Публикации
Психологические особенности детей старшего возраста (15-17 лет).
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психологические особенности детей старшего возраста (15-17 лет).
Автор: Гулканян Лилит Ашотовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психологические особенности детей старшего возраста (15-17 лет).
Автор: Гулканян Лилит Ашотовна
Психологические особенности детей старшего возраста (15-17 лет).Старший возраст – период развития человека от 15 до 17–18 лет, соответствующий обучению в Х – ХI классах. (Стамбулова Н. Б., 1988).В этом возрасте происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, которые по своему содержанию вплотную приближаются к аналогичным проявлениям у взрослых людей. Более организованными и управляемыми становятся процессы внимания, восприятия и мышления. В 15-17 лет юноши и девушки на высоком уровне владеют рациональными способами усвоения знаний, обладают развитым абстрактным мышлением, логической памятью, творческим воображением. Правда, необходимо заметить, что по своей интенсивности эти процессы слабее, чем у взрослых. (Сирис П.З., Кабачов В. А., 1988).В этом возрасте, несмотря на неоднородность социального положения юношества, главная задача у всех одна: профессиональное и нравственное самоопределение, то есть поиски ответа на вопросы: «Кем быть?» и «Каким быть?». В связи с этим ведущим ведущей становится учебно- профессиональная деятельность, связанная с профориентацией и подготовкой к будущей профессии.На границе между подростковым и юношеским возрастом и особенно в юношеские годы человек обретает много социальных ролей: получение паспорта и обязанность нести ответственность перед законом за свои поступки, далее – избирательное право и право вступления в брак. Все эти изменения в жизни юношей и девушек свидетельствуют о том, что они не просто стоят «на пороге» взрослой жизни, как скажем 13 – 14-летние подростки, но уже делают первые, очень важные шаги в ней. И хотя эти первые шаги сопряжены со многими трудностями, юношеский возраст в целом – оптимистичен. Именно устремленность в будущее составляет суть внутренней позиции старшеклассника, то есть того ракурса, той точки зрения, с которой он анализирует и оценивает свои дела и поступки, успехи и неудачи, взаимоотношения с другими людьми. С этой внутренней позицией, так или иначе, связаны все особенности развития в данный период, все психические новообразования юношества.Физическое развитие в юношеском возрасте характеризуется завершением полового созревания и роста тела в длину, увеличением веса (особенно у девушек), а также сглаживание тех диспропорций в развитии различных систем организма, которые были свойственны подростковому периоду. Все эти изменения обуславливают высокую работоспособность юношей и девушек. В целом к концу юношеского возраста, достигается полная физическая зрелость и начинается период расцвета физических сил человека. (М. С. Расин, 1986)Старший возраст так же характеризует период расцвета интеллектуальных, духовных сил личности, прежде всего это относится к интеллектуальному развитию, которое характеризуется достижением к концу школьного обучения достаточно высокого уровня общего интеллекта как основы для его дальнейшей специализации в той или иной профессиональной деятельности. (Левитов Н. Д., 1954)В качественном отношении все интеллектуальные процессы старшего школьника уже сформированы – он «владеет» всеми видами внимания, памяти, мышления, воображения; умеет наблюдать, способен анализировать и обобщать материал, выдвигать гипотезы и проверять их, строить умозаключения.Специализация и индивидуализация умственной деятельности старшеклассников обнаруживается в предпочтении тех или иных учебных предметов, в преимущественном развитии тех свойств и особенностей интеллектуальных процессов, которые имеют наибольшее значение в уже избранной или предполагаемой профессии. Начинает складываться индивидуальный стиль умственной деятельности как система индивидуально-своеобразных приемов восприятия, запоминания, мышления, управления своим вниманием, организации умственного труда в целом, зависящая от индивидуально - психологических особенностей субъекта (свойств нервной системы и темперамента характера, способностей).Работа над собой в интеллектуальном плане тесно связана с развитием эмоционально – волевой сферы юношей и девушек. В юношеские годы эмоциональный мир личности значительно обогащается, главным образом в связи с развитием высших чувств: нравственных, интеллектуальных, практических, эстетических. Одно из центральных мест в эмоциональном мире юношей и девушек занимают чувства любви и дружбы. Вместе с этим, они лучше управляют своими эмоциями, настроениями, чем подростки, что в значительной степени обусловлено дальнейшим развитием воли. В волевой активности главным становится механизм самосмтимуляции волевого усилия, то есть, с этой точки зрения уровень развития их воли уже вполне соответствует уровню взрослых. За исключением смелости, темпы развития которой в этом возрасте несколько замедляются, все остальные волевые качества – самостоятельность, самообладание – выдержка, решительность – формируются весьма интенсивно. Особо стоит отметить способность юношей и девушек ставить перед собой большие, отдаленные цели и стремится к их достижению. Именно в целеустремленности наиболее ярко проявляются взаимосвязи изменений интеллекта и эмоционально – волевой сферы с главными новообразованиями в сфере личности старшеклассников: профессиональным и нравственным самоопределением, «открытием своего внутреннего мира»; формированием мировоззрения.Юношеские годы всегда связаны с построением жизненных планов, в которых с той или иной степенью подробности рассматриваются перспективы личности: в овладении определенной профессией, в устройстве своей личной жизни, в дальнейшей работе над собой. Эти планы пока очень динамичны, так как обычно еще идет активный поиск, как профессионального пути, так и нравственного идеала.Чтобы самоопределиться, выбрать главное направление своей жизни, старшеклассник, прежде всего, разобраться в самом себе, Поэтому не случайно, юность называют возрастом «открытия своего внутреннего мира. Открытия «Я». Это период напряженной внутренней работы, переживаний, размышлений, уточнения самооценки. (Н. Б. Стамбулова, 1988).
