Публикации Использование мультимедийных средств в обучении на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование мультимедийных средств в обучении на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся
Автор: Кулешова Оксана Владимировна

Использование мультимедийных средств в обучении на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихсяКулешова О. В. учитель начальных классовМБОУ СОШ п. ЯгодныйКомсомольсеого муниципального района Хабаровского краяБурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в современном обществе накладывают отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено-компьютер, а в - школьное сознание- компьютерное обучение. Требования Стандарта предусматривают освоение и активное использование учащимися начальной школы инструментов, средств и устройств ИКТ для решения различных учебных задач.Мультимедийные технологии являются на сегодняшний день наиболее востребованным направлением использования информационных технологий в сфере образования. В широком смысле «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и слушателем, и читателем, и зрителем).Мультимедийные технологии применяются учителями при проведении практически всех видов учебных занятий и на различных этапах урока. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, облегчают показ рисунков, фотографий, графиков. Кроме того, используя анимацию и вставки видео фрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов. Но в тоже время использование этих технологий должно быть обязательно целесообразным и оправданным.Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках, которое способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний. Компьютерная технология, конечно, никогда не заменит связь между учениками и учителем. Она только может поддерживать потенциал совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях. Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны нам в течение длительного времени. Я думаю, все учителя в совершенстве овладели созданием таких презентаций. Но надо идти дальше. Использование информационно-коммуникационных технологий стало обязательной частью учебного процесса.Сделать обучение ещё более увлекательным мне помогает такая технология, как геймификация. Геймификация (игрофикация) – это не игра. Это использование игровых правил или применение игровых подходов для достижения образовательных целей. Игра – это инструмент, а геймификация – это процесс, направленный на образовательные целевые действия. Геймификация—Другими словами, скучные задания становятся интересными в игровой форме, а сложное кажется - простым.Цель технологии: привлечение внимания обучаемых, повышение их заинтересованности в решении учебных задач и дальнейшем применении знаний.Основной принцип: корректировка обучения через игру с поэтапным усложнением заданий.Геймификация отвечает нескольким образовательным вызовам: необходимость использования ИКТ-технологий;И в нынешних реалиях и условиях нестабильной эпидемиологической обстановки совмещение онлайн- и оффлайн-обучения; и перераспределение от боевиков и шутеров к познавательным квестам, стратегиям. Для предоставления открытого бесплатного доступа к каталогу интерактивных образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим видео и курсам создана система . В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного профиля, среди которых – «Яндекс», «Учи.ру», «Скайенг», издательство «Просвещение» и другие.Среди многообразия образовательных платформ (РЭШ, МЭШ, Яндекс.Учебник, Учи.Ру, ЯКласс и др.) и цифровых сервисов для реализации методики геймификации образовательного процесса в начальной школе самые доступные, на мой взгляд являются образовательные платформы Яндекс.Учебник и Учи.Ру. Одни из ярких примеров приёма геймификации, в которой отражены основные её механизмы - где дети, если говорить об образовательной платформы «Учи.ру», вместе с его героями Гришей и Соней, решая карточки обустраивают их комнаты по своему вкусу покупают мебель или элементы декора. Здесь ученик выполняет задания последовательно не может пропустить ни одно из них. Где ребенок постепенно открывает отдельные примеры того или иного правила и в конце формулирует вывод. Если ребенок допускает ошибку при выполнении задания, система предлагает ему дополнительное упражнение для закрепления навыка. Это наличие необходимого образовательного результата для перехода на следующий уровень. На Учи.ру продумана система подсказок и наводящих вопросов, которые помогут ребенку правильно выполнить все задания в карточке. Все это подкрепляется рабочими листами, предлагаемые к урокам или выполнению домашнего задания. Для учителя формируется график выполняемости заданий и «проблемных зон» ребенка, что позволяет учителю сформировать персональное задание для более полного усвоения материала. Задания можно выдавать, как индивидуально, так и на весь класс.По такому же принципу устроена система обучающих сервисов Яндекс. Учебник. На платформе предлагают готовые занятия, и, кроме этого, есть возможность учителю собрать занятие из предлагаемых платформой карточек. Дети с удовольствием их выполняю по теме или разделу, ведь там есть интерактив с элементами мультипликации, комиксов, что очень мотивирует учащихся. если говорить о цифровых сервисах, то они тоже представлены в достаточном количестве.Созданы Цифровые сервисы для геймификации обучения1. Padlet2. Mentimeter  3. Flipgrid 4. Kahoot  5. GamiLab6. Learnis 7. LearningAppsБолее подробно я познакомилась с таким цифровым сервисом как LearningApps–бесплатный онлайн-сервис из Германии, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний. Cервис русифицирован, и за редким исключением знание иностранного языка не понадобится.LearningApps — это 20 интерактивных упражнений они названы приложениями, в игровом формате. Например, задания вроде «Скачки» или «Найди пару», "Кто хочет стать миллионером" явно заимствованы из игр. Можно использовать задание типа "Заполни пропуски" для тренировки понимания понятий и пр. "Сортировка картинок"Работать с LearningApps можно двумя способами: самостоятельно сделать приложение, выбрав один из 20 вариантов игровых механик или использовать готовые шаблоны. Я создавала таки задания как «Скачки» по таблице умножения, игра «Парочки» по теме парные согласные, «Классификация» по теме безударная гласная, однокоренные слова, игру «Простой порядок» по литературному чтению, «Заполни таблицу» по теме падежи, «Найди пару» по теме единицы площади.Кроме того, ученикам можно отправить ссылку на упражнение.Есть у LearningApps особенность, из-за которой сервис не получится использовать для масштабных проектов в дистанционном обучении: для просмотра результатов автору упражнения нужно сначала создать класс с учениками, т.е. завести аккаунты новых пользователей и вручную выслать им логины и пароли. Это занимает очень много времени , поэтому я использую это цифровой сервис как способ самопроверки в игровой форме, для закрепления пройденного материала.Для тех, кто ищет бесплатную программу для создания упражнений познавательно-развлекательного характера, LearningApps - находка. Попробовала в работе цифровой сервис GamiLab — это онлайн-платформа, где можно легко найти готовые или создать, увлекательные дидактические и развивающие игры.Несмотря на некоторые неудобства в интерфейсе и отсутствие русскоязычной версии, работать в приложении достаточно легко.GamiLab использует имеющиеся аналоги настольных игр, создавая различные игровые ситуации. КОРОЛЬ ГОР Это наиболее простой прототип игры, где ученики отвечают на вопросы, где фиксируется не только правильность ответов, но и скорость выполнения заданий и достижения вершины. Это идеальный вариант для быстрого создания игры, где вы можете добавить вопросы из имеющегося банка вопросов или создать свои собственные задания. В игре есть определённое размещение и количество узлов. Всё, что вам нужно сделать, это добавить свои вопросы. После этого вы можете легко поделиться игрой со своими учениками. ИССЛЕДОВАТЕЛЬДанный прототип идеально подходит для создания обучающих игр.ВЕЛОГОНКАРежим, который объединяет все элементы игры и обучения в одном месте. Вы получаете заданное количество узлов, и все, что нужно сделать, это добавить свои вопросы. Поделитесь игрой со своими учениками, и они отправятся на велогонку. Режим велосипедной гонки требует от игрока не только управлять велосипедистом и ориентироваться на местности, но и правильно отвечать на вопросы. Еще один из цифровых сервисов это . PadletPadlet — онлайн-доска для совместной работы с учащимися, которую разными способами можно задействовать в учебной работе. Для чего применять?
  • Для повторения изученного на прошлом уроке.
  • Для конспектирования.
  • Для обучения задавать вопросы.
  • Для рефлексии на уроке.
  • Для планирования урока и ДЗ
  • Для хранения документов и материалов по курсу.
  • Сбор информации по конкретному проекту.
  • Для получения обратной связи и уточнения информации.
  • Загрузка материала
  • В зависимости от цели можно по-разному структурировать загружаемый контент, в виде стены, непрерывного потока, сетки, полки (деление на три столбца), блога. Можно также воспользоваться готовыми шаблонами для оформления.
  • Каждый отдельный ресурс, размещенный на виртуальной стене, называется постом.
  • «Название поста» – заголовок. Ниже располагается поле для основного контента (текста), который также может быть отредактирован.
  • Настройка доступа
  • Доступ к созданной стене может быть организован несколькими способами:• приватный – позволяет работать с материалами только автору виртуальной стены и тем, кого пригласили по e-mail; • защищенный – доступ к контенту открыт тем, кто знает пароль для входа;• скрытая ссылка – любой пользователь, имеющий ссылку для входа, может работать с материалами; или QR коду• доступ абсолютно всем – любой человек может получить доступ к контенту. Данные будут доступны поисковым сервисам и могут быть выведены в результатах поиска.Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям. Использование ИКТ  на различных уроках в начальной школе позволяет развивать у  учащихся умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией  с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.
    -