Публикации Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по виду спорта «художественная гимнастика»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по виду спорта «художественная гимнастика»
Автор: Турчина Татьяна Владимировна

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа «Водник» Находкинского городского округаДополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по виду спорта «художественная гимнастика»1. Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по виду спорта «художественная гимнастика» (далее - Программа) разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность учреждения по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта:Образовательная программа базового уровня выполнена в соответствии с учебным планом и раскрывает методику преподавания основ вида спорта «художественная гимнастика». На этом этапе обучающие изучат всю технику исполнения основ художественной гимнастики, а также освоят танцевальные навыки с применением различных предметов (обруч, скакалка, мяч, лента).Данная программа ориентирована на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни, удовлетворении индивидуальных потребностей в физическом совершенствовании обучающегося, а также организацию свободного времени.Художественная гимнастика - это сложно-координационный олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве, выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку. Художественная гимнастика объединяет в себе растяжку, работу с предметами (скакалкой, лентой, обручем, мячом), осваивает различные манипуляции, способы бросков и ловли предмета, тренировку силы мышц, развитие танцевальных и музыкальных способностей, выявления природных данных, развитие уверенности в себе, в своих силах.Программа создает возможность активного погружения обучающихся в сферу соответствующей предметной деятельности на уровне первичного знакомства с ней.2. Направленность программыРеализация дополнительной общеразвивающей программы по виду спорта «художественная гимнастика» предусматривает только спортивно-оздоровительный этап.Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.Программа направлена на:
  • -создание условий для физического образования, воспитания и развития обучающихся;
  • формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта и в выбранном виде спорта - художественная гимнастика;
  • отбор обучающихся для обучения на последующих этапах подготовки;
  • организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
  • 3. Срок реализации программы( срок обучения) и возраст обучающихсяДанная образовательная общеразвивающая программа предполагает весь период обучения. Уровень освоения: базовый.Недельная нагрузка - 6 часов. 3 раза в неделю по 2 часа (1 час - 45 минут). Учебно-тренировочный год - 52 недели, с 1 января по 31 декабря.Общий годовой объем учебно-тренировочной нагрузки 312 час.Набор в группы происходит без вступительных экзаменов на основе медицинского заключения.Группы формируются разновозрастные. В зависимости от возраста упражнения чередуются по структуре, направленности, уровню сложности.Особенности формирования групп4. Форма обученияВиды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной общеразвивающей программы спортивной подготовки:
  • учебно-тренировочное занятие;
  • спортивные соревнования;
  • самостоятельная подготовка.
  • При реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика» на учебно-тренировочных занятиях применяются следующие формы обучения: групповые занятия, индивидуальные учебно-тренировочные занятия, смешанные индивидуально-групповые занятия.Ведущей формой обучения является групповая и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще всего и включает теоретическую, беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций и практическую части – освоение приемов, отработку навыков, тренировку, игры, эстафеты, самостоятельную работу. Методы и приемы обучения: показ, разучивание, имитация упражнений; использование средств наглядности; исправление ошибок; подвижные игры; индивидуальная страховка и помощь; круговая тренировка; оценка (самооценка) двигательных действий; соревновательный эффект; контрольные задания.5. Планируемые результаты-раскрытие индивидуальных двигательных возможностей каждого ребенка;-освоение элементов художественной гимнастики;-овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, и т.д.)По окончанию спортивно-оздоровительного этапа обучающиеся должны владеть понятиями «Традиционная и нетрадиционная гимнастика» излагать сведения об истории возникновения и эволюции гимнастики. Девочки вырабатывают красиво держаться, свободно и правильно двигаться;Научаться красиво и музыкально исполнять упражнения художественной гимнастики, сольные и групповые композиции;- овладеют акробатическими элементами;- смогут самостоятельно сочинять связки движений и упражнения;- освоят курс хореографии с элементами народно-характерного танца.В результате прохождения данной программы обучающийся приобретает навыки работы с предметом (скакалкой, обручем, мячом), осваивает различные манипуляции, способы бросков и ловли предмета. Улучшает свои природные данные гибкости спины, растяжки ног, силовые качества и качества выносливости.должен уметь:- самостоятельно организовывать и проводить занятия гимнастикой с разной целевой направленностью и выполнять гимнастические упражнения с заданной дозировкой нагрузки;- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения музыкально-сценических, музыкально-танцевальных соревнований;- объяснять в доступной форме технику выполнения гимнастических, акробатических упражнений;- находить, анализировать ошибки и исправлять их;- соблюдать такт и ритм при выполнении упражнений;- выполнять упражнения на высоком техническом уровне;- передавать движениями заданный образ, применять это умение в игровой и соревновательной деятельности. Личностные качества:Коммуникативность, активность, трудолюбие, контроль, взаимоконтроль, самостоятельность, креативность, индивидуальные способности, самореализация, креативное мышление, художественный вкус, исполнительское мастерство, чувство ритма. Физические качества:- научаться красиво и музыкально исполнять упражнения художественной гимнастики, сольные и групповые композиции, овладеют акробатическими элементами, смогут самостоятельно сочинять связки движений и упражнения, освоят курс хореографии с элементами народно-характерного танца, пластичность, хореографические способности, артистичность, координация движений. 6. Учебно- тренировочный план7. Содержание ПрограммыФизическая подготовкаОбщая физическая подготовка - это комплексный процесс всестороннего физического воспитания, направленный на укрепление здоровья, опорно-двигательного аппарата и развитие общей выносливости гимнасток. Это физическая подготовка, осуществляемая безотносительно к конкретному виду деятельности.Основные средства общей физической подготовки на раннем этапе обучения - строевые, общеразвивающие и игровые упражнения из других видов спорта.
  • Общеразвивающие упражнения: Строевые упражнения: понятие «строй», «шеренга», «колонка», «направляющий», «замыкающий». Передвижение по залу: в обход, противоходом, змейкой, спиралью, по диагонали.
  • Фигурные построения: ряды, колонны, круги. Движения строевым и походным шагом. Обозначение шага на месте и в движении. Движения бегом: переходы с бега на шаг, с шага на бег, повороты в движении. Перемена направления. Границы площадки, углы, середина, центр. Движение в обход, противоходом, по диагонали, змейкой.
  • Упражнения для рук и плечевого пояса: поднимание и опускание рук вперед, вверх, назад, движения прямыми и согнутыми руками в различном темпе, махи и круговые движения во всех суставах, упражнения с отягощениями (соответствующие возрасту занимающихся). Прокруты со скакалкой, сложенной в 4 раза, упражнения на растягивание (с задержкой в крайних положениях) и др.
  • Упражнения для шеи и туловища: наклоны и круговые движения головой в различных направлениях; маховые, пружинящие движения туловищем из различных исходных положений, упражнения на растягивание во всех направлениях; расслабление; наклоны; прогибы; упражнения с наибольшими отягощениями. Круговые движения туловищем в стойке ноги врозь, в стойке на коленях. Поднимание туловища из положения лежа на животе (спине) на полу (скамейке), ноги закреплены за гимнастическую стенку или удерживаются партнером.
  • Упражнения для ног: сгибание и разгибание стоп, и круговые движения стопой. Полуприседы и приседы в быстром и медленном темпе; ходьба на пальцах, пятках, на внешней и внутренней стопах; выпады вперед, назад, в сторону. Прыжки на двух ногах, из приседа, через гимнастическую скамейку (сериями слитно). Максимальное растягивание и расслабление ног, шаговые и круговые движения из различных исходных положений, упражнения в седе для развития выворотности ног, пассивное растягивание с помощью партнера или на снарядах.
  • Упражнения для мышц бедра: лечь на спину, руки под голову, поднять оттянутую правую ногу до вертикального положения, медленно согнуть и быстро разогнуть. То же сменив режим работы, бедра на пол не опускать. Сесть, согнув колени, руки на колени. Разводить колени и сопротивлением до касания бедрами пола. Лечь, руками взяться за нижнюю перекладину гимнастической стенки. Поднять обе оттянутые ноги назад и задержать 4-6 секунд.
  • Упражнения для развития быстроты: - ходьба и бег с внезапной сменой направления по сигналу; - бег с ускорениями; - эстафеты с бегом на отмеренном отрезке.
  • Игры и игровые упражнения: Сюжетные игры: «Веселая бабочка» - свободная ходьба и бег с размахиванием руками.
  • «Веселые воробышки» - подскоки на двух ногах.«Резвые мышата» - ползание на коленях.Специальная физическая подготовка - это специально организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование физических качеств необходимых для успешного освоения и качественного выполнения упражнений художественной гимнастики.
  • Упражнения для развития амплитуды и гибкости: Наклоны вперед, назад, в стороны с максимальным напряжением (из различных исходных положений - сидя, стоя, без опоры). Наклоном назад «мост» (лежа, стоя, с захватом ног). Шпагат, шпагат с различными наклонами вперед, назад, в сторону, со скамейки. Движением ногами (махи) в различных направлениях и с максимальной амплитудой, медленные движения ногами с фиксацией конечного положения в течение нескольких секунд. Примечания: - упражнения включаются в каждый урок; - упражнения для увеличения подвижности в суставах для девочек второго года обучения усложнять изменением исходных положений, применением захватов и самозахватов, отягощений, удержанием положений в растянутом состоянии, применением принудительного растягивания.
  • Упражнения на формирование осанки совершенствование равновесия: Различные виды ходьбы (с носка, с поворотом, острым, перекатным, пружинными шагами); выполнение упражнений с выключенным зрительным анализатором, прыжки толчком с поворотом на 1800-3600 (сериями 10 раз с открытыми глазами, 10 - с закрытыми).
  • Упражнения для развития координации движений: Выполнение небольших комбинаций (без музыки и под музыку), включающих базовые шаги и элементы художественной гимнастики (с предметом и без него). Выполнение отдельных элементов в усложненных условиях (без зрительной ориентировки, на уменьшенной площади опоры).
  • Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: Различные прыжки со скакалкой с постепенным увеличением продолжительности и скорости (второй год обучения). Различные эстафеты и игры с бегом и прыжками, используя мячи, обручи и др. предметы. Прыжки на месте и с продвижением на одной, двух ногах (высоту прыжка постепенно увеличивать). Прыжки с предметами в руках и с грузами.
  • Техническая подготовка - это процесс формирования знаний, умений и навыков выполнения, свойственных виду спорта упражнений и совершенствование их до максимально возможного уровня. Цель тактико-технической подготовки - сформировать такие знания, умения и навыки, которые позволили бы гимнасткам с наибольшей эффективностью продемонстрировать свою индивидуальность в сочетании с разнообразием, трудностью и оригинальностью упражнений в единстве с музыкой и обеспечить дальнейший рост спортивного мастерства.В тактико-технической подготовке гимнасток выделяют следующие компоненты:Беспредметная подготовка (упражнения без предмета) - формирование техники телодвижений, ее компонентами являются специфическая, равновесная, вращательная, прыжковая, акробатическая и танцевальная подготовки.Предметная подготовка - формирование техники движений предметами, компоненты этого вида подготовки: балансовая, вращательная, фигурная, бросковая и перекатная подготовки. Упражнения выполняются с разными по форме, фактуре, размерам предметами: скакалкой, мячом, булавами, лентой и обручем, которые предполагают следующие группы движений: удержание и баланс, вращательные и фигурные движения, бросковые движения и перекаты.Хореографическая подготовка включает обучение элементам 4 танцевальныхсистем:классической, историко-бытовой, народно-характерной и современной.Хореографическая подготовка двигательно обогащает гимнасток, содействует разнообразию их деятельности и расширению средств выразительности в соревновательных программах, формирует правильное понимание красоты поз, линий, положений и движений тела, развивает культуру движений, а также воспитывает музыкальность ритмичность, эмоциональность и выразительность. У занимающихся хореографией гимнасток формируется способность передавать движениями тела определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства, а также способность создать яркий и выразительный образ.Кроме того, при занятиях хореографией развиваются:
  • выворотность;
  • гибкость;
  • координация;
  • устойчивость;
  • легкий высокий прыжок;
  • вырабатывается правильная осанка;
  • укрепляется опорно-двигательный аппарат;
  • формируется культура движений и умение творчески мыслить. Хореографическая подготовка в художественной гимнастике включает в себя обучением элементам четырех танцевальных систем:
  • классический;
  • народно-характерный;
  • историко-бытовой;
  • современной.
  • Осуществляется хореографическая подготовка в форме разминок (уроков) классического, народно-характерного и современного содержания, а также при разучивании танцевальных и спортивно-танцевальных комбинаций.Теоретическая подготовка включает в себя инструктаж по технике безопасности, формирование знаний об истории развития и современного состояния художественной гимнастики, строении и функциях организма человека, понятия о физической культуре двигательной активности, здоровом образе жизни.История развития и современное состояние художественной гимнастики: истоки; история развития; анализ результатов достижений российских гимнасток; задачи, тенденции и перспективы развития. Требования к внешнему виду гимнастокСтроение и функции организма человека: краткие сведения в доступной форме об опорно-мышечном аппарате; строение и функции внутренних органов, органов дыхания, кровообращения, пищеварения и нервной системы.Общая и специальная физическая подготовка: понятие об общей и специальной физической подготовке, понятие двигательных качеств (гибкости, быстроты, ловкости, прыгучести, силы, выносливости и равновесия); основные термины.Основы музыкальной грамоты: понятие о содержании и характере музыки; метр, такт, размер, ритм и мелодия, темп, музыкальная динамика; значение музыки в художественной гимнастике. Режим питания и гигиена: понятие о режиме, его значение; понятие о правильном питании; понятие о гигиене гимнастки.Воспитательная работа Цель воспитательной работы - формирование всесторонне развитой гармонической, творческой личности воспитанников на основе формирования физической культуры и организации педагогической поддержки. Задачи, решаемые в процессе воспитательной деятельности тренера: воспитание стойкого интереса и целеустремленности в занятиях художественной гимнастикой, настойчивости, трудолюбия, чувства прекрасного; формирование физической культуры и установки на здоровый образ жизни; привитие необходимых гигиенических навыков, дисциплинированности.Воспитательная работа проводится в процессе учебно-тренировочных занятий. Цели деятельности в физическом воспитании девочек, занимающихся художественной гимнастикой, объединяются общей направленностью: формирование потребности на занятиях в физических упражнениях, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и этическое развитие. Воспитательная работа способствует индивидуализации воспитанников в коллективе, активном усвоении и воспроизведении знаний, умений и двигательных действий, приобретаемых учащимися в процессе освоения, воспроизведения и самостоятельного использования накапливаемого опыта в физкультурно-спортивной деятельности. К воспитательной работе относится также и работа с родителями.Основные воспитательные мероприятия: просмотр соревнований, открытые занятия. Задача воспитательных действий на тренировках направлена на то, чтобы обеспечить каждому ребенку самые благоприятные условия проявления его способностей и умений. Метод поощрения - положительная оценка тех лучших качеств, которые проявились в поступках ребенка, метод наказания - это выявление ошибок в поведении и их осуждение. Эти методы педагогического воздействия служат тому, чтобы помочь обучающимся осознать свои достоинства или недостатки, стимулировать или тормозить определенное поведение, приучать контролировать свое поведение.8. Оценочные материалыКритерии оценок контроля достижения планируемых результатов, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта«художественная гимнастика»9. Методические материалыПервые занятия начинаются с инструктажа по технике безопасности, бесед о правилах поведения, о том, что такое хореография и художественная гимнастика, требования к внешнему виду гимнасток.Основная задача обучения групп является - постановка корпуса, ног и рук на простейших упражнениях классического экзерсиса, развитие координации.Каждое занятие начинается с вводной части, которая приводит организм в рабочее состояние, налаживает дыхание и кровообращение (разогревает мышцы).Содержание учебно- тренировочных занятийКалендарный план воспитательной работыПлан мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним10. Список использованной литературы
  • Аверкович Э.П. Композиция упражнений в художественной гимнастике: Метод.рек.-М.:Изд-во ВНИИФК, 1989. - 17 с.
  • Базарова Н.П. Классический танец. - Л.: Искусство, 1975.-184 с.
  • Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А. Особенности физической подготовки: Метод.рек. - Киев: Изд-во КГИФК, 1991. - 34с.
  • Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А. Хореографическая подготовка в спорте: Метод.рек. - Киев: Изд-во КГИФК, 1990. - 20с.
  • Венгерова Н.Н., Федорова О.С. Средства классического экзерсиса на уроках хореографической подготовки в сложно-координационных видах спорта:Уч.- метод.пособие. - СПб.:Изд-во СПбГАФК, 2000. - 46с.
  • -