Публикации
Самбо- в системе ГТО
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Самбо- в системе ГТО
Автор: Федосеев Виталий Владимирович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Самбо- в системе ГТО
Автор: Федосеев Виталий Владимирович
Общество с ограниченной ответственностью «Инфоурок»Реферат по дисциплине:«Теория и методика обучения дзюдо и самбо» По теме: «Техническая и тактическая подготовка в рамках тренировки » Исполнитель:Федосеев Виталий ВладимировичБезенчук 2025 годОглавлениеВведение……………………………………………………………………. Глава I. Основные стороны подготовки спортсмена…………………1.1Техническая подготовка спортсменов………………………………1.2Физическая подготовка спортсменов……………………………….1.3Тактическая подготовка спортсменов ……………………………..1.4Психологическая подготовка…………………………………………1.5Теоритическая подготовка……………………………………………1.6Интегральная подготовка……………………………………………..ВВЕДЕНИЕ Основные стороны подготовки спортсменаКак и всякое целесообразное обучение, все стороны подготовки спортсмена представляет собой процессы управления формированием знаний, умений и навыков. На нее распространяются общие принципы дидактики и дидактические положения методики физического воспитания.Актуальность работы заключается в рассмотрении степени развитии спортсменом системы подготовки , соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.Цель работы состоит в изучении основных сторон подготовки спортсмена.Достижение цели предполагает решение ряда исследовательских задач:1. Определить содержание технической подготовки спортсмена.2. Рассмотреть направленность и средства общей и специальной технической подготовки.3. Определить место технической подготовки в микроцикле и многолетнем процессе подготовки.Объектом исследования является специфика спортивной подготовки. Предметом исследования выступает общая и специальная техническая подготовка спортсмена.Основными методами нашей работы стали сравнительный и описательный. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение.Структура работы подчинена логике научного исследования и состоит из введения, теоретической главы, заключения и библиографического списка. Первая глава является теоретической. В ней рассматриваются основы общей и специальной технической подготовки спортсменаТехническая подготовка спортсменовСПЕЦИФИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА1.1. Содержание технической подготовки спортсменаВ системе подготовки спортсмена выделяют: спортивную тренировку, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований. Основными сторонами подготовки спортсмена являются физическая, техническая, тактическая, психическая и интегративная подготовки.Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства. Спортивная техника ― это «способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей» [6, с. 32].Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т. д.2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.4. Спортивные игры и единоборства.При подготовке спортсменов высокой квалификации недостаточно ориентироваться только на высокий уровень их физической и психологической подготовленности. Необходимо вести поиск путей повышения результатов за счет рационального использования технического мастерства на базе высокой тактической подготовки спортсменов, так как она играет большую роль в достижении победы над соперником. Она позволяет более рационально распределять силы в процессе соревнования, схватки и на более качественной основе выполнять свои приемы, что, в конечном счете, дает возможность правильно решать задачи достижения высоких спортивных результатов.Техническая подготовка спортсмена ― «процесс обучения его основам техники соревновательных действий, или действий, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных форм спортивной техники» [7, с. 68]. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков (в данном случае, относящихся к технике двигательных действий). На нее распространяются общие принципы дидактики и дидактические положения методики физического воспитания. Значительную роль в процессе многолетней тренировки играет установление факторной структуры физической и технической подготовленности спортсменов различного возраста, начиная с 11 лет, знание которой позволит повысить эффективность тренировки и подготовки высококвалифицированных спортсменов в системе многолетней тренировки.Физическая подготовка1. Общие основы физической подготовкиФизической подготовкой спортсмена принято называть воспитание физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях, необходимых в спорте. Физическая подготовка связана с воспитанием двигательных способностей и обеспечивать спортсмену возможность выполнять движения с необходимой быстротой, силой, продолжительностью, а так же способствует разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья.Вспомогательная физическая подготовка строится на базе ОФП и ориентирована на создании специальной основы, необходимой для эффективного выполнения больших объемов работы, направленной на развитие специальных двигательных качеств. Такая подготовка предполагает повышения функциональных возможностей различных органов и систем организма, улучшения нервно-мышечной координации, повышения способности спортсменов к перенесению больших нагрузок, совершенствование способности к эффективному восстановлению после них.Специальная физическая подготовка заключается в таком воспитании двигательных способностей, которое обеспечивает спортсмену возможность успешно действовать в условиях соревнований. Поэтому специальная физическая подготовка непосредственно входит в соревновательный потенциал и следовательно единственно влияет на спортивный результат. Этот вид подготовки проводится с помощью специално-подготовительных и соревновательных упражнений.[1]2. Единство общей и специальной подготовки спортсменаОдно из фундаментальных положений научной школы спорта выражается принципом единства общей и специальной подготовки спортсмена. Этот принцип исходит из диалектического понимания взаимосвязи между спортивной специализацией и общим разносторонним развитием спортсмена. Успех спортивной специализации закономерно связан с прогрессированием спортсмена не только в избранном виде спорта, но и во многих других отношениях, в чем со всей очевидностью убеждает обобщение научных данных и передового опыта спортивной практики. Единство общей и специальной подготовки в советской школе спорта обусловлено как отмеченными закономерностями спортивного совершенствования, так и кардинальными требованиями всей социальной системы воспитания, нацеленной на гармоническое развитие личности и всестороннюю подготовку к общественно-необходимым видам деятельности. Отсюда, принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена нужно рассматривать как конкретное выражение в области спорта общих принципов всестороннего развития личности и связи воспитания с жизненной практикой. Одним из главных истоков этого принципа явился исторический опыт формирования программно-нормативных основ советской школы спорта. В них, как хорошо известно, органически соединились нормативные требования Единой спортивной классификации с нормами и требованиями комплекса ГТО, предусматривающими широкую общую физическую подготовку, что во многом обусловило быстрый рост спортивного движения у нас в стране. Прогрессивность этого опыта подтвердило и успешное использование его при организации спортивного движения в других социалистических странах.Практически воплощая принцип единства общей и специальной подготовки, необходимо иметь в виду следующие положения, подчеркивающие характер взаимосвязи этих сторон в спортивной тренировке:. Неотделимость общей и специальной подготовки, как одинаково необходимых сторон спортивной тренировки. Из предыдущего следует, что ни одну из этих сторон нельзя исключить без ущерба для перспектив спортивного совершенствования и конечных целей использования спорта как средства всестороннего воспитания спортсменов.Это ставит проблему оптимального сочетания общей и специальной подготовки - проблему меры их соотношения. Сложность проблемы обусловлена тем, что, во-первых, каждый вид спорта предъявляет свои особые требования к структуре подготовленности спортсмена (необходимому соотношению ее компонентов), а значит, и к структуре его подготовки; во-вторых, ряд компонентов подготовленности спортсмена, особенно физической, в большей мере, чем другие, зависит от наследственных предпосылок и потому в меньшей мере поддается направленному изменению, а это приводит к индивидуальным особенностям соотношения общей и специальной подготовки; в-третьих, взаимовлияния различных компонентов подготовленности спортсмена (в том числе характер "переноса" тренированности) не остается константным (строго постоянным), а меняется на различных этапах тренировки и в процессе возрастного развития спортсмена. Все это обязывает при определении меры соотношения общей и специальной подготовки спортсмена учитывать конкретный уровень его подготовленности, индивидуальные и возрастные особенности, особенности избранного вида спорта и этапов тренировки. В методике спорта к настоящему времени выработаны некоторые количественные ориентиры для нормирования соотношения общей и специальной подготовки на различных этапах круглогодичного и многолетнего тренировочного процесса.В процессе спортивной специализации складывается определенное соотношение уровней развития указанных силовых способностей - их структура. Насколько позволяют судить имеющиеся данные, она различна даже у представителей "близких" видов спорта. Это необходимо учитывать при постановке и реализации задач силовой подготовки спортсмена. В каком бы виде спорта ни специализировался спортсмен, его тренировка должна включать воспитание собственно силовых способностей (собственно силовую подготовку), скоростно-силовых способностей и силовой выносливости, но в разных соотношениях.[7].1 Методика воспитания собственно-силовых способностейПри необходимости обеспечить высокую степень развития собственно-силовых способностей спортсмена используют ряд методических подходов. Обобщая, их можно свести к двум методическим направлениям, которые сочетаются в различных соотношениях в зависимости от особенностей спортивной специализации.увеличить физиологический поперечник мышц и вес тела спортсмена, что является важной предпосылкой максимальной силы;функционально подготовить организм спортсмена к последующим силовым нагрузкам повышенной интенсивности (на первых этапах занятий спортом и в начале подготовительного периода тренировочных циклов) и поддержать достигнутый уровень общей силовой подготовленности;обеспечить развитие не только собственно-силовых способностей, но и силовой выносливости.[3]Предельное число повторений в одной серии (подходе) при использовании экстенсивных методов для воспитания собственно-силовых способностей составляет в зависимости от конкретных обстоятельств примерно от 5-б до 10-15 (чему соответствует 80- 60%-пый вес, считая от максимального внешнего отягощения). Если предусматривается увеличить силовые возможности без существенного увеличения собственного веса спортсмена, число повторений в серии ограничивают обычно до 4-6, соответственно повышая вес отягощения. Когда же есть необходимость стимулировать мышечную гипертрофию, увеличить физиологический поперечник мышц и общий вес тела спортсмена, норма повторений в серии составляет примерно 8-12 (при отягощении 70-75% от максимального). Такая дозировка, судя по практическим и литературным данным, создает благоприятные условия для активизации в мышцах обменных процессов, сопровождающихся в период восстановления усиленным синтезом белковых структур.Тактическая подготовка.В тактической подготовке необходимо выделить следующие основные направления:1) изучение основных теоретико-методических положений спортивной тактики;2) овладение основными элементами, приёмами и вариантами тактических действий;3) совершенствование тактического мышления;4) изучение информации, необходимой для практической реализации тактической подготовленности;5) практическая реализация тактической подготовленности.Тактическая подготовка в каждом из этих направлений имеет свою специфику, которая отражается в задачах, средствах и методах. Однако во всех случаях следует учитывать прямую зависимость спортивной тактики от уровня технической подготовленности, развития важнейших двигательных качеств – скоростно-силовых, выносливости, гибкости, координации, функциональных возможностей важнейших систем организма, уровня психической подготовленности.1. Изучение основных теоретико-методических положений спортивной тактики.Важнейшей задачей тактической подготовки спортсменов является изучение тактики избранного вида спорта, правил судейства, тактического опыта сильнейших спортсменов, способов разработки тактической концепции.2. Овладение тактическими действиями.Средства и методы овладения тактическими действиями, весь процесс тактической подготовки обусловливается спецификой вида спорта.Психологическая подготовка.Психическая подготовка - это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой - неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности спортсмена.Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.Тренировочные занятия и, тем более, соревнования спортсменов высокого класса характеризуются такими физическими и психическими нагрузками, которые доводят напряжение до пределов индивидуальных возможностей.Управление на первых этапах, до периода непосредственной предсоревновательной подготовки, подразумевается как целенаправленное и систематическое применение методов, направленных на:- оптимизацию условий тренировочной деятельности по формированию навыков решения оперативных задач;- развитие волевых и психических качеств, определяемых способностями к решению этих задач;- регуляцию психических состояний, сопутствующих решению этих задач.Интегральная подготовка спортсменВажнейшей частью подготовки спортсменов является спортивная тренировка - специализированный педагогический процесс подготовки к спортивным состязаниям, направленный на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности. Только в процессе спортивной тренировки происходит формирование специальных знаний, навыков и умений, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменов, воспитание необходимых качеств личности.Интегральная подготовка спортсменов - понятие, цели, задачиИнтегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена -- технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправленными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.Список используемой литературы1. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. - М.: «Физкультура и спорт», 1977.2. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983.3. Волков Н.И. Биоэнергетика напряженной мышечной деятельности человека и способы повышения работоспособности спортсменов: Автореф.4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - ФКиС, 1988.5. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: «Физкультура и спорт», 1970.6. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев.: Вища школа, 1984.
