Публикации
Программа просвещения родителей Привычка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа просвещения родителей Привычка
Автор: Колесникова Елена Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа просвещения родителей Привычка
Автор: Колесникова Елена Сергеевна
Программа просвещения родителейПривычкаПривычка – привычное повторяющееся действие.Вредные привычки – к вредным привычкам относят те, что с однойстороны, наносят вред здоровью самого человека (курение, пьянство,употребление наркотиков и т.п.) с другой — вызывают неприязненное, а порой и брезгливое отношение окружающих к совершаемым действиям. К наиболее распространенным вредным привычкам у детей можно отнести привычки: грызть ногти, чавкать во время еды, ковырять в носу, накручивать волосы на палец, сосать палец или язык, теребить одежду у себя и подобные им действияВозникновение вредных привычек у ребенка нередко являетсярезультатом следования за поведением взрослых, когда они сами несоблюдают культуре поведения (едят только ложкой, чавкают, громкоразговаривают за столом, вытирают рот ладонью и пр.).Но вредные привычки (грызение ногтей, кусание губ, жевание краяодежды или карандашей, теребление волос, ковыряние в носу, сосание пальцаи др.) довольно часто являются сигналом того, что ребенок испытываеттревогу, страх, эмоциональное напряжение, недостаток близости сродителями. С помощью таких сигналов он пытается справиться с различными переживаниями, тревогой, сниженным фоном настроения (грустью, печалью и т.п.). У средних и старших дошкольников вредные привычки могут появиться на фоне неуверенности в своих силах, неудовлетворенности своим положением в среде сверстников.Психологи считают, что каждая вредная привычка помогает детямсправиться со страхом, тревожностью, депрессией, отсутствием родительской любви и заботы.К сожалению, подобные привычки оказывают прямое или косвенноенегативное влияние на физическое и психическое здоровье детей. Многие изних могут привести к мелким травмам, нарушению прикуса, возникновениюпроблем в деятельности желудочно-кишечного тракта. Кроме того, вредныепривычки угрожают психическому развитию, усугубляют трудностисоциализации ребенка и построения позитивных отношений со сверстниками.На возникновение подобных действий у детей стоит немедленнореагировать, пока они не стали вредной привычкой. Когда такие неприятныедействия становятся привычными, от них сложнее избавиться, это требуетбольшего терпения и времени.Особого смысла бороться с вредными привычками нет. Если родителизаметили в поведении ребенка вредное привычное действие, следуетубедиться, что он знает все для его возраста о правилах поведения в обществе.В случае обнаружения «пробелов» стоит их заполнить через беседы исообщение этих правил, личный пример.Можно во время совершения ребенком вредных привычных действийпопробовать переключить его внимание на что-то интересное изанимательное. Не стоит заострять внимание ребенка на этой привычке, ругать его и делать резких и/или публичных замечаний, наказывать. Следует учить ребенка приемам самоконтроля, направлять и поддерживать стремление ребенка самостоятельно справиться с вредной привычкой.Но по-настоящему справиться с вредными внешними действиями (дотого, как они станут привычкой) можно лишь ликвидировав их причины.Помочь выявить причины поможет специалист – детский психолог. Онподскажет конкретные шаги по «искоренению» вредной привычки. Однакодля этого потребуется много терпения и такта со стороны родителей.Чтобы снизить риск возникновения вредных привычек, важно, чтобыребенок не перевозбуждался, не был перегружен интеллектуальнымизанятиями и эмоционально перенапряжен. Необходимо как можно раньшеначинать прививать ребенку полезные навыки и умения, на основе которыхбудут формироваться полезные привычки; осваивать с ним правилаповедения.Родителям полезно:– как можно чаще проводите время вместе с ребенком, придумыватьувлекательные совместные дела и игры. Это даст почувствоватьзащиту, любовь и заботу, снять страхи и нервное напряжение,устранить недостаток телесного контакта;– научить ребенка различным способам релаксации и снятиянапряжения (физического и эмоционального), адекватным возрасту;– стараться поддерживать ребенка в сложных жизненных ситуациях,быть для него опорой и защитой.
