспитание эмпатии, желания помогать другим и умения договариваться для достижения общих целей. Опытно-экспериментальная деятельность охватывает три направления:Живая природа: сезонные изменения, разнообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде. Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет. Человек: функционирование организма, искусственно созданный мир, свойства материалов. Организация деятельности основывается на принципах психологической комфортности, природосообразности, дифференцированного подхода, деятельностного подхода, творчества и интеграции.Процесс экспериментирования включает несколько этапов:Постановка проблемы, которую необходимо решить. Определение цели эксперимента. Выдвижение гипотез для поиска возможных решений. Проверка гипотез через сбор данных и реализацию действий. Анализ полученных результатов и подтверждение или опровержение гипотез. Формулировка выводов. Для обеспечения эффективной работы создана специальная предметно-развивающая среда, включая уголок природы, уголок экспериментирования и познавательный центр «Почемучки», где находятся различные материалы для исследований. Эта среда способствует развитию познавательной активности детей и поддерживает их интерес к экспериментальной деятельности.Интеграция экспериментирования с другими видами деятельности, такими как наблюдения на прогулке, чтение книг и игра, позволяет закрепить знания о природных явлениях и свойствах материалов. Важным фактором успеха является сотрудничество с семьями, основанное на взаимном понимании и поддержке стремлений ребёнка к познанию.Как отметил В.А. Сухомлинский, важно уметь показывать детям мир так, чтобы они могли увидеть его всю красоту и захотели вернуться к нему снова и снова. Только через активные действия ребёнок может постичь многообразие окружающего мира и найти своё место в нём.Систематическая работа по внедрению опытно-экспериментальной деятельности показывает, что у детей формируются такие важные качества, как любознательность, активность, умение общаться, самоконтроль, способность планировать действия и решать интеллектуальные задачи.
