Публикации "Формы педагогической деятельности с семьей"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формы педагогической деятельности с семьей"
Автор: Овсянкина Екатерина Юрьевна

ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЁЙ.МКУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алые паруса», город НовокузнецкАннотация. В данной статье рассматриваются формы работы педагогического коллектива отделения дневного пребывания МКУ СРЦН «Алые паруса», которые способствуют коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата, социальной реабилитации несовершеннолетних, из семей, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.Никого не может оставить равнодушным воспитание несовершеннолетних в семьях, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации: утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. В такой семье родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих несовершеннолетних детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение. На это повлияли некоторые факторы, в частности низкий уровень жизни, безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что несовершеннолетние уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.Сегодня, несмотря на серьёзные социальные и экономические изменения в жизни российского общества, семья продолжает оставаться главным институтом воспитания детей. Важность семьи как института воспитания несовершеннолетних обусловлена тем, что в ней закладываются основы личности ребенка, формируются отношения, которые существенно влияют на его дальнейшую самостоятельную жизнь. При этом семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Современная российская семья нуждается в возвращении авторитета, в укреплении семейных ценностей. Необходимо уделять постоянное внимание семейным традициям, как на уроках, так и во внеурочной деятельности в школе, в социально-реабилитационном центре, чтобы помочь сохранить нравственные принципы, которыми мы сейчас руководствуемся в жизни.Педагогический коллектив Центра, подчеркивая ценность семьи как уникального института воспитания, считает необходимостью развитие ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. Мы уверены, что положительные результаты в воспитании и реабилитации несовершеннолетних будут достигнуты при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов семей воспитанников.Специалисты социально-реабилитационного центра проводят целенаправленную, планомерную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:- установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;- объединение усилий для развития и воспитания детей;- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;- активизация и обогащение воспитательных умений родителей.Поиск новых форм работы с родителями всегда актуален. Нами используются:
  • Ежемесячные дистанционные консультирования в виде вестника для родителей.
  • Концертные программы к праздникам способствуют накоплению увлекательных и интересных событий в жизни ребенка, о которых он спешит рассказать близким ему взрослым людям, приобретая, таким образом содержательный повод для общения со взрослыми, которого ему так не хватало ранее.
  • Особый интерес вызвала организация семейных праздников, как форма активизирующая творчество несовершеннолетних и родителей.
  • Семейный праздник в социально-реабилитационном центре – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события (День Матери, День Отца, Всероссийский День семьи, Новый год, 8 марта).Праздники ко Дню Матери, 8 марта проводятся для воспитания любви и уважения к маме, бабушке, сестре. Которые всегда заканчиваются чаепитием и вызывают много положительных эмоций у детей, родителей и педагогов.Совместные праздники, развлечения, физкультурные досуги ко Дню Отца, ко Дню семьи позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников Центра, но и их родителей.В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в Центре – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и социально-реабилитационным центром. В подобных праздниках дети и родители лучше познают друг друга, сближаются, проявляются взаимные симпатии и уважение.Можно отметить, что с каждым годом активность родителей в подобных праздниках, мероприятиях и соревнованиях возрастает.
  • Консультации для родителей с целью нахождения возможности сохранения семьи для ребенка, внесение корректив в семейную жизнь несовершеннолетнего.
  • Консультации в неблагополучных семьях проводить трудно. Некоторые родители настораживаются, хитрят, избегают встреч. Но мы стараемся убедить их в том, что мы искренне, хотим помочь им воспитать хороших детей. Стараемся внушить родителям, что ребенок учится тому, что видит у себя дома. Многие папы и мамы реагируют на наши беседы, делая для себя необходимые выводы. Если родители видят интерес к своему ребенку, то они охотно рассказывают о нем. Они ценят, когда прислушиваешься к их мнению, это лучший способ завоевать доверие родителей к воспитателю и реабилитации несовершеннолетних.
  • Участие в выставках  с целью создания взаимодействий детей и родителей в совместной деятельности.
  • Творческие задания раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Выставки работ детей, изготовленных вместе с родителями, участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащают семейный досуг, но и объединяют несовершеннолетних и взрослых в общих делах. Это важный и значимый момент для воспитания, в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем.
  • Почтовый ящик «Родительская почта» способствует активному вовлечению родителей в воспитательно-реабилитационный процесс (родители оставляют пожелания о получении информации того или иного содержания, делают заявку на консультацию к специалисту отделения).
  • «Встречи родителей с инспектором ГИБДД» проводятся с целью предупреждения фактов детского дорожно-транспортного травматизма. Сотрудники Госавтоинспекции принимают активное участие в проведении мероприятий с родителями по вопросам организации безопасного поведения на улице. Каждый родитель должен выделить время и провести дома со своими детьми разъяснительные беседы по правилам безопасного поведения на дороге, регулярно напоминать своему ребенку о необходимости их соблюдения и ни в коем случае не подавать плохих примеров самому, ведь дети обычно копируют поведение взрослых. Тем самым формируются уважительные и доверительные отношения к родителям со стороны несовершеннолетних.
  • «Совместные походы и экскурсии». Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается аккуратность, внимание к близким. Это начало патриотического воспитания, так как любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов ребята возвращаются обогащенные новыми впечатлениями.
  • «Уголок для родителей». Невозможно представить отделение без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и несовершеннолетних информация: режим дня отделения, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.
  • «Дни открытых дверей». Дни открытых дверей дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с несовершеннолетними, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Центр стремится не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.
  • Проект «Родители о профессиях».   Цель проекта: познакомить несовершеннолетних с миром профессий, а также с профессиями родителей, сформировать уважительное отношение к труду родителей. После таких встреч ребенка переполняют чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
  • Рассмотренные формы педагогической деятельности с семьей в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних способствуют коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата, социальной адаптации и социальной реабилитации несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию.Формы работы могут быть разными, но главное – помнить, что необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям. Недопустимо  сравнивать ребёнка с другими детьми, ведь  каждый  ребёнок – уникален. В работе  с родителями надо учитывать их пожелания и предложения, ценить их участие в жизни отделения. Рассматривать воспитание и развитие несовершеннолетних не как свод общих приёмов, а как искусство диалога с конкретным ребёнком и его родителями, с уважением относиться к тому, что создаётся самим ребёнком, восхищаться вместе с родителями его инициативностью, самостоятельностью, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывая точку зрения родителей.Таким образом, работа с родителями – это трудная, но интересная и благодарная работа.Источники информацииСовременные формы работы с родителями [Электронный ресурс]//
    -