Публикации Формирование математической грамотности на уроках географии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование математической грамотности на уроках географии
Автор: Калимуллина Резеда Рафкатовна

«Сборник практических работ по географии» Составитель Калимуллина Резеда Рафкатовна, учитель географии высшей категории МАОУ «Гимназия №139-ЦО» газань, Республика Татарстан.Практическая работа №1.«Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных». Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями,происходящими в природе, бережно относиться к природе и окружающей среде.Планируемые результаты: обучающиеся определяют зависимость между географическими объектами, процессами и явлениями, самостоятельно формулируют, обобщают и делают выводы по результатам проведённого наблюдения.Ход работы:Задание 1: Используя данные своих наблюдений за погодой и высотой Солнца, нужно заполнить таблицу.Таблица№1.Задание 2. Используя данные наблюдений за изменением состояния растительности своей местности, прочитав стихотворение и дополнительную информацию, заполните предлагаемую таблицу.Природа прекрасная, разнообразная,Погода бывает пасмурная и ясная.Вчера у березки зеленый был лист,Сегодня он желтенький, ярок и чист. Вот тополь усыпан желтой листвой,Подул ветерок, лист унес за собой.Вот иней на землю упал серебром,Растения покрыл, травку и дом.Дополнительная информация:Фенологические признаки.Лето распадается на три периода: начало лета, полное лето и спад лета. Лето - сезон наибольшего прогрева земной поверхности и самых длинных дней в году, пора максимальной жизнедеятельности растений, если их развитие не сдерживается скудостью почв или пагубными суховеями.Начало лета отсчитывают с зацветания шиповника, малины, татарского клена (совпадает с созреванием крылаток вяза). Самые светлые в году сутки. Возвратные заморозки весьма редки. Линейный прирост деревьев, включая ель и сосну, кустарников и кустарничков достиг предельной величины. Набираются, но еще не вызревают плоды. На лугах все больше цветущих трав, выметываются и пылят злаки. В лесах поспевает земляника, из грибов попадаются подберезовики и маслята. Калина «в кругу», не отстает от нее с цветеньем и садовый чубушник - жасмин. В полях занимается цвести рожь, а впорядь с нею - василек и льнянка. Стоялые воды украсились распустившейся кувшинкой, а побережья - валерианой и пиками иван-чая. По лощинам и западинам заблагоухала таволга, в травостоях замелькали рослые персиколистные колокольчики, а в лесах проскочил первый слой белых, подосиновиков, лисичек и сыроежек. На пустырях зарозовели соцветия паутинистого лопуха. В мире животном начало лета - период размножения. У раногнездящихся птиц (грачи, скворцы и др.) слетки становятся на крыло. Хоры пернатых звучны и многоголосы. Несмотря на усиленное поедание насекомых птицами, беспозвоночных не убывает: появляются замещающие генерации. Наблюдается обилие комаров, мух, слепней и дневных бабочек.С созреванием черники, садовой земляники, красной и черной смородины на смену началу приходит полное лето. Это наиболее теплое и благодатное время. В самом начале периода зацветает мелколистная липа (крупнолистная липа зацветает на пять-шесть суток раньше). Замечено, что фронт зацветания липы за месяц покрывает расстояние от берегов Азовского моря до 60-й параллели. Центральные области России он проходит в промежутке 5-15 июля. Слышатся последние песни соловья. Замолкает и кукушка. У большинства птиц оперяются и вылетают птенцы. На выгонах желтеют пижмы, заголубел цикорий (петровы батоги); в полдень, а перед погожей погодой и вечером сильно стрекочут кузнечики. В сосняках появились рыжики, а в старых борах - спелая костяника. Вровень с созреванием плодов красной бузины поспевает лесная малина. В садах снимают первые мягкие плоды вишни. Зацветает вереск - заключительный медонос. В окрестных аспектах преобладают скошенные луга. Продолжается нерест пескаря, начатый им в конце весны (предпочитает мелководье, твердые грунты, иногда избирает норы раков). Откладывает икру уклейка. Ловится, как и пескарь, с восхода до заката солнца.Подсезон завершает рубежная фенофаза - восковая спелость озимой ржи.Дата наступления этой фазы и явится преддверием спада лета. Последний летний период наступает в пору полного созревания озимой ржи и начала ее уборки. Среди дикой флоры индикатором спада лета является зрелая брусника. Пылят полыни-чернобыльники и полыни горькие, зацветает луговой сивец. В лесу поспели плоды брусники и ломкой крушины. Начинают попадаться розовые волнушки и мухоморы; время позднего появления маслят. Отлетают на юг стрижи и кукушки. В саду снимают раннеспелые сорта яблок. Все больше желтеющих и сжатых нив, пора страды горячей. Разворачивается сев озимых хлебов. К концу под-сезона замечается стаение грачей и скворцов, кочующих по кормным угодьям. Предельного развития достигли взрослые кузнечики. Начинает раскрашиваться листва бородавчатой березы и мелколистной липы.Осень. Неуклонно падает напряжение прямой солнечной энергии, долгота дня убывает, а ночи растут. Охлаждается приземный воздух, режим влаги местами избыточен. Живая природа подготовляется к встрече зимы. Жизнедеятельность растений затухает, зелень приобретает жухлую, мертвенную окраску. Продолжительность осени на европейской территории страны в среднем немногим больше трех месяцев. Сезон этот распадается на четыре периода: начало осени, золотая осень, глубокая осень и предзимье.Фенологические сезоны Татарстана. После среднемноголетней даты начала подсезона в скобках дается его продолжительность в днях. Важнейшие переходы средних суточных температур указаны в градусах Цельсия.Начало осени настает с первых расцвеченных листьев березы, липы и вяза (вторая половина августа), с отлета черных стрижей, продолжается до запестрения листвы тех же пород, когда количество раскрашенных и зеленых листьев в их кронах примерно одинаково (время: конец сентября). В начале осени фенологи наблюдают появление съедобного опенка, летающей паутины-тенетника, отмечают последнюю грозу, первый заморозок в воздухе и на почве, записывают даты отлета журавлей и гусей. В этот период созревают плоды ольхи, клена, липы, ясеня и дуба. Продолжается уборка сельскохозяйственных культур.Золотая осень - пора самой яркой осенней раскраски листвы, ее валового отпада. Уже нередки жесткие заморозки, по низинам с вечера пенятся туманы. На юг потянулись последние стаи журавлей, отлетают грачи и скворцы, с севера прикочевывают снегири. Временами сыплется снежная крупа. К концу октября оголены липы, клены и осины. Все меньше попадается грибов, но белые еще могут быть урожайны. Резко поубавилось насекомых, из чисто осенних видов появляются пяденицы.Глубокая осень длится с завершения листопада березы и осины до выпадения первого снега. В этот подсезон заморозки становятся обычны, лужи наживляются ледком, пролетают на юг последние стаи уток, гусей и лебедей. В перелесках и возле жилья показались пернатые зимовщики: пуночки, свиристели, щуры, клесты. Залегают на зимовье сурки, барсуки, ежи, медведи. В подземные логова собираются змеи. С похолоданием рыбы становятся менее подвижны, жор ослабевает.Таблица№ 2.Сделать вывод об изменении погоды в течение дня, о причинах сезонных изменений в природе.Ключевые слова: тепло чередуется с холодом,  желтые листочки, ночи длиннее, день короче, созрели семена, засохла трава, сбор урожая, улетающие птицы, меньше насекомых, заморозки, иней, холодные дожди, желтые березы и осины, листопад, предзимье, температура понижается, короче становится день, на небе часто можно видеть слоистые облака, низкая облачностьПрактическая работа №2 (работа с учебником и контурной картой, множественные тексты)Тема: «Описание и нанесение на контурной карте географических объектов,открытых путешественниками в разные периоды»Цель работы:
  • Познакомиться с путешественниками и их экспедициями.
  • Показывать на карте и наносить на контурную карту географических объектов.
  • Задачи:1. Ориентироваться в источниках географической информации (картах), находить и извлекать необходимую информацию о маршрутах путешественников, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;2.Развивать практические навыки работы с контурными картами;3.Формировать навыки самостоятельной работы;Планируемые результаты: обучающиеся должны научиться обозначать на контурной карте географические обьекты.ХОД РАБОТЫЗадание 1. Используя текст учебника, атлас обозначьте на контурной карте маршруты великих путешественников: выделите на карте цветом маршрут путешествия Марко Поло и А. Никитина, в легенду карты впишите его имя у соответствующей стрелки.Задание 2. Выделите на карте цветными стрелками маршруты плаваний Христофора Колумба, Фернана Магеллана, Васко да Гамы, Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева впишите в легенду карты имена этих мореплавателей. Подпишите названия океанов, через которые проходили их маршруты.ПРАВИЛА РАБОТЫ С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ
  • При выполнении задания пользуйся картой из учебника либо из атласа.
  • Выполняй все работы на карте хорошо отточенными простым и цветными карандашами. Работа ручкой или фломастерами в картах недопустима!\
  • Определи условные знаки, которые будешь использовать для выполнения задания; укажи их значение в легенде карты.
  • Все надписи на карте старайся делать печатными буквами или аккуратным почерком простым карандашом.
  • Океаны, моря и другие объекты гидрологии подписываются синей ручкой.
  • Практическая работа №3Тема: «Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт».Цель работы:
  • Формирование умений работать с географическими картами
  • Оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно
  • Выбирать источники географической информации (картографические и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения важнейших географических исследований современности;
  • Задачи:1. Ориентироваться в источниках географической информации (картах), находить и извлекать необходимую информацию;2. Находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информацииПланируемые результаты:Обучающийся научиться: выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов, оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования, самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого исследованияХОД РАБОТЫЗадание 1. Рассмотреть карты Эратосфена и Птолемея и физическую карту полушарий в атласе и заполните таблицу.Таблица№3Задание 2. Написать выводы, ответив на следующие вопросы:1. Определите, на какой из трех карт изображена наибольшая по площади территория, а на какой наименьшая.2. Укажите три отличия карт Эратосфена и Птолемея3. Объясните почему размеры (охват) территории, показанные на картах Эратосфена и Птолемея различаются.
    -