Публикации "Музейная педагогика в образовательном процессе как одно из основных средств духовно-нравственного воспитания младших школьников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Музейная педагогика в образовательном процессе как одно из основных средств духовно-нравственного воспитания младших школьников"
Автор: Смирнова Наталья Николаевна

Музейная педагогика в образовательном процессе как одно из основных средств духовно-нравственного воспитания младших школьниковСмирнова Н.Н., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №105» горонежаВремя, в котором мы живем, очень непростое. Всё труднее взрослые люди откликаются на чужие просьбы о милосердии и помощи. Но смело внедряются в жизнь целеустремленность, похожая на карьеризм, жажда улучшения материальных условий сродни алчности, трудолюбие граничит с бездушной наживой. Иногда случаются такие моменты, когда всё труднее становится учить милосердию, добру, состраданию, находить в повседневной жизни образец для подражания, проводить духовно-нравственные беседы, трогающие за душу. Приходят в школу дети с другим миропониманием, мироощущением. Другим, которое им навязывает социум: новости в стране/городе, товарищи по улице, а точнее по безделью, а у кого-то и родители. А ведь за наш многолетний стаж педагогической работы не было ни одного ребенка, похожего на другого, каждый неповторим! У каждого свои индивидуальные  способности, темперамент, характер,  мотивация, жизненный опыт и т.д. Они развиваются, изменяются вместе со временем,  поддаются коррекции. А вот положительные это будут изменения или отрицательные зависит от «наставника», который рядом идёт по жизни, это родители и учителя.У всех народов мира подход к воспитанию подрастающего поколения разный, т. к. различен опыт и традиции. Но есть и общие черты, присущие понятию воспитания. Определение воспитания в большой советской энциклопедии звучит так - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Одной из главных целей педагогического воспитания, результатом и итогом воспитания является переход ребенка к самостоятельному выбору, каким же нравственным ориентирам ему следовать и следовать ли. Ведь нравственность это в первую очередь ориентир развития и созревания для самовоспитания. Содержание духовно-нравственного становления и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из важных направлений образования - это отражено в концепции и ФГОС. Одна из основных проблем современной школы – падение интереса учащихся к обучению, угасание интереса к русскому языку, снижение читательской активности, и, следовательно, снижение грамотности, неумение  правильно, логично высказать свою мысль.Эффективным средством духовно-нравственного  воспитания  младших  школьников  является как раз музейная педагогика. Как научная дисциплина она рассматривает музей не только с точки зрения места, где хранятся произведения искусства, а как образовательную систему, способную влиять на воспитание и развитие человека. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Музейная область является центральным звеном музейной педагогики, дисциплины, сформировавшейся на стыке психологии, педагогики и музееведенияМоей задачей, как педагога является: создание культурно-образовательной, эмоциональной среды вокруг ребенка, которая способствовала бы решению задач, стоящих перед учителем начальных классов. Прежде всего, развитие речи учащихся, повышение общей культуры. Этого можно достичь только тогда, когда ребенок стал участником процесса познания.Изучая произведения художественной литературы на уроках литературного чтения, читая и разбирая различные тексты на уроках окружающего мира, можно  «оживить» прошлое, совершить увлекательные путешествия, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию патриотических, эстетических и этических качеств личности с помощью  музейной педагогики. «Музейная педагогика»  - это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями. Её задачами являются: научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т оценивать их сточки зрения развития культуры. Формировать понимание взаимодействия исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым.Возможности музейной педагогики помогают формированию  ценностного отношения к объектам и субъектам культуры, способствуют духовному развитию личности.Обращение к музейной педагогике помогает формировать потребность во взаимодействии с памятниками культуры,  понимание исторических эпох; развивать способность к эстетическому созерцанию, умение видеть прекрасное; развивать способность к сопереживанию; формировать уважение к другим культурам, их понимание. Помогает развитию гражданского и патриотического самосознания. У учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее или с использованием музейного экспоната. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. В этом суть музейной педагогики. При использовании музейной педагогики в учебно-образовательном процессе, применяют такие типы уроков/занятий:
  • Очная тематическая экскурсия в музей,
  • Заочная тематическая экскурсия в музей/музеи,
  • Внеурочная деятельность по музейной или литературной профориентации,
  • Использование музейных экспонатов (старинных предметов) на уроке,
  • Использование видеоряда музейных экспонатов (старинных предметов) на уроке,
  • Проведение урока в музее (ИЗО, краеведение, литературное чтение, окружающий мир, история…),
  • «Встреча с интересными людьми» (ветераны, дети войны, …)
  • Внеклассные мероприятия по тематике музея, организованные как в музее, так и вне его стен, например, в актовом зале (уроки мужества, школьная линейка памяти, поисково-исследовательские тематические конференции, литературные вечера…)
  • При использовании музейной педагогики в учебно-образовательном процессе, в соответствии с возрастом посетителей применяют такие педагогические технологии: игровые, соревнования турниры, конкурсы, викториныКТД, проблемного обучения, экскурсия, консультации, научные чтения, библиотечный или литературный кружок, урок описание экспоната музея, анализ первоисточников, защита проекта, презентация исследовательской работы, нестандартные технологии урока/занятия (урок-экскурсия, турниры, урок-презентация, интегрированный урок, урок-исследование, урок-изображение, урок-репортаж, урок мужества, лекция, литературные вечера, встречи с интересными людьми, интегрированные уроки с использованием музейных материалов или видеоряда музеев/музейных экспонатов. ….), На уроках и занятиях «застывшие» экспонаты словно оживают, оказывая воздействие на восприятие, память, мышление, вызывая различные эмоции, становятся ближе, понятнее. Все эти мероприятия способствуют более глубокому знакомству с историей и культурой нашей родины, а также развивают познавательную активность, творческие способности, духовные потребности и интересы».Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса.Где же конкретно можно использовать элементы музейной педагогики:
  • Внеурочные занятия по музееведению, краеведению, истории, литературе,
  • На уроке русского языка: изучение синонимов и устаревших слов,
  • На уроке ИЗО: отрисовка с натуры музейного экспоната или натюрморта (в музее или в классе). После экскурсии в зал «Изба» в классе рисовали растительный орнамент в русской народной одежде. Экспонат «прялка» рисовали прямо в школьном музее, расположившись на ковровых дорожках.
  • На уроке окружающего мира познакомились с утварью избы и понятием «красный угол», с историей села Евстратовка, горонеж.
  • На уроке литературного чтения познакомились с музеями изучаемых воронежских поэтов, с памятниками поэтам и писателям,
  • Зал «Изба» использовали кружком «Театр «Буратино» для конкурсной видеозаписи инсценировки стихотворения «Вот какой рассеянный».
  • Зал Боевой и трудовой славы использовали при подготовке к общешкольной конференции о героях ВО войны, к общешкольной линейке памяти С.Я.Макевнина, чьё имя носит школа с 50-х годов.
  • При участии в благотворительной акции «Белый цветок» узнали историю её происхождения.
  • Для знакомства с другими необычными музеями, недоступными для посещения (видеоформат),
  • Знакомство с деятельностью и профессиями музейных сотрудников
  • Хранение исследовательских краеведческих работ учащихся
  • Школьники 7-11 лет  уже имеют определенные представления о времени, но не совсем понимают абстрактные понятия, поэтому важно предварительно подготовить детей к посещению музея, помочь установить связь между увиденным в экспозиции и своим прошлым опытом, важно соблюдать принцип от общего к частному, от игрового к научному. После вводного этапа следует переходить к более подробному рассмотрению экспонатов. В 1 классе помимо назначения этих предметов, можно рассказать об интересных и занимательных фактах из их истории. Экскурсию можно закончить викториной загадок по экспонатам или игрой «Покажи экспонат». Во 2 классе дети уже активно участвуют в театрализованных представлениях, в ходе словарной работы по теме: «Завтрак, обед, ужин», используя предметы старинной утвари. На музейных уроках третьеклассники и четвероклассники разыгрывают бытовые ситуации: за пасхальным обедом в крестьянской семье, на ярмарке, встреча масленичной недели, встреча гостей. Такие представления помогают ученикам лучше понять, пережить определенные изучаемые события, лучше усвоить духовно-нравственные ценности. Такие жизненные музейные ориентиры способствуют формированию языковой и духовной культуры школьников, умению мыслить, грамотно и хорошо говорить. Такие уроки способствуют становлению учащихся на путь усвоения общечеловеческих ценностей добра, красоты, а так же национальных ценностей, уважения к труду своих предков и современников.    За кажущейся легкостью, непринужденностью происходящего на музейном уроке скрывается серьезная работа преподавателя. Творческая работа учителя – умелое использование форм, видов учебной деятельности в их оптимальном сочетании – имеет  решающее значение в повышении результативности учебно-воспитательного процесса не только в музейной педагогике. Для достижения высоких результатов духовно-нравственного воспитания, такие уроки следует проводить систематически и целенаправленно. Дети младшего школьного возраста более восприимчивы, доверчивы и любознательны ко всему происходящему.
    -