Публикации
«Приобщение обучающихся к национальным традициям родной культуры в рамках внеклассной работы по предмету ОПК как фактор духовно-нравственного воспитания»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Приобщение обучающихся к национальным традициям родной культуры в рамках внеклассной работы по предмету ОПК как фактор духовно-нравственного воспитания»
Автор: Смирнова Наталья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Приобщение обучающихся к национальным традициям родной культуры в рамках внеклассной работы по предмету ОПК как фактор духовно-нравственного воспитания»
Автор: Смирнова Наталья Николаевна
Смирнова Н.Н., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №105» г.Воронежа«Приобщение обучающихся к национальным традициям родной культуры в рамках внеклассной работы по предмету ОПК как фактор духовно-нравственного воспитания»Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) был введён с 1 сентября 2012 года во всех образовательных организациях РФ. Я была учителем начальных классов с 1993г по сегодняшний день, а преподавателем модуля ОПК с 2014 по 2025г.В процессе учебно-воспитательной деятельности перед учителями Основ православной культуры и просто учителей начальных классов стоит основная задача – это не только изучение предмета, но и сохранение, возрождение и дальнейшее развитие национальной культуры своего народа.Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, декоративно-прикладное искусство, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Думается, что нет. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.Цель такой работы - создание условий для приобщения школьников к духовно–нравственным ценностям, воспитание готовности следовать им, формирование духовно–богатой личности ребёнка–школьника через возрождение национальных традиций, введение духовно–нравственных начал в основу воспитания и обучения в школе. Актуальность проблемы:национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору; сохранение истории определяет будущее нашего народа, через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию; культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души и жизни. Такое путешествие в мир родной культуры предков увлекательным может сделать не только учитель ОПК, но и учитель начальных классов, не преподающий этот предмет.Принципы организации такой работы в младших классах: регулярность, своевременность, систематичность в соответствии с возрастными особенностями школьников, деятельностный подход интеграция наук и педагогических методов, заинтересованность и привлечение родителей учащихся социализация обучающихся Приобщение обучающихся к национальным традициям родной культуры в рамках внеклассной работы по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) как фактор духовно-нравственного воспитания может осуществляться через следующие мероприятия:Следующий блок работы на пути становления личности школьников я увидела в приобщении детей к посещению святых мест. Учащиеся не просто с удовольствием принимают участие в поездках, но и учатся культуре поведения в святых местах: как одеться при посещении храма, что делать при входе, внутри Храма, заказать молебен, поставить свечи, принять святое причастие.Экскурсии, паломнические поездки по святым местам. Учащиеся не только принимают участие в поездках, но и учатся культуре поведения в святых местах: как одеться при посещении храма, заказать молебен, поставить свечи, принять святое причастие. Экскурсии в ближайший Храм (устройство храма, правила поведения в храме, иконы и фрески…), Экскурсия «Пасхальный перезвон» на колокольню Александра Невского Храмового комплекса Св.Ильи Россошанско-Острогожской епархии в г.Россошь. Экскурсия с родителями в Костомаровский женский монастырь, Экскурсия в Аксаковский мужской монастырь г.Воронежа в День завершения региональной благотворительной акции «Белый цветок», Семейные посещения храмов, монастырей, Посещение школьного музея «Изба», в которой правильно оформлен и «красный угол» хаты (МКОУ Евстратовская СОШ). В ходе посещения музеев дети знакомятся с предметами быта, национальными костюмами, народными изделиями наших предков, получают яркие впечатления от зрительного восприятия уникальных ценностей предметов старины родного края.Организация поисково-исследовательской и проектной работы по ОПК с классом: «Икона в моей семье», «Храмы родного края. Семейная экскурсия», «Монастырь. Семейная экскурсия», «Традиции и обычаи одного праздника» (итоговый проект) «Защитники Земли русской» (муниципальный коллективный проект), Всероссийский конкурс исследовательских работ «Обретённое поколение» в г.Москве, 1-е место за представление исследовательской работы «Монастыри Воронежского края» Участие в предметных олимпиадах православной направленности. Так происходит понимание необходимости овладения опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, помогающими и современному поколению нестандартных жизненных ситуаций; формирование собственной картины мира: Школьный и муниципальный этап олимпиады по ОПК – от ПСТГУ сайт pravplimp, Школьный этап олимпиады АКСИОС – от ПСТГУ сайт pravplimp, Участие в творческих конкурсах православной направленности (муниципальных конкурсов проектов, видеороликов, викторинах, КВИЗах, спортивных состязаниях, выставки детского творчества). Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Региональный конкурс видеороликов школьных самодеятельных школьных театров новогодних поздравлений, Муниципальный конкурс образовательных проектов «По дорожке к Рождеству»: Муниципальный творческий конкурс видеороликов «Рождественские колядки" Муниципальный творческий конкурс рисунков «Зимние святки предков» Муниципальный творческий конкурс поделок «Рождественский вертеп» Муниципальная благотворительная выставка-ярмарка пасхальных поделок, Муниципальный конкурс рисунков «Пасхальная весна Победы» КВИЗ «По следам Деда Мороза» 2020г (школьный для 2 и 3 кл), Участие в концертах, театральных постановках православной направленности: Муниципальный Рождественский концерт в рамках муниципального и епархиального конкурса образовательных проектов «По дорожке к Рождеству»: рождественские песни, сценки, Рождественская сказка в Храме Преображения Господня в с.Евстратовка Россошанского района, Рождественская сказка для учащихся Евстратовской СОШ Россошанского района, Премьера спектакля «Пасхальный куличик» для учащихся Евстратовской СОШ Россошанского района, Участие в региональных и муниципальных благотворительных акциях «Белый цветок», «Рождественское чудо – детям», «Пасхальная радость». «Пасхальное дерево» «Весенняя Неделя добра» Совместная подготовка к единым православным праздникам и участие в проведении. Особую роль играет подготовка к общешкольным/городским/сельским православным праздникам, которые выполняют задачу приобщения детей и взрослых к традиционной православной культуре, сплочению членов семей при выполнении общего КТД. Покровская муниципальная ярмарка в Россошанском муниципальном районе, Масленица (в класса, в школе, в селе/городе), «Печём жаворонков на «Сорок сороков» (экскурсия на хлебозавод, в школе) Вербное воскресенье (ветки вербы украшали бумажным ангелом, изготовленным своими руками) Светлая Пасха (выставка пасхальных рисунков, благотворительные акции, угощение пасхальными куличами) Рождество Христово (приглашение на премьеру пасхального спектакля) Троица (посещение местного храма, где весь пол устлан душистыми полевыми травами) Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценностиИзучение народной и православной детской литературы. Образы духовной и светской отечественной литературы знакомят с историей и обычаями народов, населявших древние культурные центры. «Притчи о …» Б.Гонаго Поддержка родителей (кроме гастрономических и социализированных обычаев дома, , готовят сладкие угощения детям в день проведения «Масленицы», «Дня Николы Зимнего», изготовление костюмов для детского театра) Кулинарные праздничные традиции, Социализированные праздничные традиции (на Пасху) накануне Николы Зимнего и Николы Летнего кладут подарок под подушку ребенку блины для внеклассного мероприятия «Масленица» в классе, приготовление сдобного теста для изготовления булочек-жаворонков детьми в школе изготовление костюмов для выступлений школьного театра «Буратино» На каждом мероприятии дети знакомились с историей праздника, его традициями и принимали активное участие в виде мастер-классов, изготовления творческих работ, оказание реальной помощи ребятам из местного детского сада и пожилым людям, участия в творческих концертах и благотворительных акциях. Все мероприятия носили массовый характер и имели глубокий духовный смысл. Это позволило привлечь детей и их родителей к православным традициям и сблизить их. Под влиянием праздничной атмосферы православных праздников учащиеся стали более дружелюбными, общительными и многие перестали бояться выражать свои мысли и чувства.Благодаря эффективному взаимодействию школы, детского сада и Русской православной Церкви найдена объединяющая идея, которая даёт ясные духовно-нравственные ориентиры в воспитании подрастающего поколения. Этой идеей стала православная культура, духовно - нравственное воспитание школьников на основе православных традиций русского народа. Хочется подчеркнуть особую роль педагога, который не только должен найти в себе силы овладеть духовным наследием и быть образцом высоконравственного поведения, но и суметь зародить в каждой маленькой личности зернышки духовных качеств человека.Ведь приобщение к истокам национальной культуры развивает у школьников национальное самосознание, уважение к своему народу, его традициям и обычаям, прививает любовь к Родине, к родному краю, создаёт эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств у детей.
