Публикации Поощрение и наказание в семье

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Поощрение и наказание в семье
Автор: Лисянская Ольга Викторовна

Лисянская О.В. , учитель начальных классов МБОУ СОШ с УИОП № 8 г. ВоронежПоощрение и наказание в семьеНаказание – это причинение вреда причиняющему вред. Похвала – педагогический домкрат. В. КротовПапа вазу опрокинул...Кто его накажет?— Это к счастью! Это к счастью! —Все семейство скажет.Ну а если бы, к несчастью,Это сделал я...— Ты — разиня! Ты — растяпа!Скажет вся семья.Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. Важно «вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…Поощрение ребёнка за что-то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. В процессе воспитания дисциплинированности приходиться прибегать и к наказаниям. Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность. Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. (Перед тем, как ругать, сосчитай до 10)Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.Иногда случается так, что ожидание наказания, страшнее самого наказания.Я ужасно виноват –Перевёл часы назад…Папа очень рассердился,Торопился, не побрился,Мне сказал: - Имей в виду,Накажу, когда приду…День тянулся так уныло.Ничего не веселило,Я из садика домойПритащился чуть живой.Папа дремлет,Мама вяжет.Ну, когда меня накажут?Может быть, уже простили,Только мне сказать забыли?Целый день я ждал его,Наказанья своего.Хуже наказанияЭти ожидания!Олег Бундур Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Главным методом воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями (пример зачем мы учимся? конфета).«Ладная семья»Жила на свете семья. Она была не простая. Боле 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так жили всей семьей и всем селом.  Семья была особая – мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, никаких драк и раздоров.Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чисто, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи и спросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье?». Глава семьи взял лист и стал что-то писать на листе бумаги. Закончив писать, он передал лист владыке. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: «Любовь, Прощение, Терпение» И в конце листа: «Сто раз любовь, Сто раз Прощение, Сто раз терпение». Прочел владыка и спросил: «И всё?»- Да, – ответил старик – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, - подумав, добавил: «…  и мира тоже».Поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.Литература
  • Н.И.Дереклеева “Родительские собрания 1-4 классы”.
  • И. М. Марковская “Тренинг взаимодействия родителей с детьми”.
  • Л. И. Саляхова “Родительские собрания 1-11 классы”.
  • К. Кузьма “Как понимать своего ребёнка”.
  • Д. Фонтенел “Проблемы переходного возраста”.
  • Т. Л. Шишова “Как правильно наказывать ребёнка”.
  • Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1, 2/ Под ред. Н.А. Алексеевой.
  • -