Публикации
ФОРМИРОВАНИE ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИE ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Автор: Петрова Тамара Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИE ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Автор: Петрова Тамара Николаевна
Петрова Тамара Николаевнамузыкальный руководительМБДОУ детский сад №12«Ивушка»г. БелгородаФОРМИРОВАНИE ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРАПериод старшего дошкольного возраста по своим характеристикам является наиболее благоприятным для формирования патриотизма. Старшего дошкольника отличают эмоциональность восприятия окружающего, глубина и острота получаемых ощущений, образность и конкретность мышления, развитость познавательных процессов, подражание, доверие к взрослому и др.Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Развитие культурного самосознания народа является важным условием формирования патриотизма у дошкольников. Это невозможно реализовать в полной мере без включения в него фольклора. Фольклор знакомит дошкольников с природными, культурными, социально-экономическими, историческими особенностями родного края.Именно фольклору отводится все более значимое место в формировании патриотизма у дошкольников, так как фольклор является значимым фактором преемственности поколений, духовности, приобщения к национальным традициям русского народа. А сущностью патриотического воспитания дошкольников является формирование основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой общественной и гражданской активности, духовности, формирование личности с положительными ценностями и качествами, способных проявить их в творческом процессе в интересах Родины. Следует отметить, что в фольклоре, как нигде, сохранились особые черты характера русского народа, присущие ему нравственные ценности, способствующие формированию патриотизма у старших дошкольников: представление о добре, красоте, правде, мужестве, трудолюбии, верности. Знакомя детей с загадками, поговорками, пословицами, сказками и другими фольклорными произведениями, мы тем самым запускаем процесс, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения детей.Слово, ритм и мелодия особым образом сочетаются в фольклоре. Стишки, шутки, адресованные детям, звучат как ласковое слово, выражающее заботу, нежность и веру в благополучное будущее. В разных жанрах фольклора метко оцениваются разные жизненные позиции, высмеиваются недостатки и восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях фольклора занимают отношение к Родине, семье, ближайшему окружению, уважение к труду и др. Народная игра – уникальное явление человеческой культуры, так как у каждой эпохи, у каждого поколения есть свои любимые игры. Народная игра, выполняя различные воспитательные функции (развивающую, познавательную), служит средством формирования патриотизма у дошкольников.Особенность народной игры как способа формирования патриотизма у дошкольников заключается в том, что она входит в качестве основного компонента в народные традиции: семейные, трудовые, праздничные и календарные. Неслучайно игровой опыт дошкольников непременно включает в себя разнообразные народные шутки, игровые считалки, потешки, ритмические движения музыки и др. Е.А. Алябьева отмечает, что «главная привилегия народной игры – это всеохватывающее обаяние игровых персонажей, привлекающих каждого ребенка возможностью перевоплощения и игровым действием в образе. Кроме того, так называемые отрицательные персонажи не вызывают у детей страхов, отрицательных эмоций, а их нравственные недостатки осознаются и преодолеваются без видимых аффективных переживаний» .Народная игра формирует у детей старшего дошкольного возраста высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим нравственно-патриотическим качествам, которые заложены во всех народных играх. Патриотические качества в играх содержатся не только в словесных инструкциях, но и в ее содержании, правилах и традициях. Русские народные игры дают возможность моделировать разные ситуации из жизни ребенка, обучают ловкости, организованности, воспитанности и другим качествам личности. Т.В. Иванова, считает игру большим подспорьем для формирования патриотизма, проявляющегося в следующих качествах: - гуманизм, основанный на уважении и доброжелательности по отношению к другому человеку;- доброта как источник чувств, действий и отношений к окружающему миру;- ответственность как осознание и готовность проявлять свои обязательства перед государством, обществом, людьми и собой;- активность, как добровольное участие в общественной жизни, инициатива;- бережливость, основанная на содержании личных вещей в порядке, - честность как искренность, правдивость, нетерпимость ко лжи, обману;- бескорыстие - качество человека, который в своих действиях руководствуется не своей выгодой, а пользой дела и других людей;- чувство товарищества как добровольное оказание бескорыстной помощи товарищам; - отзывчивость как сочувствие, готовность всегда прийти на помощь;- вежливость - качество, характеризующее поведение человека, основанное на уважении к другому человеку, доброжелательности по отношению к людям.Тема и содержание русских народных игр имеет патриотическую направленность, которая содержится в каждой сказке, литературном произведении и должна найти свое место в импровизированных постановках. Эта дружба, эта отзывчивость, эта доброта, эта честность, это мужество. Любимые персонажи становятся образцами для подражания. Ребенок начинает идентифицировать себя с любимым образом. С удовольствием, перевоплощаясь в любимый образ, ребенок добровольно принимает и присваивает присущие ему качества. Игра по ролям позволяет сформировать опыт патриотического поведения, умение действовать в соответствии с нравственными нормами. Большое значение для формирования патриотизма у дошкольников имеют правила игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, способствуют формированию воли, т.е. создают условия, при которых ребенок не может не проявить зарождающиеся в нем патриотические качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен поймать только одного цыпленка, стоящего в конце целого ряда цыплят, и только после того, как наседка скажет: —« Я не позволю тебе забрать моих детей». Игра требует внимания, выдержки, смекалки и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, чувства коллективизма, согласованности действий, взаимовыручки («один за всех и все за одного»), ответственности, смелости, находчивости. Н.Ф. Губанова, рассматривая роль русских народных игр в формировании патриотизма у дошкольников, отмечает, что «в русских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Часто народные игры сопровождаются неожиданными и забавными моментами из фольклора, заманчивыми и любимыми детьми, рассказыванием стишков, рисунков и колыбельных песен. Они сохраняют свое художественное очарование, эстетическую ценность и представляют собой наиболее ценный и уникальный игровой. Так, например, зачины, которые, по определению русского фольклориста Г.А. Виноградова, являются как бы прелюдией к игре, позволяют быстро организовать игроков, подготовить их к объективному выбору водящего, безусловному и точному выполнению правил.Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что русские народные игры актуальны и интересны в настоящее время. В сочетании с фольклором они составляют основу формирования патриотизма у старших дошкольников. Г.М. Науменко, утверждает, что «организация в дошкольной образовательной организации таких народных праздников как «Рождество», «Калядки», «Масленница», «Пасха» и др. позволяет не только возродить преемственность поколений, но и знакомить их с духовными и художественными ценностями, но и вселять в участников этих событий нравственные устои, духовное возвышенное просвещение и единение». Фольклор – непременный элемент календарных и обрядовых праздников. Благодаря участию ребенка в этой деятельности он становится не только зрителем, но и соучастником происходящего. Распевая песни, припевы, колядки, участвуя в хороводах, игре на народных музыкальных инструментах, дошкольники узнают о нравственном «кодексе», положившем начало формированию патриотизма у дошкольников. Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, формируются народные слова и народные обычаи, нравственные привычки, обогащаются знания о природе.Участие в развлекательных мероприятиях требует определенной подготовки: изготовление костюмов, иллюстраций, кукол для разыгрывания сказок и другой атрибутики. Подготовка к этим мероприятиям объединяет сотрудников дошкольной организации, ведь в этих мероприятиях принимают участие дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников. Развлекательные мероприятия формируют у дошкольников следующие патриотические качества: ответственность, готовность к выполнению своих обязанностей, активность, честность, бескорыстие, товарищество, уважение, доброжелательность к людям. Таким образом, рассматривая проблему формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие педагогические условия: широкое использование всех жанров фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) в разных видах деятельности дошкольников; знакомство с русскими народными играми; активное участие в досуговой деятельности (календарные праздники, концерты, тематические вечера, развлечения).Список использованной литературы:1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева. - М.: Вече, 2003. - 128 с.2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. М.: Просвещение, 2006. - 132 с.3. Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа / Т.В. Иванова - Волгоград, 2008. – 96 с.4. Науменко Г. М. Фольклорный праздник / Г.М. Науменко. - М.: Просвещение, 2000. - 213 с
