Публикации
«Формирование образа защитника Отечества в интегрированном учебно-образовательном пространстве младших школьников»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование образа защитника Отечества в интегрированном учебно-образовательном пространстве младших школьников»
Автор: Смирнова Наталья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование образа защитника Отечества в интегрированном учебно-образовательном пространстве младших школьников»
Автор: Смирнова Наталья Николаевна
«Формирование образа защитника Отечества в интегрированном учебно-образовательном пространстве младших школьников» Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №105» г.Воронежа Смирнова Н.Н.Понятие «Защитник Отечества» имеет очень широкий смысл, и возрастных границ у него не существует. Ведь и солдат, умеющий держать оружие и поставленный защищать границы своей страны, и ребенок, в мирное время защитивший слабого от хулигана, собаку от живодера, дерево от поджигателя, оказавший помощь другому человеку или любому живому существу – защитник Отечества. Потому что под Отечеством принято понимать и природу, и человека, и существующие порядки, и традиции, и культурное наследие, которое оставили ему родители, и многое-многое другое. Наследие наших предков – это то, чем мы гордимся, то, что позволяет человеку оставаться Человеком.Все это - Отечество. Одно из лучших толкований этого термина принадлежит известному русскому писателю М.Е.Салтыкову-Щедрину: ”Отечество – тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но коего прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной”.Остаётся только задача: так выстроить общение с ребёнком на доступном уровне, чтоб он это понял и попытался принять. От кого? От того, кому он доверяет: родителям и учителю!”Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов” (Шарль Луи де Монтескьё).Со школьниками тему патриотизма следует обсуждать в непринужденной обстановке, лучше на примере их же сверстников. Более старших можно погружать в эту тему при помощи музыкально-литературных композиций.На уроках литературного чтения, при знакомстве с литературными произведениями и их героями, главным становится не только поступок героя, а причины, побудившие его совершить, характер главного героя. Недавно с 4-роклассниками знакомились с повестью Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы». Мальчик на мой вопрос: «А ты бы решился лезть в старый, скользкий, вонючий колодец без взрослых спасать собаку?» На что он ответил: «За своей бы полез». В 4-м классе в первых числах мая обязательно провожу обобщающий урок внеклассного чтения по более узкой теме «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет» (о защитниках Руси от богатырей – до наших дней). В начале урока на доске выстроена «Лестница времени» с названиями значимых военных событий каждой исторической эпохи. К каждой «ступеньке» ленты есть как минимум один докладчик с портретом героя, который прикрепляется над ступенькой после рассказа. Туда же добавляем портреты и имена других героев той эпохи, о которых вспомнят дети. Каждый год 8 февраля обязательно провожу Уроки мужества «Маленькие герои большой войны». В 3-4 классе уже дети помогают преподнести эти суровые истории классу или параллели классов. В конце такого урока обязательно задаю вопрос: «А вы бы смогли выдержать такие пытки и не предать?» Некоторые честно сомневаются в себе, некоторые задают встречный вопрос: «А неужели все выдерживали?»… Не все, и не все взрослые… Обязательно провожу Уроки мужества в Дни воинской славы в России, «Горячее сердце», где младшие школьники видят подвиги реальных людей, таких же девчонок и мальчишек как они сами.На уроках окружающего мира в 4 классе, где 3 и 4 четверть отводится для знакомства с жизнью, трудом и важной миссией людей в разные исторические периоды, с судьбой великих исторических личностей от богатыря Ильи Муромца, князя Александра Невского до А.Суворова, М.Кутузова, героев Сталинградской битвы, простых жителей и учёных блокадного Ленинграда до героев СВО, отцов сегодняшних школьников. Материал зачастую представлен скудно в старых учебниках, но всегда можно добавить визуализацию образов или числовую информацию, что побудит у детей проявить больший интерес. В такие темы добавляю и краеведческий материал (о блокаде Воронежа на 212 дней, о мальчике-партизане, ставшем космонавтом-ученым Константине Феоктистове, об улицах, носящих фамилии героев…). Очень много важных тем о защитниках Родины, людях, прославляющих Отчизну и родной край включено во внеурочную деятельность «Разговоры о важном». Детям очень интересны живые видео-интервью с героями «разговоров». Обсуждение важных моментов у нас продолжается и на перемене. С 4м классом мы ввели в этом году традицию: на «Разговорах о важном» мы поздравляем наших спортсменом, танцоров, художников, завоевавших победу в профессиональном конкурсе. Ведь эти дети тоже сделали важный выбор в своей жизни и развиваются в нём параллельно с обучением в школе. Детям это нравится. Они в понедельник приносят свои медали, кубки и грамоты. А я стараюсь лаконично вплести этот момент в канву занятия. Переходить к творческим проектам патриотического направления лучше, когда дети уже познакомились с литературными и реальными героями-защитниками, проанализировали их характеры и поступки. На 23 февраля малыши с удовольствием приносят армейские фото пап для оформления классной фото-газеты «Мой папа – солдат!», мастерят своими руками открытки папам и дедушкам, классами участвуют в общешкольном смотре-конкурсе Строя и песни, где в жюри всегда сидят офицеры СА, находящиеся на заслуженном отдыхе, выпускники школы, служившие в рядах РА, проходящие сейчас службу в СВО. Всех членов жюри просим прийти в военной форме. С удовольствием малыши участвуют в конкурсах рисунков, посвященных нашим защитникам. В этом году мои второклассники успешно приняли участие в городском конкурсе видеороликов «Мой родной край» об улицах Воронежа, носящих имя героя. В 3-4 классах с большим рвением дети участвуют в поисково-исследовательской работе, помогают родителям искать материал и фото прадедов, участвовавших в Великой Отечественной войне не только в домашних альбомах, но и звонят с родителями дальним родственникам, работают с поисковыми сайтами для возможности выступить на школьной конференции «Наши прадеды – славные победы» или «Детство, опалённое войной» (о детях войны), или выслать свою работу на всероссийский конкурс «Узнавай-ка. Дети». Приглашённые прабабушки слушали выступления правнуков и соседских мальчишек и девчонок о своём военном детстве со слезами на глазах. Благодатный материал о защитниках родного города или села находится в школьном музее, и дети с удовольствием любят там бывать (но начинать такие экскурсии нужно с 1-го класса). Не только из-за военных экспонатов, а ещё из-за фотографий пожилых ветеранов с родной фамилией и своими заслугами перед Родиной, родной деревней/городом. Помочь сблизить родителей и детей, поднять авторитет старших в детских глазах помогают совместные семейные конкурсы «Папа и я – спортивная семья», «Папа, мама и я – спортивная семья» или выступления пап, проходивших службу в рядах СА/РА, перед ребятами. В этом году мои четвероклассники приняли успешное участие в школьном этапе всероссийской военно-патриотической игры «Зарница 2.0». Одна из черт характера защитника – это доброта и милосердие. Свою заботу о родном крае, сопереживание ближнему дети показывают в социальных акциях «Обелиск», «Бюро добрых дел», «Своих не бросаем», благотворительных акциях «Белый цветок», «Рождественское чудо – детям», «Пасхальная радость», «Добротворить» (помощь собачьему приюту). Показывают делом, а не только словами сопереживания. Тема подвига в образовательном процессе начальной школы за учебный год поднимается ни один раз, поэтому понятна школьникам с нравственной точки зрения. На занятиях по внеурочной деятельности «Основы православной культуры» или «Светёлка» и уроке «Основы православной культуры» в 4 классе дети знакомятся с темой «Подвиг», которую я дополняла подтемой «Подвиги бывают разные», где дети узнают о разных видах подвигов, отличие подвига от помощи. На этих же занятиях дети знакомятся с понятием «подвиг ради веры». После предшествующей работы детям легче осознать значимость такого подвига, понять поступок солдата Евгения Родионова, будучи в плену, отказавшийся снять нательный крестик, и поплатившийся за это своей жизнью. Эту тему закрепляем и когда говорим о мучениках Воронежской области, священнослужителях, репрессированных в ХХ веке. В истории России прошедший ХХ век был ознаменован жестокими гонениями советской власти на Православную Церковь. Подвиг новомучеников и исповедников Российских является ярчайшим примером верности Христу и Его Церкви. Несмотря на это их пример по-прежнему требует полноценного осмысления. Подвиг «во имя веры» лучше преподносить детям небольшими порциями, углубляя по возможности учебный материал, или организовывая тематические занятия по внеурочной деятельности. Стараюсь на этих занятиях выделить постоянный этап урока «Встреча с интересным человеком» в виде коротких «ТВ-новостей», где желающие знакомят класс с судьбой священнослужителя, причисленного к лику святых, имя которого у детей на слуху. Среди них чудотворец Серафим Саровский, чьей иконой освящён родник в с.Евстратовка. Среди них иеромонах Русской православной церкви, покровитель Москвы и Руси, Сергий Радонежский, во имя которого в Воронеже установлен Храм. Князь Александр Невский в честь которого в Россоши была построена церковь, а после войны и годов гонений на РПЦ осталась только колокольня. И сейчас она действующая. Весной 2017г Острогожско-Россошанская епархия обратилась к активным учителям ОПК Россошанского района в организации поисково-исследовательской работы по теме «Мученики и исповедники Русской Православной Церкви на Воронежской земле». Собранный материал оформили в коллективный медиа-проект: озвученную презентацию, которой все учителя ОПК Россошанского района продолжают пользоваться в образовательных целях.Несправедливо были забыты обществом еще одни защитники нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Те, кто после объявления Левитана 22 июня 1941г сняли рясы, взяли в руки оружие и ушли на фронт. Своему классу я не давала готовый материал, а только фамилию, имя, отчество и сан человека. Тему «Защитники Отечества» по предмету ОПК мы провели через две недели после урока внеклассного чтения «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет» (о защитниках Руси от богатырей – до наших дней) и после урока ОПК «Мученики и исповедники Русской Православной Церкви на Воронежской земле» в виде урока- конференции, где маленькие исследователи рассказывали, как батюшки РПЦ в начале войны снимали рясу и шли на фронт обычными солдатами, врачами, офицерами. А некоторые, наоборот, вернувшись живыми с войны, решили остальную свою жизнь посвятить Богу.Такую урочную и внеурочную деятельность детей в области духовно-нравственной культуры и патриотического воспитания для формирования интегрированного учебно-воспитательного пространства, дающего представление об образе защитника Отечества, на основе совместной реализации комплекса инновационных учебно-воспитательных программ можно организовывать отдельными мероприятиями, а можно продумать общешкольный проект "Образ защитника Отечества". Источники информации: - Осмысление значимости подвига новомучеников Российских для наших дней Архивная служба Воронежской области - , Бизнес, наука, общество – статья «» Сайт Воронежской и Борисоглебской Епархии – статья «Репресии 30-х годов»- , Е. Шацкий «Репрессии против духовенства в 1918 году по документам» - - , - список русских князей, канонизированных русской церковью – «Евстратовка и царская семья», Л.Плотникова, - Ольга. Удивительная судьба сестры Николая Второго. История ее любви. , - сайт Евстратовской школы Россошанского района, школьного краеведческого музея «Родник» - сайт школьного музея «Голос с передовой» МБОУ СОШ №105 г.Воронежа Модель организации внеурочной деятельности детей в области духовно-нравственной культуры на примере проекта "Образ защитника Отечества" -
