Публикации Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности «Гандбол»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности «Гандбол»
Автор: Жариков Денис Викторович

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов г. ВоронежаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности «Гандбол»Уровень программы: стартовыйВозраст обучающихся: 11 – 13 летСрок реализации: 1 годАвтор-составитель: Жариков Денис Викторович, учитель физической культуры Воронеж, 2024 гПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Гандбол - одна из популярных спортивных игр. Занятия гандболом улучшают работу сердечно сосудистой и дыхательной системы, способствует улучшению глубинного и периферического зрения, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, происходит развитие всех физических качеств человека. Благодаря своей эмоциональности, игра в гандбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Формируются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание побеждать.Направленность образовательной программыПрограмма «Гандбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы: занятия в спортивной секции «Гандбол» призваны сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие физических и психических качеств, творческое использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни.Уровень усвоения программы – стартовый (1 год обучения). Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.Актуальность программыРеализация данной программы позволяет решать актуальные проблемы в воспитании подрастающего поколения, создавать реальную здоровую альтернативу асоциальным явлениям, имеющим место в жизни современной молодежи, а также формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знания истории и культуры своего народа, преданность Отечеству.Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что ее реализация будет способствовать развитию познавательной активности, получению определенной суммы знаний и навыков обучающимися, построению целостной картины мира их мировоззрению, формированию навыков общения со сверстниками.Отличительные особенности программыЗаключается в интеграции основных видов общей, специальной физической подготовки, в авторском подборе теоретического и практического материала, а также в адаптации к требованиям современного времени.Адресат программы – обучающиеся 6-х классов МБОУ СОШ с УИОП № 8.Объем и срок реализации программы – программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и реализуется в течение одного учебного года.Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Указа Президента РФ от 7 мая 2021 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утверждённая постановлением правительства РФ от 23 мая 2015 №497;
  • Концепции развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительством РФ от 4 сентября 2014 г. №1726) и плана мероприятия по ее реализации на 20152020 гг.;
  • Распоряжения правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей (утв. Президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (от 30 ноября 2016 г. №11)»;
  • Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «О направлении информации»;
  • Указа президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»;
  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 27.07.22г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Национального проекта «Образование» утв. президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г.№16) – «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность»;
  • Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года №467);
  • Устава МБОУ СОШ с УИОП №8;
  • Положения об организации дополнительного образования в МБОУ СОШ с УИОП № 8;
  • Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ СОШ с УИОП №8.
  • Цель программы - углублённое изучение спортивной игры гандбол.
  • Образовательные:
  • - изучить основы техники и тактики игры в гандбол; - научиться преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; - приобретать необходимые теоретические и практические знания в гандболе;- получить знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни;
  • Развивающие:
  • - развить координацию движений и основные физические качества.- способствовать повышению работоспособности учащихся,- развивать двигательные способности,- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
  • Воспитательные:
  • - воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;- воспитывать дисциплинированность;- способствовать снятию стрессов и раздражительности;- способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.- воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.Формы и методы проведения занятийПо источнику знаний: словесный, наглядный, практический.По способу организации деятельности используются методы: метод упражнений, игровой, соревновательный, круговой тренировки, объяснительный, методы поощрения, анализа, обобщения и повторения, обучающего контроля, оценки знаний и умений.Основная форма обучения – традиционные учебные занятия. Используются нетрадиционные формы проведения занятий:- участие в тематических конкурсах различного уровня.Формы организации деятельности на занятиях:- индивидуально-групповая.Режим занятийВ объединение принимаются учащиеся 6-х классов МБОУ СОШ с УИОП№8.Срок реализации программы – 1 год. Количество детей в группе – 15.Программа предполагает учет индивидуальных возможностей ребенка, его возрастных и психологических особенностей, возможности индивидуальных занятий по необходимости. Периодичность занятий: 1 час в неделю.Формат проведения: очный, дистанционный, онлайн.Планируемые результаты
  • Образовательные
  • Учащиеся: - овладеют основами техники и тактики игры в волейбол;- научатся преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;- приобретут необходимые теоретические и практические знания в волейболе;- получат знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
  • Развивающие:
  • - повысят координацию движений и основные физические качества.- повысят работоспособность учащихся,- улучшат двигательную способность,- сформируют навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
  • Воспитательные:
  • - воспитают чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;- воспитают дисциплинированность;- научатся способствовать снятию стрессов и раздражительности;- воспитают спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.УЧЕБНЫЙ ПЛАНСодержание программыТема 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях по гандболу. История гандболаТеория: Владение знаниям по истории возникновения гандбола. Развитие гандбола. Правила игры в гандбол. Основные правила игры в гандбол. Административным органом данного вида спорта является InternationalHandballFederation (IHF). Именно она разрабатывает регламент. Правила гандбола едины для видов и уровней турниров.Игровая зонаМатчи проводятся на корте с габаритами 40х20 м и воротами с каждого конца. В шести метрах от них начерчена линия, в этой зоне играет только голкипер. В состязаниях по гандболу профессиональные команды за один матч забивают от 20 до 35 голов. Мяч для поединков по гандболу должен быть сферическим, не блестеть и не скользить. На каждый матч предоставляется не менее 2-х мячей. Необходимость использования запасного мяча решается реферигрокиВ состав каждой команды входит по 7 играющих на корте и 7 запасных гандболистов. Один из играющих на корте назначается вратарем. Замены допускается выполнять в любом количестве в любой момент, а не только в интервалах между таймамиолевые игроки включают угловых, центральных, полусредних, линейных. В гандболе, как и в ином спорте, есть различия между ловлей мяча и дриблингом (маневр с мячом). Владеющий мячом может стоять на месте не больше 3-х секундратарь команды по гандболу – оборонительный игрок, его задача не дать противнику забить гол. Голкиперы играют в форме отличной от полевых игроков. Если нет возможности носить майку, отличающуюся по окрасу, вратарь одевает нагрудник. Голкиперы играют без перчаток, хотя их использовать не запрещено. Но играя в гандбол недопустимо применять дополнительные защитные средства (маски, шлемы), поскольку предметы представляют опасность для других играющих. Согласно положениям, голкипер играет исключительно в «своей» зонероскиСуществует несколько видов бросков, применяемых в зависимости от конкретной ситуации на поле:Начальный делают в начале 1-го тайма участником, вытянувшим жребий. Во втором периоде начальный бросок выполняет противостоящая команда. Бросок делается из центра. Защищающие игроки должны держаться в 3-х метрах от метателябрасывание из-за боковой линии производят члены противоположной команды, игрок которой последним дотронулся до мяча. Вбрасывание назначается, если было зафиксировано пересечение мячом боковой или линии ворот, касание потолкаратарский бросок назначается, когда мяч пересекает внешнюю линию ворот без вмешательства защищающей команды или когда удар отражен голкипером. Броском вратарь возобновляет ход матча. Он выполняется из любого места в пределах вратарской зонывободный бросок возобновляет ход соревнования после его прерывания судьями. Свободные броски эквивалентны штрафным ударам в футболе. Когда такой бросок присуждается в конце матча, его обычно выполняют прямым ударам по воротам и иногда получается забить големиметровый бросок – это, что-то вроде пенальти в футболе. Удар выполняется за 7-метровой линией, все члены команд, кроме голкипера, должны отойти. Вратарь должен соблюдать дистанцию в 3 метраарательные меры применяются в порядке возрастания. Если в одном игровом моменте гандболистом сделано несколько нарушений, то выносится одно наказание, но самое строгое. Если нарушения выполняют сразу несколько игроков. То мера пресечения выносится в отношении первого нарушителя.Гандбол: правила игры время таймаПоединки по гандболу проходят достаточно энергично. Многократные атаки в ходе состязаний сильно и быстро выматывают играющих. Поэтому состязания по гандболу длятся меньше, чем другие популярные соревнованиясновное время непосредственно самой игры и отдыха зависят от возраста соревнующихся. Играют по 2 периода, называемых таймами.Практика: общефизическая подготовкаТема 2. Техника нападения Теория: 1.Техника нападения Учебная игра.Тема 3. Стойка игрока Теория: Основные правила стойки гандболистаТема 4. Ловля мяча двумя руками на местеТеорияовля мяча двумя руками на месте Практика.Ф.П. Ловля мяча двумя руками на месте. Учебная играТема 5. Ловля двумя руками в прыжке Теория: Ловля двумя руками в прыжке Практика: О.Ф.П Ловля двумя руками в прыжке Учебная играТема 6 Ловля мяча справа и слева Теория: Ловля мяча справа и слева Практика: О.Ф.П Ловля мяча справа и слева Учебная играТема 7 Ловля с недолётом и с перелётом мячаТеория: Ловля с недолётом и с перелётом мяча Практика: О.Ф.П Ловля с недолётом и с перелётом мяча Учебная играТема 8. Ловля мячей высоких, низких Теория: Ловля мячей высоких, низких Практика: О.Ф.П Ловля мячей высоких, низких Учебная играТема 9. Ловля катящегося мячаТеория: Ловля катящегося мячаПрактика: О.Ф.П Ловля катящегося мячаТема 10.Ловля с отскока от площадки Теория Ловля с отскока от площадки Практика: О.Ф.П Ловля с отскока от площадки Учебная играТема 11.Ловля мяча в движении шагом Теория: Ловля мяча в движении шагом Практика: О.Ф.П Ловля мяча в движении шагом Учебная играТема 12. Ловля в движении бегомТеория: Ловля в движении бегом Практика: О.Ф.П Ловля в движении бегом Учебная играТема 13. Ловля мяча. Летящего навстречу Теория: Ловля мяча. Летящего навстречу Практика.Ф.П Ловля мяча. Летящего навстречу Учебная играТема 14. Передача толчком двумя руками с места Теорияередача толчком двумя руками с места Практика.Ф.П Передача толчком двумя руками с места Учебная играТема 15. О.Ф.П Передача мяча одной рукой хлёстом сверху с места Учебная играТеория: Передача мяча одной рукой хлёстом сверху с места Практика: О.Ф.П Передача мяча одной рукой хлёстом сверху с места Учебная играТема 16. Передача мяча хлёстом сверху с последующим перемещением Теория: Передача мяча хлёстом сверху с последующим перемещением Практика: О.Ф.П Передача мяча хлёстом сверху с последующим перемещением Учебная играТема 17. Передача мяча с разбега обычными шагами Теория Передача мяча с разбега обычными шагами Практика: О.Ф.П Передача мяча с разбега обычными шагами Учебная играТема 18. Ведение мяча одноударное на месте Теория: Ведение мяча одноударное на месте Практика: О.Ф.П Ведение мяча одноударное на месте Учебная играТема 19. Ведение многоударное на месте Теория: Ведение многоударное на месте Практика: О.Ф.П Ведение многоударное на месте Учебная играТема 20. Ведение мяча многоударное в движении по прямойТеория: Ведение мяча многоударное в движении по прямойПрактика: О.Ф.П Ведение мяча многоударное в движении по прямой Учебная играТема 21. Ведение мяча многоударное с изменением направления Теория: Ведение мяча многоударное с изменением направления Практикаедение мяча многоударное с изменением направления Тема 22. Бросок хлестом сверху с места Теория: Бросок хлестом сверху с места Практика.Ф.П Бросок хлестом сверху с места Учебная играТема 23. Бросок с разбега обычными шагами в опорном положении Теория: Бросок с разбега обычными шагами в опорном положении Практика: О.Ф.П Бросок с разбега обычными шагами в опорном положении Учебная играТема 24. Бросок с разбега с горизонтальной траекторией полёта мяча Теория: Бросок с разбега с горизонтальной траекторией полёта мяча Практика: О.Ф.П Бросок с разбега с горизонтальной траекторией полёта мяча Учебная играТема 25. Шрафной бросок в двухопорном положении Теория: Штрафной бросок в двухопорном положении Практика.Ф.П Штрафной бросок в двухопорном положении Учебная играТема 26. Техника защиты. Выбивание при одноударном ведении на месте Теория: Техника защиты. Выбивание при одноударном ведении на месте Практика: О.Ф.П Техника защиты. Выбивание при одноударном ведении на месте Учебная играТема 27. Блокирование мяча двумя руками сверху на месте Теория: Блокирование мяча двумя руками сверху на местеПрактика: Блокирование мяча двумя руками сверху на месте О.Ф.П Учебная играТема 28. Блокирование мяча двумя руками сверху в прыжке Теория: Блокирование мяча двумя руками сверху в прыжке Практика: Блокирование мяча двумя руками сверху в прыжке О.Ф.П Учебная играТема 29.Техника вратаря. Передвижение в воротахТеория: Техника вратаря. Передвижение в воротах Практика: О.Ф.П. Техника вратаря. Передвижение в воротах Учебная играТема 30. Задержание двумя руками на местеТеория: Задержание двумя руками на месте Практика: Задержание двумя руками на месте О.Ф.П Учебная играТема 31 Задержание одной рукой сбоку без замаха Теория: Задержание одной рукой сбоку без замаха Практика.Ф.П Задержание одной рукой сбоку без замаха Учебная играТема 32. Отбивание мяча в площадку двумя руками Теория: Отбивание мяча в площадку двумя руками Практика: Отбивание мяча в площадку двумя руками О.Ф.П Учебная играТема 33.Обманные действия (финты). Бросание мяча со среднего расстояния. Теория: Обманные действия (финты). Бросание мяча со среднего расстояния. Практика: Обманные действия (финты). Бросание мяча со среднего Тема 34. Итоговое занятие. Теория: Итоговое занятие. Практика:Игра «Гандбол»КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАНМетодическое обеспечение дополнительной образовательной программыОценочные материалыДля отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.Входная диагностика проводится в октябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей. Формы: педагогическое наблюдение и выполнение практических заданий педагога.Учебно-методическое обеспечениеРабочая программа по физической культуре, автор: В.И. Лях.-М.: Просвещение,2014г.Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы, М., «Просвещение», 2010г.Гандбол: примерная программа для системны дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва./Игнатьева В.Я. и др.- М.: Советский спорт, 2003.
    -