Публикации
"Формы педагогической деятельности с семьей"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формы педагогической деятельности с семьей"
Автор: Овсянкина Екатерина Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формы педагогической деятельности с семьей"
Автор: Овсянкина Екатерина Юрьевна
ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЁЙ.МКУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алые паруса», город НовокузнецкАннотация. В данной статье рассматриваются формы работы педагогического коллектива отделения дневного пребывания МКУ СРЦН «Алые паруса», которые способствуют коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата, социальной реабилитации несовершеннолетних, из семей, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.Никого не может оставить равнодушным воспитание несовершеннолетних в семьях, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации: утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. В такой семье родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих несовершеннолетних детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение. На это повлияли некоторые факторы, в частности низкий уровень жизни, безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что несовершеннолетние уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.Сегодня, несмотря на серьёзные социальные и экономические изменения в жизни российского общества, семья продолжает оставаться главным институтом воспитания детей. Важность семьи как института воспитания несовершеннолетних обусловлена тем, что в ней закладываются основы личности ребенка, формируются отношения, которые существенно влияют на его дальнейшую самостоятельную жизнь. При этом семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Современная российская семья нуждается в возвращении авторитета, в укреплении семейных ценностей. Необходимо уделять постоянное внимание семейным традициям, как на уроках, так и во внеурочной деятельности в школе, в социально-реабилитационном центре, чтобы помочь сохранить нравственные принципы, которыми мы сейчас руководствуемся в жизни.Педагогический коллектив Центра, подчеркивая ценность семьи как уникального института воспитания, считает необходимостью развитие ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. Мы уверены, что положительные результаты в воспитании и реабилитации несовершеннолетних будут достигнуты при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов семей воспитанников.Специалисты социально-реабилитационного центра проводят целенаправленную, планомерную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:- установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;- объединение усилий для развития и воспитания детей;- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;- активизация и обогащение воспитательных умений родителей.Поиск новых форм работы с родителями всегда актуален. Нами используются: Ежемесячные дистанционные консультирования в виде вестника для родителей. Концертные программы к праздникам способствуют накоплению увлекательных и интересных событий в жизни ребенка, о которых он спешит рассказать близким ему взрослым людям, приобретая, таким образом содержательный повод для общения со взрослыми, которого ему так не хватало ранее. Особый интерес вызвала организация семейных праздников, как форма активизирующая творчество несовершеннолетних и родителей. Семейный праздник в социально-реабилитационном центре – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события (День Матери, День Отца, Всероссийский День семьи, Новый год, 8 марта).Праздники ко Дню Матери, 8 марта проводятся для воспитания любви и уважения к маме, бабушке, сестре. Которые всегда заканчиваются чаепитием и вызывают много положительных эмоций у детей, родителей и педагогов.Совместные праздники, развлечения, физкультурные досуги ко Дню Отца, ко Дню семьи позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников Центра, но и их родителей.В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в Центре – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и социально-реабилитационным центром. В подобных праздниках дети и родители лучше познают друг друга, сближаются, проявляются взаимные симпатии и уважение.Можно отметить, что с каждым годом активность родителей в подобных праздниках, мероприятиях и соревнованиях возрастает.Консультации для родителей с целью нахождения возможности сохранения семьи для ребенка, внесение корректив в семейную жизнь несовершеннолетнего. Консультации в неблагополучных семьях проводить трудно. Некоторые родители настораживаются, хитрят, избегают встреч. Но мы стараемся убедить их в том, что мы искренне, хотим помочь им воспитать хороших детей. Стараемся внушить родителям, что ребенок учится тому, что видит у себя дома. Многие папы и мамы реагируют на наши беседы, делая для себя необходимые выводы. Если родители видят интерес к своему ребенку, то они охотно рассказывают о нем. Они ценят, когда прислушиваешься к их мнению, это лучший способ завоевать доверие родителей к воспитателю и реабилитации несовершеннолетних.Участие в выставках с целью создания взаимодействий детей и родителей в совместной деятельности. Творческие задания раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Выставки работ детей, изготовленных вместе с родителями, участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащают семейный досуг, но и объединяют несовершеннолетних и взрослых в общих делах. Это важный и значимый момент для воспитания, в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем.Почтовый ящик «Родительская почта» способствует активному вовлечению родителей в воспитательно-реабилитационный процесс (родители оставляют пожелания о получении информации того или иного содержания, делают заявку на консультацию к специалисту отделения). «Встречи родителей с инспектором ГИБДД» проводятся с целью предупреждения фактов детского дорожно-транспортного травматизма. Сотрудники Госавтоинспекции принимают активное участие в проведении мероприятий с родителями по вопросам организации безопасного поведения на улице. Каждый родитель должен выделить время и провести дома со своими детьми разъяснительные беседы по правилам безопасного поведения на дороге, регулярно напоминать своему ребенку о необходимости их соблюдения и ни в коем случае не подавать плохих примеров самому, ведь дети обычно копируют поведение взрослых. Тем самым формируются уважительные и доверительные отношения к родителям со стороны несовершеннолетних. «Совместные походы и экскурсии». Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается аккуратность, внимание к близким. Это начало патриотического воспитания, так как любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов ребята возвращаются обогащенные новыми впечатлениями. «Уголок для родителей». Невозможно представить отделение без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и несовершеннолетних информация: режим дня отделения, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. «Дни открытых дверей». Дни открытых дверей дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с несовершеннолетними, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Центр стремится не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Проект «Родители о профессиях». Цель проекта: познакомить несовершеннолетних с миром профессий, а также с профессиями родителей, сформировать уважительное отношение к труду родителей. После таких встреч ребенка переполняют чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям. Рассмотренные формы педагогической деятельности с семьей в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних способствуют коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата, социальной адаптации и социальной реабилитации несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию.Формы работы могут быть разными, но главное – помнить, что необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям. Недопустимо сравнивать ребёнка с другими детьми, ведь каждый ребёнок – уникален. В работе с родителями надо учитывать их пожелания и предложения, ценить их участие в жизни отделения. Рассматривать воспитание и развитие несовершеннолетних не как свод общих приёмов, а как искусство диалога с конкретным ребёнком и его родителями, с уважением относиться к тому, что создаётся самим ребёнком, восхищаться вместе с родителями его инициативностью, самостоятельностью, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывая точку зрения родителей.Таким образом, работа с родителями – это трудная, но интересная и благодарная работа.Источники информацииСовременные формы работы с родителями [Электронный ресурс]//
