Публикации Конспект урока по литературному чтению: Иван Бунин «Листопад». 4-й класс.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по литературному чтению: Иван Бунин «Листопад». 4-й класс.
Автор: Дворянинова Татьяна Анатольевна

Конспект урока по литературному чтению: Иван Бунин «Листопад». 4-й класс.Цели:
  • формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;
  • развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
  • воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.
  • Оборудование: портрет И.А. Бунина. Репродукция картины И. Левитана "Золотая осень", рисунки с изображением осени, слайды к стихотворению "Листопад" И. А. Бунина.Ход урокаПроверка домашнего задания.Чтение стихотворения И.С.Никитина "В синем небе плывут над полями:".- Какие эпитеты выписали из стихотворения?1. Введение в тему урока.- Послушайте отрывок стихотворения и подумайте о чём пойдёт речь на уроке.Художница-осень взмахнула кистью,Жёлтым обрызгала лёгкие листья,Небо пронзила сизо-лиловым,Речку покрыла лаком свинцовым.Из пёстрых узорчатых листьев клёнаКовёр расстелила на фоне зелёном.- Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об осени, мы будем читать стихи, будем рассматривать осенние картины).- Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие? Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы).- Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту? Почему мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе?- Так зачем же нам читать стихи? (чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы).3. Сообщение темы урока.- Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.4. Знакомство с биографией поэта.Послушайте краткое сообщение о авторе. Подумайте, что вы запишите в свою тетрадь. Слайд 1.Сообщение ученицы:Иван Алексеевич Бунин родился в 1870г. в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии. В 1881г. поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через 4 года из-за болезни. В печати впервые выступил в 17 лет. Оставил богатое наследство своего литературного творчества о радости жизни, любви человеческой. В 1933г.Бунину присуждена Нобелевская премия в области литературы, деньги от которой он пожертвовал нуждающимся писателям.5. Работа над стихотворением.а) а улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением автор его писал. Выразительное чтение учителем. - Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?б). Перечитывание про себя. Найдите непонятные слова.в) Лексическая работа. Работа в группах с толковым словарём. Терем - в Древней Руси высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками (с.795).
  • Лиловый - цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый (с.327).
  • Багряный - красный густого, тёмного оттенка (с.33).
  • Лазурь - светло-синий цвет, синева (с.318). Слайд 2.
  • г) Выборочное чтение.Анализ стихотворения.1. - Прочитайте ещё раз стихотворение и насладитесь красотой осеннего леса. Постарайтесь представить, о чём пишет Бунин.- На какие части можно разделить этот отрывок? Докажите свою мысль.2. Анализ первой части отрывка. Слайд 3.- Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса. Каким автор изобразил лес? Прочитайте описание леса. Что напомнил осенний лес Бунину? Что же особенно его удивило? Почему он сравнивает лес с расписным теремом? Что общего между ними?- Кто в природной тишине является одушевлённым? Как называется этот приём в художественной литературе?- Что называется олицетворением? (Олицетворение - перенос значения по сходству признаков с одушевлённого предмета на неодушевлённый).- Какие ещё языковые средства использует автор? (эпитеты). (Повторить в парах).Работа в группах. Учащиеся находят эпитеты. Игра "Кто больше?"Физкультминутка "В лесу". Слайд 4. 3.- Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты? (чтобы ярче представили эту картину).- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет. О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный). Почему лес стоит стеной? А почему пёстрой, весёлой?- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья). Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой). Объясните это выражение.- Что автор пишет о ёлочках? Почему автор использует такое сравнение? На что похожи ёлочки? (на башни терема). Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? (клёны). Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.- Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон). Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема? Что заметили? (автор использует сравнение). Почему появились эти оконца? Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?- Как называет автор окна? (оконца). О каком качестве поэта это говорит? Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки). Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью). А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.- Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение).- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.- Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"- Какое настроение вызывает у автора эта картина?6. Вывод по 1 части. - В каком образе предстала осень?7. Физкультминутка для глаз.8. Анализ 2 части отрывка. Слайд 5-7.- А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса. Какова здесь осень? (грустная) Как вы догадались? (и осень тихою вдовой). О чём грустит осень? Найдите слово, которое повторяется несколько раз. Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится). Случайно ли это?- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?- Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток).- А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток). Подчеркните их.- О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? (автор грустит).- Как он пишет о тишине? Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье). - Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое). Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает).- Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья. Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч). Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"- Что же это такое? Прочитайте. (чтение правила). Слайд 8. (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)- Как же будете читать эти строчки? Почему?- Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю :)- А можно ли судить о настроении автора по этой картине? Какое оно? Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк).- В каком образе выступает осень в этой части?9. Работа с репродукцией картины И.Левитана "Золотая осень", 1895г.- Что изобразил художник? О чём эта картина?- Какие деревья здесь занимают центральное место?- Что изображено на дальнем плане? Когда лес бывает таким?- Как догадались, что день солнечный? Различается цвет неба?- Что вы почувствовали, глядя на репродукцию картины?- Вы правы, дивно изображение у Левитана золотой осени. Радостное восприятие жизни звучит в его картине.- Сравните изображение осени в стихотворении и на картине. Что у них общего?10. Работа над выразительностью. - На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?1. Темп чтения.2.Тон чтения.3. Логические ударения.4. Паузы.Работа в парах. Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы. Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения.11. Итог урока. - Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились? Что вы запомнили о И.БунинеСлайд 9.- Какие языковые средства использовал автор в стихотворении?- Помогли ли вам картина Левитана и стихотворение И.А.Бунина по-новому увидеть природу? Какие же картины осеннего леса нарисовал поэт с помощью слов-красок?- В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению. Что бы вы нарисовали? (Словесное рисование стихотворения учащимися).- Каким настроением проникнуто это стихотворение?Домашнее задание:Выразительное чтение стихотворения, отрывок наизусть. Нарисовать осенний лес (по желанию).
    -