Публикации
статью: "Раннее развитие через музыку"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статью: "Раннее развитие через музыку"
Автор: Берг Мария Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статью: "Раннее развитие через музыку"
Автор: Берг Мария Александровна
Развитие детей раннего возраста через музыкуПояснительная записка. Музыка для детей раннего возраста - это источник детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой первичный творческий потенциал. Из многолетнего опыта работы с детьми раннего возраста я составила для проведения музыкально-игровой деятельности с детьми методическую разработку «Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность». В основу методической разработки положены элементы программы «Фольклор-музыка-театр» С.И.Мерзляковой (подпрограммы «Гуленьки» для детей 1-3 лет). В программу «Гуленьки» входят колыбельные песни, потешки, заклички, которые дети должны слышать из уст близких, взрослых, педагогов.Направленность: Методическая разработка «Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность» тесно взаимосвязана с подпрограммой «Гуленьки» - это начало этнографического образования маленького ребенка. Ему необходимо слышать добрые, хорошие, доступные песни, так как, способность ребенка воспринимать, запечатлевать информацию (в данном случае, интонационный строй мелодии, содержательность и выразительность речи), просто огромна и не использовать ее - значит упустить редкую возможность, предоставленную самой природой. Новизна: Методическая разработка «Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность» модифицирована к условиям нашего дошкольного учреждения, разработана для детей с двух до трёх лет, с учётом индивидуальных особенностей наших воспитанников и особенностей учреждения, адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. Возраст детей участвующих в реализации данной методической разработки: 2-3года. Для выявления уровней развития музыкальных способностей провожу диагностическое обследование с детьми: 2раза в год. Провожу дни согласования с воспитателями и родителями: 2 раза в месяц. Содержание методической разработки ориентировано на одновозрастные группы детей 2-3года. Ведущей формой работы является групповая; также осуществляется индивидуальная работа и дифференцированный подход к детям.Актуальность: В основу методической разработки «Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность» безусловно, положено общение ребенка с музыкой, которое способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности: малыш буквально с первых лет способен улавливать характер, настроение, чувства, переданные в музыкальном произведении, он готов вслушиваться, оценивать в элементарных формах и воспроизводить понятные ему музыкальные образы. К концу третьего года жизни, малыш способен к первичным музыкально-творческим проявлениям в песенном, музыкально-игровом и музыкально-танцевальном творчестве. Таким образом, музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка, и, в частности, на развитие его музыкальности Цель: оказать методическую помощь музыкальным руководителям дошкольных учреждений по вопросу: формирование личности ребенка через музыкально-игровую деятельность. Методическая разработка содержит методический и конспективный материал, а так же практические игры и планирование для успешной реализации государственных стандартов в системе дошкольного образования в разделе « Развитие ребёнка раннего возраста в музыкально - игровой деятельности». Вовлечение педагогами родителей в процесс формирования личности ребёнка через музыкально-игровую деятельность помогает выявить музыкальные пристрастия родителей, уровень их музыкальной культуры, интерес родителей к музыкальному развитию их детей, так как в основе музыкально-игровой деятельности с детьми раннего возраста лежит общение ( с мамой, со сверстниками, педагогом), а так же то, какие созданы для этого условия. Полученная информация помогает в определении тем консультаций для родителей, способствует налаживанию контакта между родителями, детьми и педагогами. Задачи:1.Прививать интерес и любовь к музыкально-игровой деятельности.2.Развивать эстетическое восприятие музыки:знакомство с окружающим миром в процессе пения; развитие основ музыкальности (выражение эмоций, мимика, жесты, реакция движений); развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка раннего возраста: -тихо-громко (тембродинамическое восприятие)- «чей голосок?» (звуковысотное восприятие)- «постучи молоточком, игрушкой» (ритмическое восприятие)3. Побуждать детей проявлять элементарное музыкальное творчество (песенное, театральное, игровое).4. Стимулировать представления ребенка о способах взаимодействия со сверстниками.5. Поднять эмоциональное настроение детей на музыкально-игровой деятельности.Методическое обеспечение разработки: 1.Описание основных методов, приемов и средств музыкально-игровой деятельности, используемых в ходе реализации.: используем меховые, резиновые, заводные, тряпичные, би-би-бо куклы, игрушки, иллюстрации, музыкально-дидактические игры, шумелки, детские музыкальные инструменты, пирамидки, неваляшки, музыкальные шкатулки, открытки, детский настольный театр. Обыгрывание игрушек художественным словом, потешками, песенками-пеструшками, стишками. Использую логоритмику, пальчиковую гимнастику с текстами, все действия с ребенком сопровождаю словами. Подпевание детьми песенок, потешек, первичное песенное, танцевальное, игровое творчество, песенные импровизации, имитирование движений животных, пальчиковые игры с языком – болтушки, танцевальные движения: хлопание в ладоши, показ «фонариков», топанье ножкой, кружение, импровизации на детских музыкальных инструментах. 2.Принципы работы с детьми на музыкально-игровой деятельности основаны в соответствии с концепцией развития МАДОУ:- вариативность –формы организации работы с детьми и родителями зависят от разнообразия потребностей родителей;- максимальная индивидуализация и дифференциация –учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, темпов их развития, интересов детей, потребностей родителей; Изучив и проанализировав критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения «Развитие детей ясельного возраста», разработана структура музыкально-игровой деятельности. 3.Формы и структура музыкально-игрового обучения деятельности:1. Ритуал приветствия.2.Музыкально-игровая деятельность. Форма- фронтальная .Восприятие музыки Пение для детей и подпевание (звукоподражание) с детьми Музыкально-дидактические игры Музыкально-ритмические движения (игровые упражнения, танцы под пение муз.руководителя, веселые игры с игрушками) Экспериментирование со звучащими музыкальными инструментами - индивидуальная (самостоятельная деятельность детей, свободный выбор музыкально-дидактических игрушек, музыкальных инструментов).- совместные игры ребенка с матерью3. Беседы с родителями. Консультации по вопросам музыкального развития.4. Ритуал прощания. 4.Подведение итогов. Показатели музыкально-игрового обучения деятельности: Для отслеживания достигнутых успехов и планирования дальнейшего развития малыша музыкальный руководитель определяет три уровня: 1 уровень – дети самостоятельно, без музыкального руководителя и мамы, включаются во все предложенные виды деятельности (подпевают, двигаются, реагируют звукоподражанием, мимикой, жестами). 2 уровень – мама взаимодействует с ребенком, помогает ему, ребенок идет на контакт с мамой и музыка является средством общения мамы и ребенка. 3 уровень –ребенок наблюдает, иногда проявляет эмоции, мама активно включается во все виды деятельности, пытаясь вызвать у ребенка эмоциональный отклик и желание подражать ей.5.Ожидаемый результат: - к концу года каждый ребенокпроявляет первичные творческие песенные, танцевальные, игровые способности, выражает себя посредством музыки;- формирование положительного имиджа детского сада среди населения микрорайона;- консультативная помощь и педагогическая поддержка родителей в осуществлении развития детей раннего возраста по музыкальному воспитанию; 6. Просвещение и связь с родителями:Музыкально-игровая деятельность с детьми совместно с родителями. Праздники и развлечения с детьми совместно с родителями. Создание музыкально-игровой развивающей среды для детей совместно с родителями. Консультативная помощь и педагогическая поддержка родителей в осуществлении музыкального развития детей раннего возраста.
