Публикации «Развитие профессионально-педагогической компетентности в подготовке мастеров профессионального обучения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие профессионально-педагогической компетентности в подготовке мастеров профессионального обучения»
Автор: Панькова Наталия Николаевна

«Развитие профессионально-педагогическойкомпетентности в подготовкемастеров профессионального обучения»Актуальность темы:В современном мире профессиональное образование сталкивается с важной задачей: как подготовить выпускников к успешной и разнообразной работе.Цель и необходимость:Чтобы улучшить профессиональное образование, нужно создать эффективную систему повышения качества подготовки специалистов, включая и тех, кто получает среднее профессиональное образование (СПО).Роль профессионально-педагогического образования:Подготовкой преподавателей и мастеров для СПО занимается профессионально-педагогическое образование. В новых условиях, когда акцент делается не только на знания, но и на развитие личности, подготовка таких специалистов становится ключевым фактором для обновления образования, а также для развития культуры в целом, ее интеграции в мировой контекст. Именно эти специалисты помогают формировать людей, способных к творчеству и самореализации в своей профессии, что является основой процветания общества.Профессиональный облик мастера и педагога профессионального обучения, их профессионально-педагогическая компетентность формируются, прежде всего, в системе профессионально-педагогического образования. Успешность профессионально-педагогической деятельности выпускников СПО и вузов будет зависеть от того, насколько процесс обучения будет ориентирован на готовность к непрерывному образованию, способность к научному познанию, необходимость в котором обусловлена возрастающими темпами развития науки и культуры, перестройкой общественного сознания и отношений, изменением содержания и методов профессионального обучения. Значимость подготовки профессиональных кадров нового типа для современной системы СПО подчеркивается новой стратегией их образования. Современное профессиональное образование рассматривается как образование, призванное обеспечить готовность выпускников средних и высших учебных заведений к трансляции общечеловеческих культурных ценностей. Эта трансляция основывается на воспитании гуманистически ориентированной профессиональной позиции, на формировании профессиональных умений моделирования и проектирования способов профессионально-педагогической деятельности. Концептуальные направления и положения развития профессионально-педагогического образования рассматривались СЛ. Батышевым, А.П. Беляевой, В.В. Блюхером, Э.Ф. Зеером, Г.М. Романцевым, Б.А. Соколовым, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоровым, В.В. Шапкиным и др.Отдельные аспекты инженерно-педагогического образования, связанные с формированием определенных умений, вопросами подготовки к выполнению той или иной педагогической функции, исследование психологии и функциональной структуры деятельности педагога профессиональной школы представлены в работах А.А. Бытева, В.П. Косырева, А.Т. Маленко, В.И. Никифорова, В.М. Ложкина, О.А. Орчакова, и др.Несмотря на обширные исследования в области развития профессионально-педагогической компетентности, поиск новых, эффективных подходов к этой задаче остается актуальным.Необходимость развития профессионально-педагогических навыков мастеров производственного обучения обусловлена спецификой образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования (СПО). Качество подготовки молодых рабочих во многом зависит от профессионализма мастера.Производственное обучение, ключевой компонент образовательного процесса в СПО, реализуется мастером производственного обучения. Оно подчиняется общим принципам обучения, но имеет свои особенности. Во-первых, приоритетом является формирование практических умений и навыков, а не только теоретических знаний. Во-вторых, производительный труд учащихся является основным инструментом обучения. В-третьих, тесная связь теории и практики требует согласованности в изучении специальных предметов и производственном обучении. В-четвертых, производственное обучение проходит как в специально организованных условиях, так и в условиях реального производства. В-пятых, специфика используемых средств обучения (оборудование, инструменты, документация) также влияет на процесс.Эти особенности производственного обучения предъявляют высокие требования к мастеру производственного обучения. Он должен обладать не только педагогическими знаниями, но и глубокими профессиональными знаниями и навыками. В отличие от преподавателя, мастер больше выполняет функции наставника и инструктора, направляя и контролируя процесс обучения рабочей профессии.Сегодня главной целью среднего профессионально образования является не только формирование у студентов системы знаний и практических умений, необходимых для будущей профессии, но и воспитание высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности, что является неотъемлемой частью профессионально-педагогической компетентности будущих мастеров профессионального обучения.Перед педагогическими коллективами, осуществляющими профессиональную подготовку мастеров профессионального (практического) обучения, ставятся важные задачи, требующие глубокого методологического осмысления проблемы кардинального изменения системы этой подготовки.В связи с ориентацией на непрерывное профессиональное образование возникает необходимость технологизации учебного процесса, деятельности организации обучения и разработки системы средств, обеспечивающих развитие профессионально значимых качеств и управленческо-педагогических способностей будущих мастеров профессионального обучения.Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью научно обоснованного подхода к разрешению противоречий, проявляющихся в процессе профессиональной подготовки студентов по специальности среднего профессионально образования.Ключевыми проблемами для данного исследования являются следующие несоответствия: - Разрыв между: необходимостью подготовки творческих, самостоятельных мастеров производственного обучения, способных к инновациям, и преобладанием традиционных, пассивных методов обучения, формирующих исполнителей.- Противоречие между: важностью опережающего обучения для передачи культурного опыта и консервативностью системы подготовки мастеров производственного обучения.- Несоответствие между: потребностью в четком, скоординированном управлении профессиональным развитием мастеров производственного обучения и недостаточной разработанностью, разобщенностью педагогических подходов.- Проблема: растущий объем информации и необходимость ускорения подготовки мастеров производственного обучения, в то время как преобладают устаревшие, экстенсивные методы обучения.- Несоответствие между: ориентацией профессионально-педагогического образования на развитие индивидуальных способностей студентов и недостаточной методической подготовкой преподавателей для организации эффективного обучения, раскрывающего потенциал каждого учащегося. Перечисленные противоречия, требующие быстрейшего разрешения, позволяют обосновать проблему, состоящую в необходимости развития профессионально-педагогической компетентности будущих мастеров профессионального обучения, как психолого-педагогическую и отнести объект изыскания к области теории и методики профессионального образования.Проблемы развития профессиональной компетентности современных специалистов разрабатываются отечественными и зарубежными учеными, которые рассматривают их с разных сторон: социально-экономической, управленческой и психолого-педагогической (СЛ. Батышев, Э.Ф. Зеер, B.C. Лазарев, АЛ. Найн, О.Ф. Федорова и др.).Исследования С.Г. Вершловского, Б.С. Гершунского, В.Ю. Кричевского, Н.М. Ларкина, Э.М. Никитина обозначили необходимость дальнейшей разработки проблемы профессиональной компетентности педагогических коллективов в условиях многоуровневого профессионального образования.Большое значение для разработки проблемы профессионально-педагогического развития студентов имели исследования, посвященные анализу педагогической деятельности и педагогического мастерства (Ю.П. Азаров, Н.В. Кузьмина, К.М. Левитан, B.C. Леднев, В.А. Сластенин, В.В. Шапкин и др.).Научные источники, в которых рассматриваются проблемы профессионального самоопределения, развития мотивационно-потребностной сферы, саморегуляции личности, надситуативной активности, формирования Я-концепции, моделирования профессиональной карьеры и жизненного пути, оказали значительную помощь в определении смысловых опор в зоне поиска (Т.И. Артемьева, Р. Беркс, Е.А. Климов, А. Маслоу, К.К. Платонов, Ф. Хоппе и др.).Пути профессионального развития специалистов в технологично организованном образовательном процессе представлены в работах В.П. Беспалько, И.Г. Пустильника, Г.М. Романцева и др.Обобщая сказанное, можно заключить следующее:- С одной стороны, ощущается острая необходимость в квалифицированных преподавателях для профессионального обучения. Эти специалисты должны уметь эффективно работать в современной системе образования, быть готовыми к внедрению новых подходов и передаче культурного опыта в различных жизненных сферах.- С другой стороны, в настоящее время необходима единая, хорошо организованная система, которая бы обеспечивала развитие и совершенствование профессиональных навыков преподавателей профессионального обучения в средних профессиональных учебных заведениях.Недостаточная разработанность проблемы развития профессионально-педагогической компетентности мастеров профессионального обучения и ее практическая значимость определили выбор темы исследования «Развитие профессионально-педагогической компетентности в подготовке мастеров профессионального обучения».Цель исследования — обосновать и разработать модель развития профессионально-педагогической компетентности в подготовке мастеров профессионального обучения в СПО.Объект исследования - профессионально-педагогическая компетентность в подготовке мастеров профессионального обучения.Предмет исследования - процесс развития профессионально-педагогической компетентности в подготовке мастеров профессионального обучения в СПО.Гипотеза исследования: развитие профессионально-педагогической компетентности мастеров профессионального обучения будет успешным при выполнении следующих педагогических условий:• уточнении структуры профессионально-педагогической компетентности мастера профессионального обучения;• разработке модели развития профессионально-педагогической компетентности студентов СПО• соответствии методики реализации разработанной модели целям развития профессионально-педагогической компетентности мастеров профессионального обучения нового типа.В соответствии с целью исследования и его гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:1) изучить состояние решения проблемы формирования и развития профессионально-педагогической компетентности в педагогической теории и практике;2) уточнить структуру профессионально-педагогической компетентности мастера профессионального обучения;3) разработать модель развития профессионально-педагогической компетентности студентов - будущих мастеров профессионального обучения;4) выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность функционирования модели;5) экспериментально проверить эффективность предлагаемой модели.Методологическая и научно-теоретическая основы, поставленные задачи детерминировали процесс данного экспериментального исследования. На каждом этапе решалась конкретная группа задач и использовались специфические методы.На первом этапе изучались и анализировались научно-теоретические и методические источники, опыт педагогов-новаторов; уточнялись и корректировались основные направления исследования, выявлялись и формулировались противоречия; уточнялись цель, объект и предмет исследования.Основные методы данного этапа: наблюдение за работой преподавателей и мастеров профессионального обучения в процессе занятий, беседы с ними, интервьюирование, сопоставление рефлексивной и экспертных оценок; анкетирование студентов, изучение профессионально-педагогической компетентности во время государственных аттестационных испытаний; анализ учебной документации: программ и календарно-тематических планов преподавателей и мастеров профессионального обучения, содержания тестовых заданий и экзаменационных вопросов; обобщение новаторского опыта по исследуемой проблеме; статистическая и графическая обработка полученных материалов.На втором этапе разрабатывалась модель развития профессионально-педагогической компетентности в подготовке мастеров профессионального обучения в соответствии с новой образовательной парадигмой, определялись ее педагогические основы, изучалась действенность основных положений формирующего эксперимента, уточнялись условия оптимизации технологического процесса профессиональной подготовки мастеров профессионального обучения.Основные методы второго этапа: естественный эксперимент, анализ педагогической деятельности преподавателей; рефлексия собственной практической деятельности; анкетирование и диагностика студентов, социометрия; метод экспертных оценок программы подготовки студентов по новой педагогической модели развития профессионально-педагогической компетентности, ее реализации в технологическом процессе; педагогическое моделирование; графическое оформление исходных данных.На третьем этапе интерпретировались результаты, проводилось их научно-теоретическое обобщение, корректировалась и уточнялась педагогическая модель профессионального развития профессионально-педагогической компетентности студентов, как в содержательном, так и в технологическом аспектах. Была завершена апробация модели развития профессионально-педагогической компетентности студентов СПО — будущих мастеров профессионального обучения.Основные методы исследования на данном этапе: рефлексия полученных данных, сравнение их с теоретическими положениями изыскания; структурирование эмпирических материалов; анализ и оценка результатов экспериментальной деятельности; наблюдение за повышением педагогического мастерства педагогов; сравнение данных, полученных преподавателями при использовании традиционных способов организации педагогической деятельности и инновационных, соответствующих педагогической модели развития профессионально-педагогической компетентности при подготовке мастеров профессионального обучения; статистическая, цифровая и графическая обработка результатов; формулирование общих выводов; разработка методических рекомендаций для СПО.Научная новизна исследования заключается в следующем:• уточнена сущностная характеристика процесса развития профессионально-педагогической компетентности в подготовке мастеров профессионального обучения, которая рассматривается как интегративное качество, включающее личностную, теоретическую и практическую готовность к профессионально-педагогической деятельности;• разработана педагогическая модель развития профессионально-педагогической компетентности студентов СПО— будущих мастеров профессионального обучения, адаптированная к содержанию, методам инновационного образования как саморазвивающейся практики;• теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективности функционирования модели развития профессионально-педагогической компетентности в подготовке мастеров профессионального обучения.Теоретическая значимость работы состоит в том, что представленная модель развития профессионально-педагогической компетентности в подготовке мастеров профессионального обучения и рекомендации по ее использованию дополняют теоретические исследования предметных областей и методов проектирования педагогического процесса, направленного на саморазвитие будущих мастеров профессионального обучения.Практическая значимость. Разработанная модель развития профессионально-педагогической компетентности студентов - будущих мастеров профессионального обучения может стать основой для проектирования педагогической технологии развития профессионально-педагогической компетентности в деятельности мастеров профессионального обучения. Результаты исследования имеют методологический уровень практической значимости, содержат инвариантную основу на уровне программы специализированной подготовки и могут быть использованы для интеграции учебных дисциплин колледжа, а также для организации профессиональной подготовки мастеров профессионального обучения в любом учебном заведении среднего звена системы про-фессионально-педагогического образования.Основные положения и выводы, позволяют существенно повысить профессионально-педагогическую компетентность студентов - будущих мастеров профессионального обучения, сделать учебный процесс управляемым и эффективным.Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлены применением системы современных методов теоретико-экспериментального исследования; многократной апробацией и широким внедрением полученного опыта в педагогический процесс; анализом профессионального развития будущих мастеров профессионального обучения в рамках педагогического опытно-экспериментального исследования; личным участием в организации научно-методической деятельности педагогического коллектива и руководством ею; оптимальным сочетанием в учебном процессе научно-теоретических и научно-экспериментальных методов.Представлены следующие положения: 1. Предлагаемая модель развития профессиональной компетентности педагогов основана на двух ключевых факторах: применении системно-деятельностного подхода в обучении, формирующем личностно-профессиональные качества, и поэтапном освоении эталонов профессионализма на различных уровнях (теоретическом, нормативном, методическом и практическом).2. Сформулированы педагогические условия, обеспечивающие эффективный процесс профессионального становления будущих мастеров производственного обучения в СПО.На основании теоретических положений и опыта практической работы по проблеме исследования разработаны и внедрены учебные пособия, методические материалы, использование которых позволяет качественно поднять уровень профессиональной компетентности специалистов, и подтверждает эффективность предлагаемой модели.ВЫВОДЫ 1. Чтобы будущий мастер производственного обучения успешно освоил практические навыки своей профессии, необходимо строить учебный процесс, ориентируясь на структуру его будущей работы. 2. Анализ деятельностного подхода выявил ценные принципы, которые можно эффективно использовать для повышения профессиональной компетентности будущих педагогов. Эти принципы включают в себя: взаимосвязь деятельности и мышления, формирование внутренних навыков через практическую деятельность, развитие личности в процессе работы, соответствие учебной и реальной деятельности, учет активности обучающегося, связь между профессиональной и учебной деятельностью, а также элементы теории поэтапного формирования умственных навыков. 3. Для успешного освоения будущим мастером производственного обучения всех аспектов своей профессии, необходимо использовать такие методы обучения, которые отражают логику реальной работы и учитывают процессы интеграции знаний и умений. Методики обучения должны быть разработаны таким образом, чтобы студенты решали педагогические задачи, используя инструменты и методы производственной деятельности. Основными формами и средствами обучения должны стать моделирование, самостоятельная работа, консультации и практическое применение студентами элементов работы мастера производственного обучения. 4. Разработана общая схема развития профессионально-педагогических навыков у студентов, а также детально проработано ее наполнение. Преподавание производственного обучения рассматривается как комплексный подход к профессиональной деятельности мастера. Суть модели заключается в том, что студенты постепенно, через лекции и практические занятия, осваивают этот подход.5. Критерии и показатели оценки профессионально-педагогической компетентности студентов должны учитывать текущий уровень их подготовки и постепенно приближаться к критериям оценки реальной профессиональной деятельности к концу обучения.6. Эксперимент показал, что модель развития профессионально-педагогической компетентности, отражающая особенности работы мастера производственного обучения, помогает студентам осознанно осваивать элементы педагогической деятельности и повышает их интерес к учебе. Применение этой модели, основанной на понимании специфики профессиональной деятельности, привело к тому, что студенты стали лучше планировать свои действия, понимать их последовательность и развили аналитическое мышление.ЗАКЛЮЧЕНИЕДанная работа посвящена ключевому аспекту подготовки будущих преподавателей профессионального обучения – развитию их профессиональной педагогической компетентности. Это направление крайне важно для успешной работы мастеров производственного обучения в системе среднего профессионального образования (СПО).Цели исследования:В рамках исследования были поставлены следующие задачи:1. Проанализировать текущее состояние проблемы в научной литературе и практической деятельности.2. Определить структуру профессиональной педагогической компетентности мастера производственного обучения.3. Разработать модель развития профессиональной педагогической компетентности для студентов, будущих мастеров.4. Выявить факторы, способствующие эффективности разработанной модели.5. Провести эксперимент для оценки эффективности предложенной модели.Основные выводы:1. Развитие профессиональной педагогической компетентности является актуальной проблемой, требующей как теоретического осмысления, так и практического решения. Это связано с внедрением инноваций в профессиональное образование и недостаточной разработанностью данной темы.2. Ключевым принципом развития компетентности студентов является одновременное развитие их личностных и профессиональных качеств, основанное на саморазвитии. Это позволяет будущим мастерам преобразовывать свою педагогическую деятельность, развивая творческий подход.3. Процесс развития профессиональной педагогической компетентности должен учитывать специфику и содержание работы мастера производственного обучения.4. Профессиональная деятельность мастера характеризуется интеграцией производственных и педагогических аспектов.5. В работе обоснована структура профессиональной педагогической компетентности, включающая в себя следующие компоненты: педагогический, производственно-технологический, социально-коммуникативный, рефлексивный и дидактико-технологический.6. В педагогическом плане развитие компетентности осуществляется поэтапно, с учетом взаимосвязи педагогических и производственных компонентов деятельности.В работе выявлена структура процесса проектирования учебных занятий, включающая в себя функционально связанную друг с другом совокупность этапов создания проекта урока производственного обучения.Разработано содержание каждого этапа. На основе данных этапов определены профессионально-педагогические способности и ключевые ценностные качества мастеров.7. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель развития профессионально-педагогической компетентности будущих мастеров профессионального, производственного обучения, основанная на сущностных характеристиках профессионально-педагогической деятельности мастера профессионального, производственного обучения, методологических основах проектно-целевого подхода, основных психолого-педагогических закономерностях, обуславливающих эффективность процесса профессионально-педагогической подготовки мастеров профессионального, производственного обучения.8. Обосновано, что эффективная модель развития профессионально-педагогической компетентности у студентов может быть построено на основе деятельностного подхода. Целостная деятельность проектирования урока производственного обучения успешно осваивается студентами, если они поэтапно овладевают всей совокупностью способов деятельности, входящих в состав процесса проектирования, а также процесс обучения строится на принципах индивидуализации, активизации самостоятельности и сознательности учебной деятельности студентов.9. В соответствии с гипотезой и задачами исследования определены, обоснованы и экспериментально проверены социально-педагогические условия успешного развития профессионально-педагогической компетентности будущих мастеров профессионального обучения.Список литературы 1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. -141 с.2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984. — 208 с.3. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989. — 335с.4. Аитов Н.А. Советский рабочий. М.: Политиздат, 1981. - 156 с.5. Актуальные проблемы подготовки инженера-педагога: Материалы Всесоюзной конференции. Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1983. — 278с.6. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. - С. 378-412.7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.8. Арстанов М.К., Пидкасистый П.И., Хайдаров Х.С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата: Мектеп, 1980.-207 с.9. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высш.шк., 1980. 368 с.10. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.11. Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М.: Педагогика, 1979. - 223 с.12. Батышев С.Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. М.: Педагогика, 1988. - 176 с.13. Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. М.: Экономика, 1984. — 248 с.14. Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы / о пыт, поиск, задачи, пути реализации. М.: Высш. шк., 1987. - 343 с.15. Бенин B.JI. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: Дис. -ра пед. наук. — Екатеринбург: УГППУ, 1996.-274 с.16. Бим-Бад Б.М. Опережающее образование: теория и практика. // Сов. Педагогика. 1990. - №8. - С. 103-113.17. Блюхер В.В., Зборовский Г.Е., Карпова Г.А. Инженер-педагог: проблемы и принципы подготовки // Советская педагогика. — 1983. №4. — С. 9093.18. Большакова . З.М. Теоретические основы подготовки будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности: Дис. . д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2000. 353 с.19. Большакова З.М. Теоретические основы подготовки будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности: Дис. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2000. 353 с.
-