Публикации
Статья "Самообразования учителя начальных классов"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Самообразования учителя начальных классов"
Автор: Куслина Валентина Максимовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Самообразования учителя начальных классов"
Автор: Куслина Валентина Максимовна
ГБОУ «Школа №1392» им.Д.В.РябинкинаСтатья на тему:«Самообразование учителя начальных классов»Составилаучитель начальных классовКуслина Валентина Максимовна«Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» Ушинский К.Д. Самообразования является важным аспектом профессиональной деятельности учителя начальных классов. В условиях быстро меняющегося мира и постоянного обновления образовательных стандартов, учителям необходимо не только передавать знания, но и постоянно развивать самим. Это позволяет нам быть в курсе современных методик, технологий и подходов к обучению. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен постоянно учиться, потому что в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗА. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, это отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающее учителя к самообразованию:Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации. Желание творчества. Учителя должны быть осведомлены о новых методах преподавания, психологии детей и современных образовательных технологиях. Самообразование помогает им оставаться актуальными и эффективными в своей работе Стремительный рост современной науки. Самообразование способствует развитию таких качеств, как креативность, критическое мышление и способность к самоанализу. Эти качества помогают учителям лучше понимать потребности своих учеников и адаптировать свои методы обучения. Учителя , которые активно занимаются самообразованием, способны внедрять новые идеи и подходы в учебный процесс, что положительно сказывается на качество образования, получаемого детьми. Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". . Интерес. Учится просто интересно Чтение профессиональной литературы: Статьи, исследования, книги по педагогике, психологии и методике преподавания являются важными источниками знаний для учителей Направления самообразования учителя. Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владетьзнанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общийвысокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон, но без эти навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Перечислим основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием. Профессиональное (предмет преподавания); Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); Психологическое (имидж, общение); Методическое (формы, методы, приёмы обучения); Правовое; Эстетическое; Информационно-компьютерные технологии; Охрана здоровья; Интересы и хобби. Эти направления являются обязательным перечнем, составленным на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.Источники самообразованияУчастие в семинарах, в профессиональных мероприятиях позволяет учителям обмениваться опытом, знакомиться с новыми методами и получать обратную связь от коллег. Современные технологии представляют множество возможностей для дистанционного обучения. Учителя могут проходить курсы по интересующим темам не выходя из дома.Формы самообразования учителя Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических иадминистративных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в видедеятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификацииобеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.Составляющие процесса самообразования учителя Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать,изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этихглаголов? Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения: посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом; периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности; совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики; систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни; повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. Сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:изучение информационно-компьютерных технологий; систематический просмотр определенных телепередач; чтение конкретных педагогических периодических изданий; чтение методической, педагогической и предметной литературы; обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическимтехнологиям; решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышеннойсложности, или нестандартной формы; посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету; изучение информационно-компьютерных технологий; посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету; На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учительсоставляет личный план самообразования для профессионального роста. ЗаключениеСамообразования учителя начальных классов- это не просто необходимость, а важный шаг к профессиональному росту и улучшению качества образования. Постоянное развитие и стремление к новым знаниям помогут учителям не только стать более компетентными специалистами, но и вдохновить своих учеников на обучение и саморазвитие.
