Публикации «Приобщение обучающихся к национальным традициям родной культуры в рамках внеклассной работы по предмету ОПК как фактор духовно-нравственного воспитания»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Приобщение обучающихся к национальным традициям родной культуры в рамках внеклассной работы по предмету ОПК как фактор духовно-нравственного воспитания»
Автор: Смирнова Наталья Николаевна

Смирнова Н.Н., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №105» горонежа«Приобщение обучающихся к национальным традициям родной культуры в рамках внеклассной работы по предмету ОПК как фактор духовно-нравственного воспитания»Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) был введён с 1 сентября 2012 года во всех образовательных организациях РФ. Я была учителем начальных классов с 1993г по сегодняшний день, а преподавателем модуля ОПК с 2014 по 2025г.В процессе учебно-воспитательной деятельности перед учителями Основ православной культуры и просто учителей начальных классов стоит основная задача – это не только изучение предмета, но и сохранение, возрождение и дальнейшее развитие национальной культуры своего народа.Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, декоративно-прикладное искусство, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Думается, что нет. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.Цель такой работы - создание условий для приобщения школьников к духовно–нравственным ценностям, воспитание готовности следовать им, формирование духовно–богатой личности ребёнка–школьника через возрождение национальных традиций, введение духовно–нравственных начал в основу воспитания и обучения в школе. Актуальность проблемы:
  • национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору;
  • сохранение истории определяет будущее нашего народа, через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию;
  • культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души и жизни.
  • Такое путешествие в мир родной культуры предков увлекательным может сделать не только учитель ОПК, но и учитель начальных классов, не преподающий этот предмет.Принципы организации такой работы в младших классах:
  • регулярность,
  • своевременность,
  • систематичность
  • в соответствии с возрастными особенностями школьников,
  • деятельностный подход
  • интеграция наук и педагогических методов,
  • заинтересованность и привлечение родителей учащихся
  • социализация обучающихся
  • Приобщение обучающихся к национальным традициям родной культуры в рамках внеклассной работы по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) как фактор духовно-нравственного воспитания может осуществляться через следующие мероприятия:Следующий блок работы на пути становления личности школьников я увидела в приобщении детей к посещению святых мест. Учащиеся  не просто с удовольствием принимают участие в поездках, но и  учатся культуре поведения в святых местах: как одеться при посещении храма, что делать при входе, внутри Храма, заказать молебен, поставить свечи, принять святое причастие.
  • Экскурсии, паломнические поездки по святым местам. Учащиеся не только принимают участие в поездках, но и учатся культуре поведения в святых местах: как одеться при посещении храма, заказать молебен, поставить свечи, принять святое причастие.  
  • Экскурсии в ближайший Храм (устройство храма, правила поведения в храме, иконы и фрески…),
  • Экскурсия «Пасхальный перезвон» на колокольню Александра Невского Храмового комплекса Свльи Россошанско-Острогожской епархии в г.Россошь.
  • Экскурсия с родителями в Костомаровский женский монастырь,
  • Экскурсия в Аксаковский мужской монастырь горонежа в День завершения региональной благотворительной акции «Белый цветок»,
  • Семейные посещения храмов, монастырей,
  • Посещение школьного музея «Изба», в которой правильно оформлен и «красный угол» хаты (МКОУ Евстратовская СОШ).
  • В ходе посещения музеев дети  знакомятся  с предметами быта, национальными костюмами,  народными изделиями наших предков, получают яркие впечатления от зрительного восприятия уникальных ценностей предметов старины родного края.
  • Организация поисково-исследовательской и проектной работы по ОПК с классом:
  • «Икона в моей семье»,
  • «Храмы родного края. Семейная экскурсия»,
  • «Монастырь. Семейная экскурсия»,
  • «Традиции и обычаи одного праздника» (итоговый проект)
  • «Защитники Земли русской» (муниципальный коллективный проект),
  • Всероссийский конкурс исследовательских работ «Обретённое поколение» в госкве, 1-е место за представление исследовательской работы «Монастыри Воронежского края»
  • Участие в предметных олимпиадах православной направленности. Так происходит понимание необходимости овладения опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, помогающими и современному поколению нестандартных жизненных ситуаций; формирование собственной картины мира:
  • Школьный и муниципальный этап олимпиады по ОПК – от ПСТГУ сайт pravplimp,
  • Школьный этап олимпиады АКСИОС от ПСТГУ сайт pravplimp,
  • Участие в творческих конкурсах православной направленности (муниципальных конкурсов проектов, видеороликов, викторинах, КВИЗах, спортивных состязаниях, выставки детского творчества).  Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. 
  • Региональный конкурс видеороликов школьных самодеятельных школьных театров новогодних поздравлений,
  • Муниципальный конкурс образовательных проектов «По дорожке к Рождеству»:
  • Муниципальный творческий конкурс видеороликов «Рождественские колядки"
  • Муниципальный творческий конкурс рисунков «Зимние святки предков»
  • Муниципальный творческий конкурс поделок «Рождественский вертеп»
  • Муниципальная благотворительная выставка-ярмарка пасхальных поделок,
  • Муниципальный конкурс рисунков «Пасхальная весна Победы»
  • КВИЗ «По следам Деда Мороза» 2020г (школьный для 2 и 3 кл),
  • Участие в концертах, театральных постановках православной направленности:
  • Муниципальный Рождественский концерт в рамках муниципального и епархиального конкурса образовательных проектов «По дорожке к Рождеству»: рождественские песни, сценки,
  • Рождественская сказка в Храме Преображения Господня в свстратовка Россошанского района,
  • Рождественская сказка для учащихся Евстратовской СОШ Россошанского района,
  • Премьера спектакля «Пасхальный куличик» для учащихся Евстратовской СОШ Россошанского района,
  • Участие в региональных и муниципальных благотворительных акциях
  • «Белый цветок»,
  • «Рождественское чудо – детям»,
  • «Пасхальная радость». 
  • «Пасхальное дерево»
  • «Весенняя Неделя добра»
  • Совместная подготовка к единым православным праздникам и участие в проведении. Особую роль играет подготовка к общешкольным/городским/сельским православным праздникам, которые выполняют задачу приобщения детей и взрослых к традиционной православной культуре, сплочению членов семей при выполнении общего КТД.
  • Покровская муниципальная ярмарка в Россошанском муниципальном районе,
  • Масленица (в класса, в школе, в селе/городе),
  • «Печём жаворонков на «Сорок сороков» (экскурсия на хлебозавод, в школе)
  • Вербное воскресенье (ветки вербы украшали бумажным ангелом, изготовленным своими руками)
  • Светлая Пасха (выставка пасхальных рисунков, благотворительные акции, угощение пасхальными куличами)
  • Рождество Христово (приглашение на премьеру пасхального спектакля)
  • Троица (посещение местного храма, где весь пол устлан душистыми полевыми травами)
  • Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности
  • Изучение народной и православной детской литературы. Образы духовной и светской отечественной литературы знакомят с историей и обычаями народов, населявших древние культурные центры. 
  • «Притчи о …» Б.Гонаго
  • Поддержка родителей (кроме гастрономических и социализированных обычаев дома, , готовят сладкие угощения детям в день проведения «Масленицы», «Дня Николы Зимнего», изготовление костюмов для детского театра)
  • Кулинарные праздничные традиции,
  • Социализированные праздничные традиции (на Пасху)
  • накануне Николы Зимнего и Николы Летнего кладут подарок под подушку ребенку
  • блины для внеклассного мероприятия «Масленица» в классе,
  • приготовление сдобного теста для изготовления булочек-жаворонков детьми в школе
  • изготовление костюмов для выступлений школьного театра «Буратино»
  • На каждом мероприятии дети знакомились с историей праздника, его традициями и принимали активное участие в виде мастер-классов, изготовления творческих работ, оказание реальной помощи ребятам из местного детского сада и пожилым людям, участия в творческих концертах и благотворительных акциях. Все мероприятия  носили массовый характер и имели глубокий духовный смысл. Это позволило привлечь детей и их родителей к православным традициям и  сблизить их.  Под влиянием праздничной атмосферы православных  праздников учащиеся стали более дружелюбными, общительными и  многие перестали бояться выражать свои мысли и  чувства.Благодаря эффективному взаимодействию школы, детского сада и Русской православной Церкви найдена объединяющая идея, которая даёт ясные духовно-нравственные ориентиры в воспитании подрастающего поколения. Этой идеей  стала православная культура, духовно - нравственное воспитание школьников на основе православных традиций русского народа. Хочется подчеркнуть особую роль педагога, который не только должен найти в себе силы овладеть духовным наследием и быть образцом высоконравственного поведения, но и суметь зародить в каждой маленькой личности зернышки духовных качеств человека.Ведь приобщение к истокам национальной культуры развивает у школьников национальное самосознание, уважение к своему народу, его традициям и обычаям, прививает любовь к Родине, к родному краю, создаёт эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств у детей
    -