Публикации
Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Автор: Марченко Ирина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Автор: Марченко Ирина Александровна
Марченко Ирина АлександровнаУчитель труда(технологии) ГКОУ «Донецкая СШИ №29»Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с синдромом дефицита внимания и гиперактивностиДля того, чтобы коррекционная работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (далее-СДВГ) была эффективной и имела высокую результативность, необходим комплексный подход к проблеме преодоления данного нарушения. Работать с ребенком должна команда специалистов (учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель), а также активное участие в коррекционном процессе должны принимать родители детей.Необходимо определить сильные стороны личности ребенка, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей. Работа с данной категорией детей имеет свои особенности, которые необходимо учитывать специалистам при проведении коррекционной работы:– гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия. Интеллектуальная деятельность этих детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. – включать таких детей на коррекционных занятиях в коллективную работу поэтапно: начинать с индивидуальной работы, привлекать детей к играм в малых подгруппах, переходить к коллективным играм;– необходимо ограничивать до минимума факторы, которые могут отвлекать ребенка;– коррекционные занятия нужно строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;– на занятиях не нужно давать ребенку многоступенчатых инструкций, они чёткие и краткие, не более 10 слов. Для подкрепления устных инструкций используется зрительная стимуляция: карточки, символы на стендах, рисунки, схемы;– на определенный отрезок времени предлагать только одно задание;– большие задания лучше разбивать на несколько блоков с обсуждением промежуточных результатов работы;– использовать разнообразный наглядный материал, игровые приёмы, сюрпризные моменты;– предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к педагогу в случаях затруднений при выполнении заданий;– предусматривать возможности для двигательной «разрядки» в ходе занятия: физкультминутки, спортивные упражнения, релаксационные упражнения и др.;– использовать тактильный контакт. В тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, педагог может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание;– поощрять хорошее поведение ребенка.Какие приемы и методы работы желательно использовать с гиперактивным ребенком?1. Сказкотерапия (применение сказок для гиперактивных детей, достаточно эффективно влияет на развитие самоконтроля и поможет сосредоточить внимание на деятельности)2. Прием тактильного контакта (гиперактивные дети больше нуждаются в прикосновениях, объятиях, поглаживаний, потому что так же, как и взрослый устают от потока своей энергией)3. Техники дыхания (несомненно, нужны в работе с данными детьми, для развития самоконтроля, и волевого усилия, снятия лишнего напряжения)4. Метод смены деятельности (это важный метод, потому что дети часто переключают свое внимание и деятельность при этом чаще всего бесцельно, а наша задача помочь ребенку контролировать свои действия и активность)5. Прием поощрения (поощрять ребенка за спокойное поведение, за внимательность, возможна материальная система поощрения: жетон, наклейка и т.д.)6. Игры на развитие психомоторных функций и корректирование поведения в коллективе7. Упражнения и игры, направленные на развитие у ребенка устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания. 8. Упражнения и игры, направленные на преодоление двигательного автоматизма. 9. Комплекс занятий психогимнастики.На коррекционных занятиях по развитию познавательной деятельности рекомендуется использовать следующие методы: словесные (инструкция, рассказ, объяснение, разъяснение, уточняющие вопросы и др.); наглядные (показ изучаемых предметов, изображений; использование сигнальных опор, планов, памяток и др.); практические (дидактические и сюжетно-ролевые игры, упражнения, опыты, выполнение трудовых и социально-бытовых заданий). Коррекционная работа по формированию эмоциональной сферы учащихся с СДВГ должна учитывать основные составляющие модели эмоционального интеллекта: восприятие эмоций – формирование способности распознавать эмоции по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению и голосу других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции; использование эмоций – развитие способности активировать свой мыслительный процесс, используя эмоции в процессе деятельности; понимание эмоций – формирование умений определять причины появления позитивных и негативных эмоций, связей между мыслями и эмоциями, понимание перехода от одной эмоции к другой, а также интерпретация эмоций во взаимоотношениях, понимание сложных (амбивалентных, неоднозначных) чувств; управление эмоциями – регулирование своих эмоций и эмоций других людей для достижения поставленных целей, развитие способности принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения. Коррекционные занятия необходимо проводить с применением игр, упражнений, чтением литературных произведений, обыгрыванием ситуаций. Понимание, переживание эмоций и эмоциональных состояний осуществляется в процессе выполнения практической работы: учащимся предлагаются разнообразные этюды на выражение основных эмоций и развитие выразительности мимики, пантомимики, речи, инсценировки с показом и изучением различных эмоциональных состояний. Формирование навыков социально одобряемого поведения учащихся с СДВГ осуществляется посредством следующих направлений: развитие зрительных, слуховых, тактильных, вестибулярных, обонятельных, осязательных ощущений; развитие мышечных реакций: обучение мимической гимнастике; обучение пантомимическим упражнениям на понимание эмоций; обучение умениям уменьшать (снимать) мышечное и эмоциональное напряжение посредством выполнения релаксационных упражнений; развитие и коррекция эмоциональной сферы детей: обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других – людей и животных; обучение правильному восприятию и распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства (радость, печаль, спокойствие, интерес, удивление, злость, страх); обучение умению понимать и анализировать собственные эмоции. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.Проводить коррекционную работу с детьми данной категории нелегко. Важно изучить особенности таких детей, причины их возникновения. Главное понимать, что предстоит занятие с необычным ребёнком, и по-другому такие дети вести себя просто не могут. Нужно принять их такими, какие они есть.Список литературы1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: 2003.2. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. – М.: НИИ семьи, 1997.3. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. – М.: Генезис, 2010.4. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: Сфера, 2002.
