Публикации «Формирование познавательной деятельности обучающихся начальных классов как одно из условий их успешной социальной адаптации в коррекционной школе»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование познавательной деятельности обучающихся начальных классов как одно из условий их успешной социальной адаптации в коррекционной школе»
Автор: Гакало Ирина Борисовна

«Формирование познавательной деятельности обучающихся начальных классов как одно из условий их успешной социальной адаптации в коррекционной школе»Главное для детей со степенью умственной отсталости - это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям и другим специалистам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в социуме. Формирование и развитие основных навыков и умений ведется по следующим направлениям:
  • моторика (развитие ощущений собственного тела и нормализация тактильной чувствительности лежат в основе моторных навыков и рассматриваются как условия развития познавательных и социальных задатков ребенка. Дети с недоразвитием и несформированностью моторных навыков испытывают большой дефицит внешних раздражителей, который они не способны самостоятельно восполнить. Поэтому педагог должен быть готов к длительной и кропотливой работе.)
  • восприятие (развитие способности ученика воспринимать и интегрировать раздражители, обогащая собственные знания, опыт и обеспечивая тем самым свою защищенность.
  • самообслуживание (навыки самообслуживания имеют большое значение для развития самостоятельности и независимости ученика от ситуации
  • ориентация ученика в окружающем мире (познакомить ребенка с окружающим миром в полном объеме и научить способности ориентироваться в нем, правильно воспринимать людей, уметь различать, узнавать ситуации и предметы)
  • социальные отношения (помочь ученикам, используя специальные педагогические приемы, установить и поддержать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними)
  • Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности умственно отсталых детей является создание эмоциально-благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать на уроках
  • Занятия с тяжело умственно отсталыми детьми строятся по индивидуальному плану, исходя из особенностей восприятия и определенных навыков ученика. Только в атмосфере, которая дает детям уверенность и защиту, можно добиться доверия, возможности понимания между детьми и педагогом. На базе тесного эмоционального контакта с ребенком создается атмосфера переживания событий, которая потом создаст эффект длительного положительного взаимодействия.
  • В своей работе использую приемы и методы для формирования познавательной деятельности обучающихсяДля формирования познавательной активности учащихся, стойкого познавательного интереса необходимы стимулы, которые вызовут эмоции удивления, радости, удовольствия. Такими эффективными приёмами, активно воздействующими на познавательную деятельность учащихся, на их волевую и эмоциональную сферу, являются:
  • Игровые методы
  • Исследовательская (проектная) деятельность;
  • Метод проблемного изложения;
  • Ведущей деятельностью у младших школьников с интеллектуальными нарушениями остается игра. Именно в игре происходит формирование познавательной активности. В игре ученик добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ему удовольствие. Ребенок проявляет активность и инициативность. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Благодаря использованию дидактических игр можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Кроме того, включение в урок специальных корригирующих упражнений предполагает развитие высших психических функций ребенка: воспитания различных видов памяти (вербальной, эффективной, образной, двигательной) и ее процессов: запоминания, узнавания, воспроизведения, мышления, внимания.Конечно же нельзя сказать, что данный вид работы требует полной самостоятельности учащихся. Нашим ребятам необходима направляющая, корректирующая помощь педагога.Регулярное использование активных и интерактивных приемов на уроках и внеурочной деятельности приносит положительный результат.
    -