Публикации
Тайна возникновения города Семи лиственниц
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тайна возникновения города Семи лиственниц
Автор: Калачева Татьяна Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тайна возникновения города Семи лиственниц
Автор: Калачева Татьяна Петровна
Тайна возникновения города Семи лиственниц.Аннотация.Здесь когда-то давно было ветру раздолье и, не зная людей, мыла берег волна. Жил здесь дед одинокий, старый хант Пулхо-Ики, и стояло семь лиственниц... и цвела тишина...Любовь КоневаЗагадочное название нашего города заинтересовало меня, и я решил познакомиться с его историей. Цель проекта – выяснить почему наш город назвали «Семь лиственниц».Найти ответы на вопросы- что означают понятия «7» и «лиственница» для народов ненцы и ханты. Ведь, если найти объяснения значимости этих понятий, станет ясным ответ, в чем кроется загадочность названия нашего города. Исследование начал с посещения «коми-деревни» на берегу Выл- Посл, где по легенде растут семь лиственниц, где было жертвенное место, сфотографировал оставшиеся деревья, дома. Нашел в сети интернет информацию о необычном дереве – лиственнице, о «счастливом числе 7», о значимости их магических сил для людей, изучил литературу о древних традициях народов ханты и ненцы. В хантыйском фольклоре считается, что число «семь» обладает магической силой. Лиственница для коренного населения дерево священное, так что семь лиственниц - понятие священное вдвойне.Посетил Городской краеведческий музей, где мне рассказали, как в начале XIX века на берегу реки Выл-Посл появилось хантыйское стойбище под названием Лабытнанги.).В результате исследования узнал много интересного о культуре северных народов, о своем маленьком городе Лабытна́нги -городе окружного значения в Ямало-Ненецком автономном округе и даже в нашей стране. Теперь с гордостью могу рассказать историю своего города не только своим друзьям, но и провести мини-экскурсию для гостей нашего города.Введение.Летом я с мамой отдыхал в Джубге. У нас появилось много знакомых,и все они , узнав в каком городе мы живем, спрашивали, почему он так называется.И моя мама объяснила, что в переводе с языка ханты, название означает - семь лиственниц .А почему такое необычное название, ответить не смогла. И мне стало интересно, почему такое загадочное название у нашего города? Приехав домой, я побеседовал с бабушкой, и она рассказала мне легенду возникновения поселения Лабытнанги. «Лапыт - Нангк в переводе с языка ханты означает «семь лиственниц».Чум старого ханта Пулхо- Ики стоял на Ангальском мысу. Но однаждыво время рыбалки дед сказал, что он решил переехать на постоянное местожительство, туда, где растут семь лиственниц. Уложил он в лодку рыбацкиеснасти, спальные вещи, одежду, взял с собой двух собак и отправился на -Большую Обь. Его лодка остановилась на том месте, где росли лиственницы.Он вышел, огляделся, потом наклонился, сгрёб комок земли, прижал к носу истал нюхать. Нанюхавшись, он резко бросил землю в сторону лиственниц.Собаки смотрели на хозяина и ждали, что же он скажет. Вот здесь - указалстарик на место, куда упал комок земли, - поставим свой чум и будем жить. К зиме Пулхо-Ики сделал землянку. Сёстры – лиственницы с каждым годомподрастали, крепли корнями. У дедушки Пулхо- Ики в молодости былосемь дочерей, но все они умерли от страшной болезни. Дед всегда разго-варивал с лиственницами как со своими детьми. Так дедушка Пулхо- Икистал «отцом» и охранником семи лиственниц.» Послушав легенду, я ещё больше заинтересовался историей своего города, ведь даже на его гербе изображены семь лиственниц и голова жертвенного оленя и решил совершить путешествие в прошлое. Мне предстояло узнать:почему именно лиственница а не береза, кедр и т.д.? почему - семь, а не другое число? что такое жертвенное место? Проблема, затронутая в проекте: дети-дошкольники не знают историю своего города.Объект исследования: название г. Лабытнанги.Предмет исследования: лиственница, число семь, легенда. Я выдвинул гипотезу. Лабытнанги старинный город. Он появился именно на берегу Выл – Посл, потому что там росли семь священных деревьев, и приносились жертвы богам.Для решения этой проблемы, наметил план действий. 1.Найти и изучить мифологию народов Севера. 2.Ознакомиться с архивными материала в музее. 3.Посетить «коми –деревню», сфотографировать историческое место. 4.Познакомить детей в группе с историей возникновения нашего города. Итак, первый вопрос. Почему именно лиственница а, не берёза, сосна и т.д. О красоте и пользе лиственницы издревле слагают легенды. Красивое морозоустойчивое дерево-долгожитель всегда почиталось жителями Сибири, которые восхваляли нашу героиню в своих сказаниях, почитая её как символ могущества, долголетия и вечно обновляющейся жизни. Ненцы считали лиственницу священным деревом - символом Света и Добра . Дерево украшали шкурами зверей, рогами оленей, лоскутами ткани. У народа манси есть легенда, что Бог создал океаны, моря, растения, животных... И пришло время ему создать человека, а для так называемого «сырья», он выбрал прочную лиственницу. Также повествуется о священной роще из семи тысячелетних лиственниц, которым герои эпоса приносили великие подарки во имя любви, счастья и мира на земле. По поверьям нивхов, все они происходят из лиственницы. Лиственница считалась деревом Мира. Лиственница имеет еще одно название -Ведьмино дерево (ведающее дерево-в ней живет дух –хозяйка земли, карающая за непочтительное к ней отношение.) Шаманы обращались к духу дерева, лечили людей корой, хвоей, древесиной почками, шишками и смолой. Согласно древним поверьям веточка лиственницы была оберегом и защитой . Легенда о лиственнице.В давние времена это было... Человек на человека войной пошел. Кровь лилась... И взмолились женщины и дети: «О, небо! Помоги!» Посмотрело Небо: человек на человека войной идет, селение на селение, земля на землю... Разрыдалось оно от горя. Слезы на землю хлынули... На мертвого упадут – мертвый оживает, да в дерево превращается.Так и появились на нашей земле лиственницы. Не деревья они – воины погибшие. Летом наш мир наблюдают – зеленым деревом живут. Зимою в прошлое погружаются – от горя хвоинки роняют.Вывод-лиственница является священным деревом , божеством. Почему число семь, а не два, и не три..? Число «семь» у северных народов имеет магическое значение. В мифологии лесных ненцев Вселенная представляется в виде трех миров, что аналогично представлениям ханты и манси. Миры расположены вертикально один над другим – Верхний, Средний и Нижний. Верхний мир находится над землей и состоит из семи небес, населенных божественными созданиями. Средний мир – Земля, кроме людей она населена многочисленными духами – хозяевами всего того, что окружает человека в его земной жизни. Нижний мир расположен под Землей и также состоит из семи ярусов, на которых обитают злые духи, приносящие болезни и смерть. «Семерка» — это символ Неба и всего Космоса, так как Небо и Земля имеют по семь слоев. Человеческие органы чувств связаны с семью важнейшими отверстиями: двумя глазницами, двумя ноздрями, двумя ушами и одним ртом. Известно также предание о семи мудрецах и о семи дарах Святого Духа.»Цит. по: О.Диксон. Шаманское целительство. Число 7 символизирует тайну, а также изучение и знание как путь исследования неизвестного и невидимого. С древнейших времен она пленяла воображение и вызывала восхищение философов, жрецов, магов. Они считали, что семеричность лежит в основе всей эволюции. Это семь правящих планет, семь дней недели, семь нот гаммы, семь цветов радуги и т. д. И на гербе нашего округа тоже отражено это число.В лапах медведя корона с семью лучами, которые символизируют семь районов округа.Действительно, число семь имеет магическое значение. Правда ли, что здесь было жертвенное место.По преданиям, ненцы поклонялись «священным деревьям». Весной, как в храм, шли люди, чтобы повесить на ветви священных деревьев приношения лесным божествам. Здесь же, под сенью могучих великанов, исполнялись посвященные им песни, в благодарность могучему дереву, которое дало им так много необходимого для жизни.В более северных районах, там, где лиственница не росла, использовали привозную сухую лиственницу, которая устанавливалась на священных местах рядом с деревянным идолами. На берегу Выл- Посл было, действительно жертвенное место, ведь именно лиственница была священным деревом, а их было семь, значит и место было священным. В начале XVIII века появились «крестители», которые насильно крестили население, именно этот факт повлиял на перенос священного места у семи лиственниц в другое место, а данное место стало возможным для оседлого или полуоседлого поселения остяков (ханты), этому свидетельствуют найденные деревянные идолы. И так, легенда оказалась не вымыслом. Наш город действительно возродился на этом месте, благодаря семи лиственницам, о чем свидетельствуют архивы музея. « Название происходит от хантыйских слов «лапыт» («семь») и «нангк» («лиственница»), что возраст лиственниц: 200-270 лет (В . Уральским филиалом Академии наук был произведен анализ спила деревьев, расположенных на территории коми-деревни). В 2005 г. в город приезжал археолог Кочегов Е.И., который совместно с директором музея проводил раскопки в «коми деревне», где были найдены черепки, осколки посуды в слое раннего средневековья, что говорит о том, что здесь было поселение. В Тобольском государственном архиве имеется справка, свидетельствующая о том, что «в сведениях 1868 – .г.» (г. Санкт-Петербург, .) упоминается населенный пункт с названием «Лабытнанги» .«…Лабытнангский ул. при протоке р. Обь, число дворов- 3, жителей: 20 муж., 18 жен.». В это время здесь уже существовало постоянное поселение.»
