Публикации
Средства обучению плаванию
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Средства обучению плаванию
Автор: Пупков Сергей Михайлович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Средства обучению плаванию
Автор: Пупков Сергей Михайлович
Средства обучения плаваниюВ качестве основных средств обучения плаванию используются физическиеупражнения. Физические упражнения – это двигательные действия, специальноорганизованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностямии задачами физического воспитания . Существует несколько классификацийсредств обучения плаванию, но наиболее распространенной является:-общеразвивающие и специальные упражнения;- подготовительные упражнения для освоения с водой;- учебные прыжки;- игры и развлечения на воде;- упражнения для изучения и совершенствования техники спортивныхспособов плавания.Рассмотрим подробно каждое из перечисленных средств.Общеразвивающие и специальные упражненияЭта группа упражнений выполняется на суше (в зале) и содействует общему развитию занимающихся, развитию необходимых для успешного обучения плаванию физических качеств, более быстрому освоению техники плаванияи др. Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений выполняется вподготовительной части урока по плаванию и его содержание зависит от задачзанятия. Комплекс упражнений готовит занимающихся к освоению учебногоматериала в непривычных условиях водной среды и включает общеподготовительные упражнения (бег, ходьба, упражнения, выполняемые стоя на месте:наклоны, приседания, повороты, упражнения на гибкость); специальноподготовительные упражнения (движения, сходные по координационнойструктуре и характеру нервно-мышечных напряжений плавательным движениям – упражнения для развития подвижности в голеностопных, коленных, тазобедренных, плечевых суставах, межпозвоночных сочленениях; упражнения дляразвития мышц, участвующих в гребке; упражнения для изучения чередованиянапряжения и расслабления мышц) Применение этих упражнений способствует созданию необходимых условий для более быстрого и качественногоовладения отдельными элементами техники плавания, а затем соединения этихэлементов в целостное движение.62Подготовительные упражнения для освоения с водой.С помощью этих упражнений решаются следующие задачи:1.Формирование комплекса рефлексов (кинестетических, комплексных,звуковых, зрительных, тактильных, дыхательных и вестибулярных), соответствующим основным свойствам водной среды;2. Освоение рабочей позы пловца, чувства опоры о воду и дыхания в воде –как подготовка к изучению техники спортивного плавания;3. Устранение страха перед водой – как основа психологической подготовки к обучению.Все упражнения на освоение с водой выполняются на задержке дыханияпосле вдоха. Это увеличивает плавучесть тела занимающихся и помогает имбыстрее почувствовать, что они легче воды и могут без усилий держаться на ееповерхности.Освоение с водой происходит одновременно с изучением простейшихупражнений, которые являются элементами техники спортивных способов плавания. Особое внимание уделяется упражнениям в скольжении. Практическискольжение – основное упражнение для выработки рабочей позы пловца.Упражнения для освоения с водой обязательны для выполнения занимающимися всех возрастов и любого уровня подготовленности – от не умеющихдержаться на поверхности воды до хорошо плавающих «по-своему». Примерный план-конспект урока, в котором используются упражнения по освоению сводой можно посмотреть в Приложении.Упражнения для освоения с водой можно разделить на пять групп:упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды; погружения в воду с головой, подныривания и открывания глаз в воде; всплывания илежания на воде; выдохи в воду; скольжения.Примерные упражнения дли освоения с водой:На суше – освоение техники дыхания1. Исходное положение (И.П.): стоя:а) выполнить полный вдох через рот;б) наклонить голову вперед, подбородок прижать к груди и задержатьдыхание на 3 – 5 с;в) медленно выдохнуть через рот;г) поднять голову.2. И.П.: стоя:а) выполнить быстрый и полный (глубокий) вдох через рот;б) принять упор "присев" и наклонить голову подбородком к груди задержать дыхание на 3 – 5 с;в) вставая, выполнить медленный выдох через рот на 2 – 5 счетов.633. И.П.: стоя боком к стене с опорой об нее одной рукой:а) выполнить глубокий вдох;б) принять упор "присев", обхватив руками колени опустить голову подбородком к груди и задержать дыхание на 3–5 с;в) вставая, выполнить полный выдох через рот.4. То же упражнение, но из И.П.: стоя без опоры.В воде – освоение техники дыхании1. И.П.: стоя на дне:а) присесть так, чтобы рот был у поверхности воды;б) выполнить быстрый глубокий вдох, опуская лицо вниз погрузиться подводу с головой, задержать дыхание на 3–5 с;в) медленно вставая, сделать полный выдох через рот на 2–5 счетов;г) поднять голову над водой и снова сделать быстрый вдох через рот.Упражнение выполняется в медленном темпе до 20–50 раз в каждом занятии.2. И.П.: стоя на дне:а) сделать глубокий вдох и погрузиться под воду с головой;б) задержать дыхание на 5–10 с и открыть глаза;в) вставая, сделать медленный и полный выдох и поднять голову над водой.Повторить это упражнение 5–10 раз в каждом занятии.Освоение техники выполнения подготовительных упражнений, положения тела на воде:На суше:1. И.П.: стоя:а) сделать вдох, поднять прямые руки вверх, кисти положены одна надругую, голова между рук;б) подняться на носки ног, вытянуться вверх и задержать дыхание па 3–5 счетов;в) переходя в исходное положение, сделать продолжительный выдох через рот на 3–5 счетов.2. И.П.: упор присед:а) сделать быстрый вдох через рот, поднять прямые руки вверх и соединить кисти "лодочкой";б) выпрямляя ноги встать, подняться па носки ног и вытянуться вверх, задержать дыхание на 3–5 с;в) выполняя длинный и полный выдох через рот, опуститься в исходноеположение.Выполнить упражнение 5–10 раз.643. И. П.: лежа на спине:а) поднять руки вверх, выпрямить тело и сделать быстрый вдох ртом;б) развести руки в стороны, а ноги врозь и задержать дыхание на 3–5 с;в) возвратить руки и ноги в исходное положение, выполнить длинныйвыдох через рот на 3–5 счетов.4. И. П.: лежа на груди:а) ноги вместе, руки вверх, ладони одна на другую, выполнить вдох черезрот;б) прогнуться на 5–10 с;в) опустить руки и ноги на пол с одновременным выдохом через рот.Упражнение повторить 5–10 раз.5. И.П.: лежа на груди:а) лежа, ноги врозь, а руки в стороны;б) сделать резкий вдох и свести ноги и руки вместе;в) прогнуться и задержать дыхание на 5–10 с;г) перейти в исходное положение с одновременным выдохом через рот на3 счета.Упражнение повторить 5–10 раз.В воде. Упражнения для освоения с водой1. Выдох в водуИ.П.: стоя на дне:а) присесть, рот у поверхности воды;б) сделать глубокий вдох через рот;в) погрузиться с головой под воду и задержать дыхание на 3–5 с;г) вставая сделать медленный выдох через рот;д) поднять руки над водой и снова сделать вдох и погрузиться под воду.Упражнение выполняется 5–10 раз.2. Открывание глаз в воде и задержка дыхания на вдохеИ.П.: стоя на дне:а) сделать глубокий вдох через рот и погрузиться под воду с головой;б) открыть глаза, задержать дыхание на 5–10 с;в) посмотреть на ноги, руки или партнера;г) медленно выдыхая через рот поднять голову над водой.3. Упражнение "поплавок"И.П.: стоя на дне:а) сделать глубокий вдох и медленно погрузиться под воду;б) сгруппироваться, поджав под себя ноги и обхватить руками голени,всплывать на поверхность;в) в положении "поплавка" продержаться 10–20 с;65г) сделать медленный выдох через рот в воду и встать на дно;4. Упражнение "звездочка"И.П.: стоя на дне:а) сделать глубокий и быстрый вдох ртом;б) лечь на воду лицом вниз ноги врозь, а руки в стороны;в) задержать дыхание на вдохе и свести руки и ноги 5–10 раз подряд;г) медленно выдыхая через рот встать на дно.5. Упражнение "скольжение"И.П.: стоя на дне у поворотной стенки бассейна:а) наклониться так, чтобы подбородок касался воды, одновременно рукивытянуть вперед;б) сделать вдох, опустить лицо в воду и сильно оттолкнуться ногами отдна или стенки бассейна;в) после толчка принять горизонтальное положение и скользить вперед дополной остановки, вначале задерживая дыхание на 3–5 с, а после сделать длинный выдох.Учебные прыжкиПри использовании учебных прыжков в воду решаются следующие задачи:1. Устранение страха перед водой и быстрое освоение с водной средой;2. Подготовка к успешному освоению стартового прыжка и элементовприкладного плавания.При обучении в детских бассейнах – «лягушатниках», где глубина водыдоходит до уровня пояса или груди занимающихся, прыжки в воду применяются как одно из средств освоения с водой. Если педагог находится в воде, то занимающиеся могут прыгать в воду даже раньше, чем научатся плавать.Прыжки в воду вносят оживление в занятия плаванием и выполняютсязанимающимися всех возрастов с большим желанием. Прыжки выполняются вначале основной или заключительной части урока.При изучении и выполнении прыжков в воду необходимо соблюдать следующие правила:- проводить обучение прыжкам в глубоких бассейнах после того, как занимающиеся научатся плавать;- обязательно учитывать, что трудность прыжка увеличивается с увеличением высоты;- при выполнении прыжков соблюдать строгую дисциплину.Игры и развлечения на водеНа занятиях плаванием, обязательно используются игры и развлечения наводе, которые решают следующие задачи:661. Повышают интерес к повторению знакомых упражнений;2. Повышают эмоциональность и уменьшают монотонность занятий;3. Совершенствуют плавательные умения и навыки;4. Совершенствуют физические и морально-волевые качества;5. Воспитывают чувства коллективизма и взаимопомощи.Игры, применяемые при обучении плаванию, в зависимости от возраста иподготовленности участников, делятся на три группы:1) игры, включающие элементы соревнования и не имеющие сюжета (ихпроводят с новичками на первых уроках плавания);2) игры сюжетного характера (являются основным учебным материаломна уроках плавания для детей младшего школьного возраста, когда дети ужеуверенно чувствуют себя в воде);3) командные игры (используются со студентами, которые хорошо плавают и уверенно чувствуют себя в воде).При проведении игры нужно соблюдать следующие правила:- в игру нужно включать только те элементы или упражнения, которыеосвоены всей группой;- в каждой игре должны участвовать все обучающиеся, находящиеся в воде;- в каждой игре перед ее участниками должна быть поставлена конкретная задача;- игру нужно остановить, если возникает необходимость сделать замечание кому-либо из играющих;- после окончания игры надо объявить победителей и проигравших, поощрить тех, кто действовал в интересах коллектива;- игру нужно вовремя закончить, пока она не надоела занимающимся иони не очень устали
