Публикации
Конспект урока по биологии для 9 класса на тему "Антропогенез"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по биологии для 9 класса на тему "Антропогенез"
Автор: Шаболдина Екатерина Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по биологии для 9 класса на тему "Антропогенез"
Автор: Шаболдина Екатерина Васильевна
Методическая разработка урока по биологиидля учащихся 9 классов.Тема: АнтропогенезЕкатерина Васильевна Шаболдина, учитель биологииМОУ СШ № 102 Дзержинского района ВолгоградаУрок по биологии в 9 классе на тему: «Антропогенез»Цели урока:Изучить процесс происхождения человека — антропогенез. Рассмотреть основные стадии эволюции человека. Сформулировать связь между биологическими и социальными факторами развития человечества. Развивать критическое мышление через обсуждение ключевых вопросов темы. Задачи урока:Познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза. Обсудить факторы, влияющие на эволюционное развитие человека. Формирование представления о роли трудовой деятельности в развитии человека. Способствовать развитию умения систематизировать знания через работу с таблицами. Проверка знаний учащихся через выполнение тестовых заданий. План урока:Организационный момент (2 минуты) Приветствие, проверка готовности учеников к занятию. Актуализация знаний (7 минут) Вопросы для повторения: Что такое биологическая эволюция? Какие виды естественного отбора вы знаете? (Стабилизирующий, движущий, дизруптивный). Как влияет среда обитания на эволюционные процессы? Изложение нового материала (20 минут) Антропогенез — это процесс эволюции, приведший к появлению современного человека (Homo sapiens). Этот процесс охватывает миллионы лет и делится на несколько ключевых этапов. Вот основные стадии антропогенеза:1. Австралопитеки (около 4—2 млн лет назад)Это ранние гоминиды, жившие в Африке. Они стали первыми представителями, которые начали ходить на двух ногах (бипедализм). Основными видами были Australopithecus afarensis и Australopithecus africanus. Австралопитеки имели небольшой мозг (примерно 400—500 см³), однако уже использовали простейшие орудия труда, такие как палки и камни.2. Ранние представители рода Homo (около 2,5—1,5 млн лет назад)К этому периоду относятся первые представители рода Homo, такие как Homo habilis («умелый человек») и Homo erectus («прямоходящий человек»). Homo habilis считается первым видом, который активно использовал каменные орудия труда. Homo erectus распространился за пределы Африки и заселил Евразию. Эти гоминиды обладали значительно большим объемом мозга (до 1000 см³) и освоили огонь.3. Неандертальцы (около 250—30 тысяч лет назад)Homo neanderthalensis обитали преимущественно в Европе и Западной Азии. Они достигли высокого уровня развития: умели изготавливать сложные орудия труда, пользовались огнем, хоронили своих умерших, возможно, владели зачаточной речью. Их мозг был почти таким же большим, как у современных людей (1200—1600 см³).4. Homo sapiens (современный человек, начиная примерно с 300 тысяч лет назад)Первый представитель нашего вида появился в Африке. Современные люди обладают наиболее высоким уровнем интеллектуального развития среди всех приматов. Около 70—60 тысяч лет назад началось расселение Homo sapiens по всему миру, вытеснив другие виды древних людей.5. Кроманьонцы (начиная с 40 тысяч лет назад)Так называют ранних представителей Homo sapiens, населявших Европу. Именно кроманьонцы оставили после себя свидетельства высокоразвитой культуры: пещерную живопись, статуэтки, украшения и музыкальные инструменты. Эта стадия характеризуется значительным культурным развитием, появлением искусства и сложных общественных структур.Стадии антропогенеза:Основные факторы антропогенеза:Прямоходящая локомоция (способность передвигаться на двух ногах); Развитие головного мозга, связанное с использованием орудий труда и социального взаимодействия; Трудовая деятельность, которая привела к совершенствованию технологий и социальным изменениям; Социальная организация, развитие речи и культурных традиций. Таким образом, антропогенез представляет собой сложный и многоэтапный процесс, начавшийся с австралопитеков и завершившийся формированием современного человека.Роль труда: Важнейшим фактором эволюции человека стала трудовая деятельность. Она способствовала развитию мозга, социальных связей и созданию орудий труда.Закрепление материала (10 минут) Работа с интерактивной доской или раздаточным материалом. Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу стадий антропогенеза, сопоставляя факты и теории. Рефлексия (5 минут) 1. Когда появились первые представители рода Homo?a) Около 4 миллионов лет назадb) Около 2,5 миллиона лет назадc) Около 6 миллионов лет назадd) Около 12 миллионов лет назад 2. Кто считается первым прямоходящим предком человека?a) Homo habilisb) Australopithecus afarensisc) Homo erectusd) Neanderthals3. Какой вид древних людей впервые освоил использование огня? a) Homo habilisb) Homo erectusc) Neanderthalsd) Australopithecus afarensis4. В каком периоде появились первые современные люди (Homo sapiens)?a) Около 300 тысяч лет назадb) Около 1 миллион лет назадc) Около 600 тысяч лет назадd) Около 4 миллиона лет назад5. Что являлось одним из главных факторов антропогенеза?a) Изменение климатаb) Естественный отборc) Роль Луныd) Космическое излучениеПравильные ответы: b, b, b, a, bПодведение итогов (1 минута) Учитель подводит итоги занятия, благодарит за активное участие и задает домашнее задание: изучить дополнительную литературу по теме. Домашнее задание:Прочитать параграф учебника, посвященный антропогенезу. Подготовить доклад на одну из тем: «Эволюционная теория Дарвина», «Роль культуры в развитии человека».
