Публикации
Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Автор: Крыштоп Елена Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Автор: Крыштоп Елена Владимировна
Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста Крыштоп Е.В. Воспитатель МБДОУ ЦРР «Ромашка», г. Таганрог Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. На вопрос «Что больше всего любят дети?», каждый ответит, не сомневаясь - играть! По мнению ученых, игра - не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра- форма индивидуального, творческого отражения действительности, это средство всестороннего воспитания (развитие речи, воображения, формирование интересов детей, воспитание волевых черт характера, чувства коллективизма). Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир взрослых, творчески преобразовывая его, учится понимать правила и нормы поведения в обществе. Свободная игровая деятельность требует поддержки со стороны педагогов. При этом роль взрослого в игре зависит от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации. Воспитатель может выступать в игре как в роли активного участника, так и в роли внимательного наблюдателя. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников. Игровая самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста и является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Основные цели и задачи педагогов: - создание условий для игровой деятельности детей; - развитие у детей интереса к различным видам игр; - формирование игровых умений, развитие культурных форм игры; - всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре; - развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; - формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьет творческие способности ребенка лучше, чем он сам. Поэтому, прежде всего ребенку нужно создать условия для свободной, самостоятельной, творческой игры. Дети, переступившие порог детского сада, оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность пребывания ребенка в дошкольном учреждении, но и его развитие. Под развивающей средой мы понимаем естественную, комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными и игровыми материалами. В развитии самостоятельных игр младших дошкольников большую роль играют правильный подбор и расположение игрушек. В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки так, чтобы они находились в поле зрения ребенка – в игровых уголках: ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна, доступна и свободна в выборе. Важное требование - развивающий характер и соответствие таким принципам, как реализация ребенком права на игру (свободный выбор игрушки, темы, сюжета игры, места и времени ее проведения). Все это способствует созданию желания играть, общаться, расширять кругозор, пополнять жизненный опыт; помогает развивать у детей речь, мелкую моторику, бережное отношение к игрушкам, внимание, память, трудолюбие. Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста представляет собой значимое явление. В процессе игры ребенок воспроизводит модели взрослой жизни, труда и отношений. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Именно игра позволяет ребенку с течением времени минимизировать существующие противоречия между своими стремлениями быть полноценным участником взрослого мира и имеющимися реальными возможностями. В младшем возрасте дети ещё обучаются игровым действиям. Дети теперь стремятся играть не рядом, как было в первой младшей группе, а вместе. Воспитатели, руководя игрой, обеспечивают накопление положительного опыта социальных отношений. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры детей. В играх, возникающих по инициативе самих детей, отражаются умения, приобретенные дошкольниками в совместных со взрослыми играх, в процессе наблюдений за игрой воспитателя. Подключаясь к детской самостоятельной деятельности, мы обращаем внимание воспитанников на другие игрушки. В процессе игры приучаем воспитанников доброжелательно относиться друг к другу, не отнимать игрушки, не разрушать постройки. Неумение ребенка объяснить свои действия товарищу по игре, договориться с ним часто приводит к конфликтам, которые малыши не в состоянии самостоятельно разрешить. Поэтому в первое время нужно, чтобы воспитатель участвовал в совместных играх малышей. Мы показываем детям, как надо договориться, как вместе играть одной игрушкой, как распределить роли, поощряем хорошие поступки. В процессе свободной игры у дошкольников появляется возможность проявить самостоятельность, фантазию, по своему желанию объединиться со сверстниками, развивать свои знания и способности. Игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру ребенка. Таким образом, огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Список литературыБондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре», Москва, «Просвещение»,1983г. Васильева М.А. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях», Москва, «Просвещение», 1986г. Гербова В.В., Иванкова Р.А. «Воспитание детей во второй младшей группе детского сада», Москва, «Просвещение», 1981г. Година Г.Н., Пилюгина Э.Г. «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1987г. Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007г. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», Москва, «Просвещение», 1982г.
