Публикации В гармонии с собой и окружающим миром Из опыта работы социально-реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста, инвалидов и детей с ограниченными возможностями КГБУ СО «КЦСОН «ПАРТИЗАНСКИЙ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: В гармонии с собой и окружающим миром Из опыта работы социально-реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста, инвалидов и детей с ограниченными возможностями КГБУ СО «КЦСОН «ПАРТИЗАНСКИЙ»
Автор: Спичак Светлана Николаевна

В гармонии с собой и окружающим миромИз опыта работы социально-реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста, инвалидов и детей с ограниченными возможностями КГБУ СО «КЦСОН «ПАРТИЗАНСКИЙ»Возраст — это не то, сколько тебе лет, а как ты их чувствуешь.Габриэль Гарсиа МаркесБольшая психологическая энциклопедия трактует возраст как категорию, служащую для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения, воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение (детство, юность, зрелость (взрослость), старость).Именно старость – финальный период жизни - вызывает у человека страх перед неизвестностью: «Что будет?» Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет.Франсуа ЛарошфукоВ настоящее время понятие старость непопулярно и, на мой взгляд, не совсем корректно, так как все больше людей достойного возраста продолжают работать, творить, заниматься любимым делом, имея при этом крепкое здоровье и цветущий внешний вид. А ведь еще столетие назад возраст после сорока считался старостью. Сколько, по-вашему, было Фамусову? 42! А одиозной Марфе Кабановой? 39! Профессору Беликову – 40, Харите Игнатьевне Огудаловой – 43, Максиму Максимычу – 51, Кнурову – 58, барыне из «Муму» - 30. Все эти «литературные старики» утомлены обыденностью, обременены проблемами, вкус жизни потерян. Реалии века XXI все дальше отодвигают понятие «старость». Как правило, представление о счастливой и достойной старости связано с двумя моделями: западной (путешествия, экскурсии, саморазвитие) и традиционной (семья, забота о близких, внуки, дача). Данные модели характерны для начального периода старости, когда еще есть здоровье, силы интерес к жизни. Но неизбежно наступает момент, когда, чтобы жить дальше, нужно приложить, усилие, преодолеть боль, немощь, плохое настроение, сохранить позитив как можно дольше. Возрастной психологический кризис, связанный с выходом человека на пенсию, выбивает его из привычной колеи, привычного ритма жизни, сужается его круг общения, ограничивается поток информации, изменяется качество жизни. Вместе с тем, появляется много свободного времени и возникает эффект невостребованности, что приводит к возникновению чувства неудовлетворенности, недовольству собой. Найти себя в новом качестве, избежать развития и усугубления психосоматических заболеваний, сохранить когнитивные функции организма помогает практика, разработанная психологом нашей организации «Гармония с собой и окружающим миром».Психосоматические заболевания (расстройства) – нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с нервнопсихическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности.Когнитивные функции - свойства, присущие всем людям как биологическому виду, например, способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к другой.Цель данной практики – раскрыть скрытые возможности получателей услуг старшей возрастной категории, найти баланс между внутренним и внешним выражением. Практика «Гармония с собой и окружающим миром» разработана для людей старшего возраста, проживающих на территории обслуживания КЦСОН «Партизанский» и желающих поддерживать активный образ жизни. Доказано, что снижение нагрузки на мыслительную сферу приводит к снижению когнитивных функций (памяти и внимания), что особенно заметно в условиях возрастного изменения состояния сосудов головного мозга. Грамотная и регулярная тренировка когнитивных функций в пожилом возрасте необходима как для профилактики деменций, так и для сохранения навыков самообслуживания и социальной адаптации.Групповая работа ставит своей целью выявление и развитие скрытых потенциалов участников, а также гармонизацию между внутренним миром и его внешними проявлениями. Посредством специально подобранных заданий и упражнений происходит переход участников от обыденного восприятия к ощущению полноценной жизни в настоящем, приостановка или замедление возрастных изменений личности.Наиважнейшая задача практики – помощь людям старшего возраста в приостановлении и замедлении возрастных изменений личности – решается с помощью фасилитации.Фасилитациярезультативная технология решения проблем групповой эффективности. Например, предложение разных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых участники делают выводы. Ведущий (фасилитатор) задает процедуру, которая дает участникам возможность понять проблему, а также отработать определенные навыки ее решения.Такие задачи, как переход от обыденного восприятия к ощущению полноценной жизни в настоящем, к освобождению внутренних ресурсов и охранение и продление активного образа жизни участников практики реализуются с использованием принципов нейробики (фитнес для мозга) и телесно-ориентированной психологии, так как развитие чувства собственного тела является важным компонентом при формировании навыков саморегуляции и восстановления жизненных сил. Исследуя интересы участников, для поддержания их мотивации и позитивного настроя, в программу занятий включены упражнения по расчету индивидуальных характеристик с использованием методов нумерологии.Нейробика - система упражнений, разработанная специально для стимуляции работы мозга и его активизации с целью создания новых нейронных связей, что способствует его лучшей работе и помогает справиться со стрессом, позволяет улучшить умственные процессы при постоянном изменении простых шаблонных действий, то есть возможности решать привычные задачи непривычным образом с подключением различных органов чувств.Саморегуляция – умение человека управлять своим поведением и действиями, а также их моделирование в соответствии с обстоятельствами при помощи специальных психологических техник. Изучая различные направления психологии, автор проекта пришла к решению применить в групповой работе с пожилыми комплексный подход.Структура занятий включает три взаимосвязанных блока.Первый блок направлен на эмоциональную и физическую подготовку к занятию. Участники приветствуют друг друга, выполняют дыхательные упражнения и практики заземления.Второй блок представляет собой основную часть занятия, включающую задания, направленные на развитие и тренировку внимания, памяти, логического мышления и воображения. Особое значение придаётся упражнениям на синхронизацию деятельности обоих полушарий мозга, что развивает креативный подход ко всем аспектам жизни. Третий блок посвящен рефлексии по пройденному материалу и расслаблению. После выполнения всех упражнений участникам предоставляется возможность отдохнуть и снять напряжение. Участники курса фиксируют результаты в своих письменных работах по мере выполнения заданий, проставляя даты и храня их в личных рабочих тетрадях. Это наглядно отображает динамику качественных изменений. В качестве вида диагностики предлагается проверка в формате письменных заданий, аналогичных заданиям, выполненным на втором занятии. В дополнение к этому, участники курса заполняют анкеты обратной связи как в начале, так и по завершении обучения. Данный подход позволяет не только оценить эффективность практики, но и определить степень ее полезности для участников. Практика предполагает еженедельные занятия продолжительностью 1 час с последующим выполнением заданий дома на протяжении 12 недель. Такая длительность обусловлена рисками встречи с эффектом плато - под руководством фасилитатора подобный формат занятий позволяет участникам успешно выйти из этого состояния. Оптимальный размер группы – не более 6-8 человек, что позволяет отслеживать изменения в состоянии каждого участника. Желательно, чтобы состав группы оставался неизменным на протяжении всего курса. По итогам работы получены следующие показатели:Количественные: в 2024 году 14 человек стали участниками проекта, за февраль – март 2025 года – 12.Качественные: люди пожилого возраста получили практический опыт самопознания и способность принимать своевременные меры для поддержания и восстановления благоприятного эмоционального состояния. Участники поверили в себя и свои силы, стали ценить свои возможности и достигли нового уровня самопознания.По завершении курса слушатели продолжают заниматься самостоятельно в домашних условиях, что способствует закреплению полученных результатов и поддержанию когнитивного здоровья на длительный срок.Самостоятельные занятия позволяют им закрепить эффект от программы и как можно дольше сохранять когнитивное здоровье. Таким образом, можно говорить о положительном влиянии мероприятий практики на уровень физического и психического состояния пожилого человека, уровень его жизненной активности. Это экологичный метод, влияющий на личность пожилого человека, его социально-психологическую реабилитацию и положение в обществе. Практика способствует поддержанию социальных связей, навыков и знаний, повышению самооценки, сохранению, а порой и обретению смысла жизни человеком. Информация о начале курса и порядке записи в группу доводится до получателей социальных услуг специалистами Центра, библиотекарями населенных пунктов района, Советом ветеранов Партизанского района; также она доступна в тематических сообществах мессенджеров и социальных сетей. Психологически «корректная» стратегия проживания пожилого возраста с практикой «Гармония с собой и окружающим миром» это сохранение социальной и  ментальной активности наших подопечных, нахождение ими занятий и хобби, новых друзей, интеграция с новыми поколениями семьи, когда необходимо осознанно принять свой жизненный путь и  прожить остаток лет в  согласии с  самим собой и окружающим миром.
-