Публикации Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
Автор: Пасторок Мария Анатольевна

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»(М.В. Ломоносов)Образовательная область «Познавательное развитие», а именно«Формирование элементарных представлений у дошкольников» направлена на интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира. Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются:
  • количество и счёт
  • величина
  • форма
  • ориентировка во времени
  • ориентировка в пространстве
  • Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры. В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводится в различных формах: организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения, поэтому именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.
  • Игры с цифрами и числами «Подбери к картинке цифру»,Палочки Кюизенера, «Цыплят в три года мы считаем»
  • Игры путешествия во времени «День,ночь», «Что за чем»
  • Игры на ориентировку в пространстве «Где чей домик», «Магазин»
  • Игры с геометрическими фигурами «Блоки Дьенеше», «Цвет и форма»,
  • «Сложи фигуры из геометрических палочек»
  • Игры на логическое мышление «Ассоциации»
  • Роль дидактических игр определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время. А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка»В практической деятельности и широко использую группы дидактических средств:
  • комплекты наглядного дидактического материала
  • оборудование для самостоятельных игр и занятий
  • занимательный математический материал
  • пособиядлявоспитателя:учебники,методическаялитература, конспекты, сборники дидактических игр и др.)
  • познавательныекнигидлядетей,альбомы-игрысцветными палочками Кюизенера.
  • Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в образовательной деятельности, и в свободное время помогает детям усвоить программный материал.Литература
  • Большева, Т.В. Учимся по сказке. Учебно-методическое пособие СПб 2001.
  • Воскобович, В.В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3 -7 лет. Сказочные лабиринты игры. СПб 1996.
  • Зак ,А. З. Путешествие в сообразилию. НПО «Перспектива», 1993.
  • Леушина А.М. "Обучение счёту в детском саду". -М. : Учпедиз. 1961г.стр. 17-20.
  • Носова, Е.А., Непомнящая, Р.Л. Логика и математи
  • -