Публикации
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Автор: Молодцова Наталья Дмитриевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Автор: Молодцова Наталья Дмитриевна
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИМолодцова Наталья ДмитриевнаЛогопед, ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей»Выдающийся педагог В. Сухомлинский подчеркивал, что «умственные способности ребенка сосредоточены на кончиках его пальцев». Эту мысль можно переосмыслить, заменив слово «ум» на «речь». Другими словами, чем более развита у ребенка мелкая моторика, тем более совершенна его речь.Дети с речевыми отклонениями, особенно обусловленными органическими нарушениями, часто демонстрируют отличия в физическом и психическом развитии по сравнению со своими сверстниками. Для них характерны повышенная эмоциональная реакция, беспокойство в движениях, быстрая утомляемость нервной системы, легкая возбудимость и недостаток длительных волевых усилий. Одной из значительных проблем в их развитии является ограниченность двигательных навыков — скованность, плохая координация, ограниченность движений и их произвольность; а также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, выражающееся в неловкости движений рук. Несовершенство тонкой моторики рук оказывает негативное влияние на познавательные способности обучающихся, затрудняя процесс обучения письму и освоение других учебных и трудовых навыков. Это, в свою очередь, может привести к формированию у ребёнка негативного отношения к обучению и повышенному уровню тревожности в школьной среде. Данная ситуация требует внедрения эффективных методов и технологий в реабилитационный процесс для профилактики и коррекции речевых нарушений у воспитанников центра.Используя кинезиологический подход, я разрабатываю и внедряю условия для коррекционно-педагогического воздействия, которые способствуют развитию и гармонизации нервной системы ребенка в целом, а также оптимизации функционирования мозговых структур в частности.В сфере кинезиологии как в России, так и за рубежом значительное внимание уделяется трем основным направлениям: прикладной кинезиологии, психокинезиологии и образовательной кинезиологии. Современная образовательная кинезиология, также называемая иногда педагогической кинезиологией, была разработана американскими учеными Полом Деннисоном и Гейл Деннисон из Калифорнийского университета. В России этот метод активно поддерживают специалисты, такие как А.Л. Сиротюк и Г.Е. Шанина. [1].Образовательная кинезиология сосредотачивается на исследовании развития коры головного мозга посредством сенсомоторного развития детей. Основа данного направления заключается в интеграции современных научных данных о строении и функциональной организации головного мозга, а также в изучении взаимоотношений между двигательными процессами в человеческом теле и его когнитивной активностью.Единство работы головного мозга достигается за счёт взаимодействия двух его полушарий, которые соединены сложной сетью нервных волокон, включающей мозолистое тело и другие межполушарные связи. Хотя оба полушария обладают почти идентичной структурой, каждое из них имеет свои уникальные черты и выполняет определённые функции.Современные исследования в области психофизиологии выделяют 32 различных типа функциональной организации мозга. Однако для практического применения в образовательной сфере можно сфокусироваться на трёх основных типах асимметрии полушарий мозга: левополушарном, правополушарном и равнополушарном. Понимание этих типов может помочь педагогам более эффективно адаптировать свои методики обучения под индивидуальные особенности учащихся [2].Левополушарный тип характеризуется доминированием левого полушария мозга. Обучающиеся с этим типом склонны к абстрактному мышлению и обладают способностью к обобщению. Они демонстрируют высокую производительность в словесно-логических задачах: работе с текстами, символами и условными знаками. Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно и линейно, что может вызывать более медленное восприятие, но способствует глубокому анализу и концептуальному мышлению. Такие ученики часто обладают аудиальным восприятием и склонностью к теоретическому подходу.Правополушарный тип отвечает за активность правого полушария, что способствует развитию творческих способностей и конкретно-образного восприятия. Учащиеся с доминированием правого полушария демонстрируют высокую способность к пространственной ориентации и обработке образов, связанных с реальными объектами. Их синтетическое мышление и развитое визуальное восприятие позволяют им оценивать целостные картины и быстро обрабатывать информацию, что делает их успешными в задачах, требующих креативности и спонтанной памяти.Равнополушарный тип представляет собой сбалансированное функционирование обоих полушарий. В этом случае у обучающихся развивается разнообразие стратегий мышления, и каждое полушарие вносит свой вклад в когнитивные процессы. Такие ученики демонстрируют высокую адаптивность и могут эффективно использовать обе полушария для максимальной производительности. Комплексные упражнения, направленные на координацию движений и активизацию различных частей тела, способствуют улучшению взаимодействия полушарий и равномерной работе всех центров восприятия.В работе с обучающимися важно учитывать эти различия, развивая индивидуальные подходы к обучению. Стимулирование как левого, так и правого полушарий, создание условий для гармоничного развития равнополушарного типа мышления помогут не только в успешном освоении учебного материала, но и в развитии максимально полного потенциала каждого ребёнка.Применения кинезиологических игр и упражнений заключается в укреплении умственных способностей и физического благополучия детей через специально организованную систему движений.Задачами применения кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе являются:улучшение взаимодействия между полушариями мозга; синхронизация работы мозговых полушарий; развитие мелкой моторики; совершенствование речевых навыков; развитие всех психических процессов. К основным кинезиологическим примам, применяемых на логопедических занятиях в центре реабилитации можно отнести:дыхательные упражнения; упражнения для развития артикуляционной моторики; упражнения на восприятие и дифференциацию звуков; синхронная гимнастика, включающая работу мелкой моторики рук, общей моторики и органов артикуляции; упражнения для улучшения общей и мелкой моторики. Рассмотрим разновидности упражнений и техник, используемых в области образовательной кинезиологии. Например: техники дыхания, упражнения для глазодвигательной активности, перекрестные движения тела, тренировка графомоторных навыков; упражнения, способствующие развитию контролируемых движений; техники, снижающие общее мышечное напряжение; упражнения, помогающие улучшению внимания и другие.Практика дыхательных упражнений улучшает ритм тела, способствует развитию самоконтроля и способности к произвольным действиям. Включение упражнений для движения глаз стимулирует как синхронные, так и разнонаправленные движения глаз и языка, способствуя взаимодействию между полушариями мозга. Для подавления непроизвольных движений и активации вестибулярной системы применяются телесные перекрестные упражнения. К ним можно отнести такие упражнения как:Рисование восьмёрки: изобразите в воздухе горизонтальную восьмёрку, трижды сначала одной рукой, затем другой, и наконец обеими одновременно. Зеркальные узоры: двумя руками одновременно создавайте в воздухе симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.п.). Для повышения уровня концентрации и оптимизации распределения внимания, а также для стимуляции мыслительных процессов и улучшения запоминания, рекомендуется использовать упражнения, направленные на развитие графомоторных навыков. Например, упражнение «Червячок спрятался в яблоке»: дети показывают два сжатых кулака (яблоки), выставив на правом кулаке большой палец вверх (червячок). По сигналу они меняют положение: палец поднимается на левом кулаке, а на правом убирается. Главное, чтобы два червячка не оказались вместе. Упражнение «Лягушка»: перемена трех вариантов положения руки: кулак, ребро, ладонь.Рука проходит три этапа положения поочередно на поверхности стола. Сначала ладонь лежит полностью, затем сжимается в кулак, затем переходит на ребро, и вновь распрямляется на столе. Сначала выполняется правой рукой, затем левой, и в завершение обеими руками вместе 8-10 раз. Можно при этом давать себе команды: «кулак-ребро-ладонь». Быстро чередуя расположение руки, нужно глубоко дышать. На каждое положение следует произносить свистящие звуки: «с», «з», «ц».Упражнение «Цепочка» Поочередно соединяем большой палец с каждым из остальных, начиная с указательного, и попеременно «продеваем» через них пальцы другой руки. В это время произносим слоги: са-са-су-сы.Упражнение «Лезгинка». Сожмите левую руку в кулак, отставив большой палец в сторону, и поверните кулак пальцами к себе. Правой, прямой ладонью в горизонтальном положении коснитесь мизинца левой. Затем начинайте одновременно менять положение обеих рук в течение 6-8 раз. Старайтесь достичь высокой скорости смен.Задания для обучающихся с нейродорожками:проведи правой рукой вдоль линии; используй левую руку для ведения по линии; проведи линии обеими руками одновременно; проведи линию пальцем правой руки (указательным, большим, средним, безымянным, мизинцем); проведи линию пальцем левой руки (указательным, большим, средним, безымянным, мизинцем); проведи указательными пальцами обеих рук (большими, средними, безымянными, мизинцами) вдоль линии. Также, я активно использую в работе с воспитанниками центра кинезиологические таблицы для дифференциации оппозиционных звуков. Например, обучающийся, произнося название изображения, одновременно ставит на стол правую, левую руку или обе, если в слове присутствуют оба различимых звука.Для достижения эффективности коррекционно-развивающей работы следует учитывать следующие условия:Занятия должны быть регулярными и проводиться каждый день. Начинать рекомендуется с пальчиковых игр, которые постепенно усложняются. Упражнения включаются в занятия ежедневно. Необходимо следить за тем, чтобы дети следовали точному образцу выполнения упражнений. Подходите к выполнению упражнений стоя или сидя за столом. Один комплекс, 3-4 кинезиологических упражнений, рекомендуется выполнять на протяжении двух недель. Рекомендуется сопровождать упражнения музыкальным фоном. Спокойная и мелодичная музыка помогает создать нужное настроение, успокаивает и способствует ритмичному выполнению заданий в такт с музыкальными изменениями. Регулярное применение кинезиологических упражнений в практике учителя-логопеда в условиях реабилитационного центра позволяет не только корректировать нарушенные функции у ребенка, но и улучшать его физическое здоровье. Это создает основу для гармонизации его эмоциональной сферы, что влияет на активность обучающегося во время занятий, а также сокращает продолжительность коррекционной работы. Список литературы:Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998. Шанина, Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: учеб. пособие / Г. Е. Шанин. – М.: Всерос. науч.-исслед. ин-
