Публикации «Особенности преподавания предмета ПО.01.УП.05 Танец по дополнительной предпрофессиональной программе в области театрального искусства «Искусство театра».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Особенности преподавания предмета ПО.01.УП.05 Танец по дополнительной предпрофессиональной программе в области театрального искусства «Искусство театра».
Автор: Родченко Николай Владимирович

Муниципальное казённое учреждениедополнительного образованияДетская школа искусств №2       Методическая работа по теме:«Особенности преподавания дисциплины «танец» на театральном отделении ДШИ»                                                    методическая работа преподавателя высшей категории: Родченко Николая Владимировича     г. Артём 2025г.Введение.В детской школе искусств на хореографическом отделении танец изучается довольно подробно, стараясь обхватить объём и многообразие. А также, входит в число дисциплин, которым обучаются ученики на театральном отделении. Здесь преподавание танца подчинено задачам актёрского мастерства, и в соответствии с этим должна строиться и сама методика преподавания танца, точнее её особенности. Актуальность данной темы является тем, что ученики должны научиться технически правильно и выразительно исполнять те танцы и танцевальные движения, которые могут встретиться в спектаклях, и приобрести необходимые для актера знания стиля эпохи, её манер, костюмов.Предмет «танец» даёт практические навыки постановки танцев и танцевальных движений в драматическом спектакле. Эти навыки будут полезны в дальнейшем в их самостоятельной работе, особенно при отсутствии в театре балетмейстера или режиссера, который смог бы его заменить.1. Построение и проведения предмета «Танец» на театральном отделении.Как преподаватель, нужно не только объяснять учащимся танцевальное движение, но и показывать, как надо его исполнять. В процессе проведения урока внимательно наблюдать за движениями каждого ученика и выявить трудности, которые встречаются при изучении танцевального материала, понять, чем они вызваны и помочь им преодолеть их. Необходимо было найти подход к каждому ученику, внимательно следить за их манерой исполнения.Для объяснения нового материала использовались такие методы, как словесный (объяснение, рассказ, беседа), практический (упражнение, игра), наглядный (демонстрация, танцевальный показ), а также зеркальный, тактильный прием и демонстрация на примере одного из учащихся.Схема проведения занятий: Организационная часть занятия: построение на середине; поклон; сообщение темы, цели и задачи урока.• Основная часть занятия: повторение пройденного материала; изучение нового материала.• Завершающая часть занятия: подведение итогов урока; обобщение изучаемого материала, оценка работы учащихся; поклон2. Основные методы обучения хореографии.Наглядный метод является основным педагогическим приёмом — это прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного восприятия. Таким образом, зрительное и слуховое восприятие учащихся будет способствовать лучшей работе внимания, лучшему пониманию всех деталей задания, особенно в младших классах. На занятиях используется тактильно-мышечная наглядность, т. е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т. д. Словесный метод является как самостоятельным, так и сопутствующим (объяснение, беседа, рассказ). Широко применяется в процессе обучения как самостоятельно, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида танца и возраста детей.Практический метод реализуется через практический показ педагогомизучаемого материала и его практическое исполнение учениками. Данный метод предполагает ряд принципов и приемов реализации. Первоначально, любое движение на середине зала последовательно показывается в завершенном виде, исполняя его под заданный музыкальный размер. Затем движение накладывается на музыку.3. Методические рекомендации в проведении урока.Урок является основной формой учебного процесса. Объединяя деятельность преподавателя и учащихся, характеризуется единством дидактической цели. В определенной структуре, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями, осуществляется усвоение учебного материала. Как часть учебного процесса урок может содержать: - организационный момент, восприятие, осознание и закрепление в памяти информации;- овладение навыками и опытом творческой деятельности; - усвоение системы норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нем; - контроль и самоконтроль преподавателя и учащихся. При работе с учащимися, важным компонентом является развитие у детей танцевальной выразительности. Однако необходимо отметить, что выразительность исполнения - результат не механического «натаскивания», а систематической работы, когда ученик от более простых заданий, связанных с передач ей характера музыки в двигательно-ритмических упражнениях, постепенно переходит к более сложным, передающий стиль, характер танцев, развитие образа персонажа в сюжетных постановках.В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку, не допуская перенапряжения детей в сложных гимнастических, прыжковых или силовых движений. В каждой группе танцев, предложенных для изучения в программе, даны несколько однотипных, что дает возможность выбора или более углубленного изучения.Самостоятельная работа учащихся состоит из:- посещения театров и других учреждений культуры; - просмотр документальных и художественных фильмов; - выполнении домашних заданий (работа над закреплением профессиональных навыков).4. Подбор музыкального материала.Музыкальная часть урока должна быть точно организована с выстроенными для себя задачами при подборе определенного музыкального материала. С одной стороны это запрос на эстетический и художественный вкус, а с другой стороны это полное сочетание с хореографическим материалом.Чтобы подобрать музыкальный материал, нужно   ознакомиться с хореографией, которая будет дана ученикам, и, в связи с этим определить характер, темп, ритм музыкального сопровождения. Так же очень необходимо уметь разбираться в музыкальном анализе, чтобы выстроить ту или иную комбинацию в определенном ритмическом и метроритмическом рисунке и уметь заканчивать на правильной ноте.Необходимо найти такой материал, который будет гармоничный, не однотонный и легко восприниматься учащимися. Найти так, чтобы не сбивался весь темпо ритм, и подходило по танцевальному направлению. Следует подбирать такие музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные, легко поддающиеся отражению в движении. Они должны быть разнообразными по жанру, стилю, форме, размеру, темпу. Рекомендуется использование не только -живого исполнения (фортепиано, аккордеон), но и фонограммных записей. Все это позволяет сформировать у учащихся наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, помогает в воспитании музыкального вкуса. В работе с живым исполнением музыки, огромную роль играет концертмейстер. На протяжении всего урока он будет не только исполнителем музыкальных произведений, но и помощником в музыкальном воспитании учащихся. Работая с концертмейстером, важно точно дать понять ему, какой стиль, размер и ритм подойдет вам для занятия, а для этого нужно самому педагогу обладать такими знаниями. Во время занятий всегда нужно взаимодействовать с ним, чтобы дать понять, когда можно начать или закончить композицию. Благодаря правильному сопровождению у учащихся развивается музыкальный слух, культура и образное мышление, что очень поможет им в дальнейшем.5. Приёмы освоения танцевальной лексики.Ввиду разных особенностей, умственного и физического характера, некоторые учащиеся, особенно раннего возраста, трудно усваивают движения и запоминают комбинации. Это накладывает свой отпечаток - отставание от программы и задерживает в освоении знаний других ребят в группе, в следствии чего пропадает интерес к уроку. Для более лёгкого и понятного освоения танцевальных движений мною были освоены несколько приёмов, которые упрощают процесс восприятия.1. «Шаг назад, чтобы сделать два вперёд». Иногда часть группы допускают слишком много очевидных ошибок в элементе, которые с отрабатыванием не исчезают. Тогда следует подробно ещё раз разобрать «по полочкам» подготовку к этому движению или добавить наводящие элементы для более простого усвоения. 2. Работа в паре со сменой партнёра. Танцевальные элементы в продвижении можно использовать в паре, тройке и т.д. для экономии времени на уроке. А также работа в паре даёт возможность более слабому ученику поработать с сильным, тем самым видя образец рядом с собой. После освоения следует поменять партнёра, дабы исключить привыкание к «списыванию». Более слабый ученик будет рассчитывать уже на свои силы и у него появится уверенность в себе, так как с ним будет работать такой же по уровню учащийся. Закрепить результат поможет частая смена – например каждый повтор движения с новым партнёром.3. Ассоциативное мышление — это способность человека связывать идеи, понятия или образы на основе их схожести или связи, даже если они изначально не имеют прямого отношения друг к другу. Это позволяет человеку генерировать новые идеи, решать проблемы, делать творческие соединения и видеть скрытые связи между различными объектами или концепциями. В повседневной жизни ассоциативное мышление помогает нам делать ассоциации и связи между различными событиями, людьми и вещами, что позволяет нам лучше понимать окружающий мир. Для примера ассоциативного мышления в обычной жизни рассмотрим слово "огонь". Оно ассоциируется с такими словами как - тепло, свет, камин, еда, приготовленная на костре и т.д.В хореографическом искусстве ассоциации могут помочь в запоминании перестроении рисунков танца, в понимании и исполнении того или элемента, в запоминании комбинации движений. Например, рассмотрим подготавливающий элемент к вращению в продвижении по диагонали класса - «солдатик». Учащиеся испытывают трудности в следующих определениях: в каком ракурсе исходное положение, какая нога начинает движение, какая заканчивает движение.Ассоциативно рассуждая, отвечаем: - ракурс исходного положения – по диагонали, лицом к зрителю, а значит, что и грудную клетку он тоже должен видеть вместе со взглядом. Соответственно, если грудь зритель не видит, а видит только взгляд и спину, значит учащийся стоит неправильно; - всегда первое движение начинает делать та нога, которая стоит ближе к углу. Причём начинает она «рисовать круг - носком»;- заканчивает движение всегда другая нога, «рисуя круг уже пяткой». Она тоже должна находиться ближе к углу, от которого начали движение. Таким образом, ученик не путает исходное положение и начинает, и заканчивает движение с правильной ноги.4. Стихотворные рифмы. Как известно, маленькие, незатейливые стихи и рифмы дети просто запоминают, т.к. они легко ложатся на слух. Этот приём можно использовать для запоминания длинных, сложных или мелко дробных комбинаций движений. Особенно легко получается это сделать в народном танце, т.к. названия движений имеют фольклорную окраску. Например, комбинация может звучать так: «перескок, перескок, бег, бег, бег, соскок» или «маталочка, маталочка, молоточек, молоточек, перескок, перескок, перескок, раз, два, три». Аналогично можно сделать и в других танцевальных направлениях. Таким образом, на практике, учащиеся, спустя большого количества времени, могут вспомнить и восстановить комбинации.5. Мелодически-звуковая память. У многих танцевальных элементов есть свои звуки. Соединяясь в движении, тактильно, они могут преобразоваться в мелодию. Например, в классическом танце упражнение у станка «Battement double frappe». В комбинации – «один удар, вынос, двойной удар, вынос», в голосовом сопровождении можно оформить как «пум-пам, пум, пум-пам». В народном танце существует множество таких примеров, в результате большого объёма ударных, мелодически выстроенных движений. Таким образам вспомнив «мелодию движения», легко вспоминается и само движение. Заключение.Методика преподавания дисциплины «танец» на театральном отделении имеет такое же значение, как и другие теоретические и практические основы театрального искусства. Одной из важных задач предмета «танец», являться воспитание «личности», которая будет способна выразить в театральной постановке все нюансы произведения, в том числе используя хореографическую лексику. В разработанных этапах обучения, ученики осваивают основные движения и их комбинации. Ввиду того, что урок — это сложный процесс, настроенный на достижение творческой цели, сформирован ряд методических рекомендаций в его проведении, как для педагога, так и для учащихся. Для более простого и быстрого освоения танцевальной лексики, мною были разработаны приёмы, которые помогают ребятам на уроках «танца».Между тем, необходимо тщательно подбирать музыкальный материл к уроку, работая с концертмейстером и фонограммами, чтобы мелодия и движения были под стать друг другу и гармонично сливались в танец. Вышеизложенные исследования приводят к выводу, что хореография – это синтетическое искусство. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом творческого развития детей. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, способствуют гармоничному пластическому развитию.На основании вышеизложенного материала можно сделать следующий вывод, что данная работа служит основанием для продолжения углубленных исследований по данной теме.
-