Публикации
Классный час на тему:"Солнце светит всем одинаково"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классный час на тему:"Солнце светит всем одинаково"
Автор: Маторкина Марианна Эдуардовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классный час на тему:"Солнце светит всем одинаково"
Автор: Маторкина Марианна Эдуардовна
Классный час на тему:«Солнце светит всем одинаково»Подготовила:учитель-логопед М.Э.Маторкина;Провели: кл.руководитель Н.Б. Щеголихина, учитель-логопед М.Э.Маторкина,учитель-дефектолог Потапенко Т.В.Цель: сформировать в сознании нормально-развивающихся ребят социально-психологическую готовность к принятию учащихся с ОВЗ в детский коллектив.Задачи: -познакомить с понятием «особый ребенок»;-познакомить с некоторыми проблемами детей с ограниченными возможностями;-развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ);- развить стремление к проявлению сочувствия и способности к эмоциональному сопереживанию всем, кто в этом нуждается;- формировать представления об особенностях людей с ограниченными способностями и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь. Оборудование: компьютер, фломастеры, ручки, мешочек с предметами, запись песни «Солнце светит все одинаково». Сценарий классного часа«Здравствуйте!» Любую встречу, мы начинаем именно этими словами. И все вы помните, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека.Здоровье- это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей , а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе. Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих? К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. это люди, возможности здоровья которых, настолько ограничены заболеванием, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства. Таких людей много. Это взрослые и дети. В немецком языке есть понятие «Sonderkind» (зондер кинд)- особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья. Мы тоже называем таких ребят «особые дети».«Солнечные», так называют детей с синдромом Дауна за их открытое сердце, в котором нет места злобе, зависти и страху. «Солнечные дети» -это единственный случай, когда природа дарует право на жизнь. Человеческий организм состоит из миллионов клеток, в каждой из которых содержится 46 хромосом. В результате генетической мутации у детей с синдромом Дауна формируется не 46, а 47 хромосом.Особые дети - кто они? (Инвалиды, гении, и т.д.)Это мальчишки и девчонки - обычные ребята, которые любят читать, рисовать, играть. Им хочется бегать и шалить... Но с раннего детства из-за болезни они вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Окружающий их мир ограничивается инвалидной коляской. Особенно тяжело ребятам, которые лишились подвижности из-за травм. Не имея возможности передвигаться самостоятельно и общаться со сверстниками, эти ребята замыкаются в себе, рано узнают, что такое одиночество. Здоровые сверстники не всегда охотно принимают особых детей в свой коллектив. Человек не должен быть изгоем общества только из-за того, что он отличается от других.В Декларации прав ребенка записано – ребенок имеет право:на семью; на заботу и защиту со стороны государств посещать школу и учиться; на равенство в правах; свободно выражать свои мысли; на собственное мнение; на имя и гражданство; на получение информации; на защиту от насилия и жестокого обращения; на медицинское обслуживание; на отдых и досуг Такие ребята имеют право учиться вместе с вами.Мы должны уметь сосуществовать друг с другом и быть терпимы и уважительны к другому, иному, не такому, как ты сам. Толерантность может помочь каждому, и всем вместе чувствовать себя уверенно в этом мире. При этом лучше понимая другого, мы лучше понимаем себя.Практические упражненияЧтобы понять, легко ли детям с ограниченными возможностями жить в этом мире, попробуем выполнить несколько упражнений.1. Сейчас я попрошу вас встать, выйти из-за парт, свободно разойтись по классу. Закройте глаза и представьте себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.Учитель: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.Откройте глаза. Вы должны были прийти туда, откуда начали движение.Получилось ли прийти в нужную точку? (ответы детей: да, нет).Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? Хотелось ли вам открыть глаза? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса). Спасибо, пройдите на свои места. 2. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.Рефлексия:- Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Довольны ли вы своим рисунком? Хотелось ли вам открыть глаза?- Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. - Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (ответы детей). - А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они?А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Некоторые могут считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить.- Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать, как они общаются, предлагаю: 3.Встать, найти себе пару и передать партнеру доброе отношение к нему. Попробуйте сказать мимикой и жестами: Ты хороший человек. Ты мне нравишься.Спасибо! Пройдите на свои места.- Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.- Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью.-А знаете ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют?10 лет назад в городе Сочи прошли Зимние Паралимпийские игры. Вы следили за выступлениями паралимпийцев. В пяти дисциплинах соревновались более 500 спортсменов с ограниченными возможностями из 45 стран. Российские спортсмены заняли первое место. Они выиграли 30 золотых, 28 серебряных, 22 бронзовых медали. Ими гордится вся страна. Их воля к победе, желание быть не хуже здоровых людей, вера в себя, невероятная сила духа привели их на пьедестал почета. Паралимпийские игры выполняют важную роль в привлечении внимания к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья во все мире. Эти игры призывают быть сильнее, добрее, верить в себя.Международный день инвалидов был установлен 3 декабря Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году. Тогда же организация призвала государства, входящие в ООН, проводить всевозможные мероприятия, для того чтобы способствовать включению инвалидов в общественную жизнь.Международный день инвалидов напоминает всем о нуждающихся в поддержке и помощи, но в тоже время мужественных, крепких духом людях, проявляющих таланты в профессиональном мастерстве, изобразительном, самодеятельном творчестве, спорте. Этот день очень нужен нашему обществу - и для того, чтобы обратить внимание на проблемы людей с ограниченными возможностями, и для того, чтобы восхититься необыкновенной силой духа, целеустремленностью, умением инвалидов добиваться успеха в сложнейших условиях. Эти проявления жизнелюбия и оптимизма могут служить примером для всех нас.-А как мы с вами можем им помочь? ( перейти дорогу, и т.д)Итог классного часа.- Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить этим людям. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям». Я, хотела бы попросить вас относиться к таким людям с уважением: уступать место в транспорте, помочь перейти скользкую дорогу, помочь донести тяжелую сумку и многое другое. Может быть, тогда от вашей доброты людям с ограниченными физическими возможностями будет легче переносить тяготы и лишения.- Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. В течение занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Так пусть же, как солнце всем светит одинаково, так и мы с вами должны одинаково относиться ко всем людям и принимать их в своё общество.Рефлексия все дети поют песню «Солнце светит всем одинаково».А сейчас, на нашем большом солнышке вы напишите то, что ближе вашей душе, те добрые слова, пожелания, которые вы хотите сказать людям с ограниченными возможностями. Солнышко с пожеланиями мы прикрепим на доску. (Звучит песня «А солнце светит всем одинаково») Может быть кто-то из вас хочет прочитать свое пожелание? (Дети читают пожелания). Как я вижу, вы все написали добрые, хорошие слова поддержки (ЧИТАЮ НАДПИСИ НА Солнышке) и это может означать, что время, проведенное на нашем классном часе, не прошло для вас даром.Пусть наше волшебное солнышко коснётся своим лучиком каждого нуждающегося в помощи и донесёт до них кусочек вашей доброты, те слова поддержки, которые вы написали на нашем большом солнце.Самоанализ классного часаВыбранная для классного часа тема, о детях с ограниченными возможностями здоровья, является актуальной. Так как все дети имеют право посещать школу и учиться, государственная политика направлена на создание доступной среды, для получения образования детьми с ограниченными возможностями в рамках школы. Но не всегда нормально-развивающиеся школьники готовы позитивно принять образ ребенка с ОВЗ.Мною была поставлена следующая цель классного часа:Сформировать в сознании нормально – развивающегося ученика социально-психологическую готовность к принятию учащихся с ОВЗ в детский коллектив.Я предполагала решить такие задачи:Познакомить с понятием - "особый ребенок". Познакомить с некоторыми проблемами детей с ограниченными возможностями, через создание проблемных ситуаций Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Вначале кл.часа , через приветствие «Здравствуйте!», я напомнила детям, что такое здоровье. Через вопрос «Всегда ли наше здоровье зависит только от нашего желания?» познакомила с понятием «особый ребенок». Раскрыла это понятие. Дети охотно шли на контакт, свободно выражали свои мысли. Далее, через создание проблемных ситуаций, через практические упражнения дала возможность ученикам, не имеющим нарушений развития, прочувствовать на уровне физических ощущений те ежедневные сложности, которые испытывают дети с ОВЗ. На занятии ребята чувствовали себя свободно, раскованно, с интересом выполняли задания. На примере прошедших Зимних Паралимпийских игр 2014, в г. Сочи, показала, что люди с ОВЗ обладают талантами, способностями, одаренностью. Что это сильные духом, с твердой верой в себя, люди не хуже, а может быть лучше нас. Многие ребята смотрели Паралимпийские игры по телевизору, и они охотно делились своими впечатлениями, восхищались нашими спортсменами паралимпийцами.Подведение итогов прошло в следующей форме: ребята написали добрые, хорошие слова на большом солнышке и прикрепили его. Солнце отражает тему классного часа. Оно светит всем одинаково. Желающие, прочитали свои пожелания.Я считаю, что цель, на достижение которой было направлено данное мероприятие, достигнута. Ученики находятся на пути принятия детей с ограниченными возможностями здоровья в детский коллектив, они готовы помочь, поддержать «особого ребенка», признают право каждого ребенка, независимо от его способностей и ограниченных возможностей учиться вместе с обычными детьми. Стихи песни1 куплетЛасточка моя, ты же видела солнце только по TV,Выгляни в окно, дарю тебе лучик, лови!Ты, наверняка, много знаешь из интернета о любви, –Но это не твоя история, напрасные слёзы.ПрипевА солнце светит всем одинаково,Любовь идёт под разными флагами,Встречай же её, открой, дыши!Реальная жизнь. Прекрасная жизнь.2 куплетЛасточка моя, не всегда правда то, что люди говорят.Слушала других, не слушая сердце, а зря.Так и не доплыв, они мысленно побросали якоря, –Но это не твоя история, напрасные слёзы.ПрипевА солнце светит всем одинаково,И зря ты, моя девочка, плакала,Ведь там за окном цветёт, бежитРеальная жизнь.3 куплетЛасточка моя, твоя жизнь утекает, как реки вода,Посмотри назад – блестит уже чья-то звезда.Лучше для тебя, если мы навсегда обрежем провода, –Но это не твоя история, напрасные слёзы.ПрипевА солнце светит всем одинаково,Любовь идёт под разными флагами,Встречай же её, открой, дыши!Реальная жизнь. Прекрасная жизнь.
