Публикации Специфика физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня
Автор: Пупков Сергей Михайлович

Специфика физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня.Гимнастика до учебных занятий, с которой должен начинатьсяучебный день, является составной частью физкультурно-оздоровительнойработы школы. Её цель – оптимизировать уровень возбудимости ифункциональной подвижности центральной нервной системы,воздействовать на все органы и системы организма, благодаря чемуускоряется «вхождение» организма школьников в работу. Наряду с этимгимнастика до занятий способствует организованному началу учебного дня исодействует воспитанию у учащихся привычки к регулярным занятиямфизическими упражнениями, формированию навыков правильного ихвыполнения.Гимнастика до учебных занятий представляет собой ежедневноепроведение перед первым уроком комплекса из 5–8 общеразвивающихупражнений. Продолжительность выполнения комплекса гимнастики дозанятий 6–8 минут.Чтобы упражнения, составляющие комплексы утренней гимнастики,соответствовали возрастным возможностям учащихся, как физическим, так иумственным, их подбор должен проводиться с учётом усвоения детьмиосновных двигательных действий, предусмотренных программой пофизической культуре.При подборе упражнений важно учитывать, что подобранныеупражнения должны отвечать основному назначению гимнастики доучебных занятий; оказывать воздействие на все группы мышцзанимающихся; быть доступными, т. е. соответствующими возрасту, полу ифизической подготовленности занимающихся.Определяя очередность упражнений в комплексе, рекомендуетсясоблюдать следующие правила:1. Перед выполнением первого упражнения учащиеся должны принятьи в течение 5–6 с сохранять положение правильной осанки. Первым вкомплексе должно быть упражнение, при выполнении которого такжеследует уделять внимание сохранению правильной осанки. Это позволитсоздать установку на сохранение правильной осанки при выполненииследующих упражнений.2.Далее следуют 1–2 упражнения, вовлекающие в работу большиегруппы мышц. Они содействуют улучшению ритмичности и глубиныдыхания, умеренно активизируют деятельность всех органов и систем, чтоочень важно для подготовки организма к выполнению наиболее интенсивныхупражнений комплекса.3. Следующими в комплексе должны быть 2-3 упражнения,последовательно вовлекающие в работу основные группы мышц рук,туловища и ног.4. Затем выполняются 1-2 наиболее интенсивных упражнения для всехчастей тела, заметно активизирующие деятельность сердечно-сосудистой идыхательной систем.5. После этого следует упражнение в ходьбе на месте, направленное навосстановление нормального ритмичного дыхания. Внимание учащихсявновь акцентируется на сохранении правильной осанки.6. В конце комплекса гимнастики следует упражнение на координациюдвижений, требующее сосредоточения внимания и самоконтроля заправильностью выполнения движений.Смену комплексов можно проводить раз в две-три недели илипоследовательно заменять по одному упражнению в неделю. На весьучебный год потребуется семь- восемь комплексов утренней гимнастики доучебных занятий.Вынужденная статическая поза во время уроков ведёт к утомлениюмышц, вследствие чего у школьников появляются признаки двигательногобеспокойства, нарушается правильное положение тела за партой, чтоприводит к нарушению осанки. Появляется тенденция к сутулости,искривлению и нарушению подвижности позвоночного столба.Ограничение амплитуды движений на уроках приводит к ухудшениюподвижности плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов,ограничивается подвижность грудной клетки, что в свою очередь изменяетчастоту и глубину дыхательных движений. Вследствие этого нарушаетсяпоступление кислорода к органам, прежде всего в головной мозг, чтоприводит к преждевременному утомлению.Физкультурные минуты – это активный отдых, который проводитсяна общеобразовательных уроках для того, чтобы уменьшить утомлениеучащихся, снять отрицательные явления статической нагрузки,активизировать внимание учащихся и повысить способность к восприятиюучебного материала.Исследования специалистов указывают на необходимость проведенияфизкультурных минут на каждом уроке. Для младших школьников наиболеецелесообразно их проведение между 15-й и 20-й, а с учащимися 5–9 классов– между 20-й и 25-й минутами. При организации этого вида активногоотдыха в указанные промежутки времени отмечается благоприятнаядинамика умственной работоспособности в течение урока, учебного ипродленного дня. Во время контрольных работ, сочинений и т. п.физкультурную минуту можно не проводить.Комплексы упражнений, подобранные для этой цели, должнывключать двигательные действия, отличающиеся по своей структуре отположения тела и движений, выполняемых при учебной работе, чтоусиливает двигательную активность организма и вовлекает в работу группымышц, несущих статическую нагрузку. В комплексы физкультурных минутмогут включаться 4–5 упражнений. Продолжительность выполнениякомплекса физкультминутки 1,5–2 минуты.При составлении комплексов физкультурных минут значениепридается последовательности выполнения упражнений. Рекомендуетсяследующий порядок выполнения:- упражнение в потягивании (выпрямляет позвоночник и растягиваетмышцы, находящиеся при сохранении рабочей позы в статическомсостоянии, способствует вентиляции легких и ликвидации застойныхявлений);- упражнение, вовлекающее в работу в различных сочетаниях группымышц верхнего плечевого пояса (особое внимание уделяется упражнениямна осанку);- упражнение для мышц туловища и ног (повороты, полунаклоны,полувыпады, полуприседания и др.) в сочетании с простейшими движениямирук;- упражнение на растягивание и расслабление мышц, несущихосновную нагрузку в процессе учебной деятельности;- упражнение на внимание (асимметричные движения рук, выполнениепо словесному описанию и т. п.).По окончании выполнения упражнений рекомендуется принятьположение правильной осанки и удерживать его в течение 5–6 секунд. Этопозволит создать установку на сохранение правильной осанки в процессеучебных занятий.Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных(подвижных) переменах проводятся в качестве активного отдыха с цельюснижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности, иповышения умственной работоспособности.Они содействуют формированию положительного отношения корганизованной коллективной деятельности, повышению объёма умений инавыков самостоятельных занятий физическими упражнениями. Этот видактивного отдыха проводится на большой или динамической перемене.Для успешного проведения физических упражнений и игр необходимоучитывать возрастные особенности детей и подростков. Так, для учащихся 1–2 классов используются групповые и простейшие командные подвижныеигры. В 3–4 классах проводятся командные игры и эстафеты, эффективнымиявляются сюжетные игры. Важно помнить, что младшие школьники охотнеепринимают участие в играх с небольшим количеством участников.Спортивный час – это ежедневные занятия физическимиупражнениями на открытом воздухе, которые проводятся в режиме учебногодня. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебнойдеятельностью, и способствует повышению двигательной активностишкольников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеютоздоровительную ценность.Спортивный час является одной из форм физического воспитания, впроцессе которого решаются следующие задачи: целенаправленное развитиефизических качеств; совершенствование двигательных навыков, изученныхна уроках физической культуры; подготовка к сдаче нормативов; воспитаниенавыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.Схема руководства спортивным часом определена Положением офизическом воспитании в общеобразовательной школе, согласно которомуего проведение возложено на воспитателей группы продленного дня.Учителя физической культуры оказывают методическую помощь педагогомв подготовке и проведении занятий.Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебнойпрограммой по физической культуре. С этой целью во время проведенияспортивного часа в игровой и соревновательной форме выполняютсяупражнения, изученные на уроках физической культуры при прохождениисоответствующего раздела программы.Таким образом, на спортивном часе совершенствуются изученныенавыки. Учитывая, что наибольшим интересом у детей и подростковпользуются подвижные и спортивные игры, легкоатлетические и отдельныегимнастические упражнения, а также катание на лыжах и коньках, всодержание спортивного часа должны включаться в основном упражнения изэтих разделов учебной программы.С целью увеличения двигательного опыта и поддержания устойчивогоинтереса школьников к занятиям, а также с учётом погодных условий ивремени года в содержание спортивного часа рекомендуется включать такиеспортивные упражнения, как катание на коньках, на самокатах, элементыспортивных игр – хоккея, футбола, бадминтона, а также народные игры и др.В содержание спортивного часа включаются организованные игры иупражнения и самостоятельные игры и развлечения. Соотношениеорганизованной и самостоятельной частей не является строгорегламентированным и варьируется в зависимости от возраста учащихся,содержания, условий проведения и задач спортивного часа.Для учащихся начальных классов на самостоятельные игры иразвлечения рекомендуется отводить 35–50 % времени занятий. В связи свозросшей самостоятельностью и двигательным опытом для учащихся 5–9классов отводится до 70 % времени.