Публикации
Факторы, определяющие развитие скоростных способностей у человека
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Факторы, определяющие развитие скоростных способностей у человека
Автор: Гулканян Лилит Ашотовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Факторы, определяющие развитие скоростных способностей у человека
Автор: Гулканян Лилит Ашотовна
Факторы, определяющие развитие скоростных способностей у человекаУровень и качество развития скоростных способностей у человека определяют разными факторами. В первую очередь это нервно – мышечные и центрально - нервные влияния (физиологические) и биохимические факторы. Так, быстрота реакции зависит от протекания следующих пяти фаз: возникновение возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; передачи возбуждения в центральную нервную систему; перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала; проведение от последнего от центральной нервной системы к мышце; возбуждения мышцы и появления в ней механической активности.Сокращение латентного периода реакции прежде всего связанно с укорочением третьей фазы.Максимальную частоту движений определяют скоростью перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состоянии торможения и обратно, иначе говоря она зависит от лабильности нервных процессов. На быстроту, проверяемую в целостных двигательных действиях влияют частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа. Другими словами, быстрота, как способность, определяющая скоростные возможности человека, определяется скоротечностью возникновения, распространения и смены процессов, характерных для нервно-мышечного аппарата и собственно мышц.С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания АТФ в мышцах. Скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно – без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0 -10% .Несомненно, что на скоростные способности свой отпечаток накладывают и личностно – психические факторы: мотивация, проявление воли, эмоции. На разные скоростные способности эти факторы влияют неодинаково – в зависимости от пола, возраста, индивидуальных особенностей детей, уровня скоростной подготовленности. Генетические исследования, (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей у одних и тех же детей), свидетельствуют, что рассматриваемые нами двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным разных авторов, быстрота простой реакции примерно на 60 – 88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают на себе скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит в равной степени от генотипа среды (40 – 60%). Данные науки хорошо подтверждаются практикой. Специалисты считают, что различные показатели скоростных способностей в значительной мере предсказывают моторную одаренность детей уже на первых этапа отбора для занятий спортом. Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. И в процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем — через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты. В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь невысокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности скоростных способностей поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности.Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому скоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством.Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, непрерывная предельная продолжительность которой, даже у высококвалифицированных спортсменов, не превышает 20-25 секунд. Естественно, что у менее тренированных людей эти возможности гораздо меньше.
