Публикации Электронный учебный курс, как средство реализации программ профессиональной переподготовки в колледже

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Электронный учебный курс, как средство реализации программ профессиональной переподготовки в колледже
Автор: Котова Елена Николаевна

Электронный учебный курс, как средство реализации программ профессиональной переподготовки в колледжеКотова Елена Николаевна, преподаватель ГБПОУ «Краевой политехнический колледж»В современном мире информационные технологии играют ключевую роль в образовании. Они позволяют сделать процесс обучения более интерактивным, наглядным и доступным для студентов. В данной статье рассматривается практика использования IT-технологий при разработке электронного учебного курса «Основы инженерной графики» для программ профессиональной переподготовки по специальностям технического профиля.В настоящее время в систему образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии. Нельзя сказать, что дистанционное обучение – это новое явление в образовании. Уже много лет широко распространено заочное обучение. С появлением сети Интернет, дистанционное обучение выходит на качественно новый уровень. Теперь появилась возможность реализовать основные принципы современного образования, определенные ЮНЕСКО: «образование для всех» и «обучение в течение всей жизни».Дистанционное обучение является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации [2]. Оно позволяет организовать не только традиционные формы обучения, но и реализовать дополнительное образование, которое осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных  среднего профессионального образования к результатам освоения образовательных программ 1.Электронный учебный курс (ЭУК) «Основы инженерной графики и САПР» является частью образовательных программ профессиональной переподготовки, реализуемых в рамках образовательного процесса колледжа. При разработке ЭУК были поставлены следующие задачи:1 Доступность (доступ и использование посредством мобильных устройств).2 Визуализированность (они должны быть увлекательными, повышающими интерес и активность обучения). 3 Дистанцированность (обучение в дистанционном формате).При разработке учебного курса для дистанционного формата обучения, необходимо учитывать:
  • общедидактические принципы подготовки учебных материалов;
  • психологические особенности восприятия информации с экрана;
  • эргономические требования представления информации на экране.
  • Целью изучения курса «Основы инженерной графики», является формирование представлений о системе Единой конструкторской документации, умение оформлять и выполнять конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию. Если рассматривать инженерную графику в контексте визуализации технической информации, то значение предмета резко возрастает. В этом смысле в процессе изучения курса обучающийся должен приобрести навыки работы с любой по назначению и виду графической информацией от традиционного чертежа и текстового документа до информационной составляющей, например, рекламный ролик или Web–страница, выполненные средствами компьютерной графики. В нашем колледже в учебном процессе используются электронно-образовательные ресурсы, в том числе Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда Moodle. Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) – систем управления обучением.Проанализировав Moodle, отмечу, что данная среда дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Интерфейс системы изначально был ориентирован на работу преподавателей, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, веб-сайтов и т.п. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой 3. Среди всех возможностей Moodle, для организации учебного процесса по инженерной графике выделяю следующие:
  • размещение образовательного модуля дисциплины в Интернет-сети колледжа, регистрация пользователей, назначение им роли – студент.
  • построение структурной модели всего учебного процесса по дисциплине в электронной форме (рисунок 1);
  • Рисунок 1 – Структура ЭУК
  • детальную разработку методических материалов по дисциплине: лекции, методические указания, нормативные документы, контрольно-измерительные материалы, вопросы к дифференцированному зачету, мультимедийные презентации и видеоуроки;
  • активность обучающихся – участие в форумах, изучение лекций, выполнение практических работ, обратную связь с преподавателем (рисунок 2);
  • Рисунок 2 – Нулевой блок
  • контрольные мероприятия, требующие проверки преподавателем, с предоставлением обратной связи;
  • средства статистического анализа активности пользователей и результатов учебной деятельности – отчеты (полные и краткие) о деятельности участников (рисунок 3), анализ результатов контрольных мероприятий по группам, формирование и распечатка ведомостей, отчетов в форматах Microsoft Word, Microsoft Exel, txt и т.д.4
  • Рисунок 3 – Краткий отчет о прохождении курсаТаким образом, LMS Moodle дает мне обширный инструментарий для создания электронного учебного курса. Содержание ЭУК «Основы инженерной графики и САПР» включает в себя:Паспорт электронного учебного курса.Лекции.Видеоматериалы.Мультимедийные презентации и методические указания по выполнению практических работ, созданные в программе iSpring Suite, являющейся, продукт компании iSpring. Данная программа служит надстройкой для Microsoft PowerPoint (начиная с версии 2007), а не самостоятельным редактором. Пользователям не нужно переучиваться работе, и они могут использовать всю мощь PowerPoint в совокупности с уникальным функционалом iSpring Suite. Материалы для самостоятельного изучения (перечень и краткое их содержание).Онлайн-тесты для самопроверки, созданные в онлайн-сервисе Google Forms (рисунок 4), который позволяет составлять опросы, проводить голосования, собирать отзывы и информацию о пользователях. В отличие от большинства конструкторов для проведения онлайн-опросов, формы от Google предоставляют доступ ко всем возможностям без каких-либо ограничений – достаточно зарегистрировать общий аккаунт для всех Google-сервисов. Помимо всего прочего, Google Forms имеют простой и лаконичный дизайн, что не маловажно для визуального восприятия информации. Рисунок 4 – Тесты в Google Forms– Дифференцированный зачет (рисунок 5), созданный в программе iSpring Suite.Рисунок 5 – Интерфейс дифференцированного зачета и отчетТаким образом, применение IT-технологий в дистанционном образовании не только дает возможность обеспечения средствами предоставления знаний и оперативной обратной связи на расстоянии, но и постоянную актуализацию учебного материала с наименьшими затратами.Список литературы:
  • – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .
  • Аделова Р.Р. Международный педагогический портал // Дистанционное обучение – одна из форм организации учебного процесса. – 2016. Режим доступа: .
  • Пищухина Е.В. «Создание структурированного курса дистанционного обучения в среде Moodle». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  • Буркова С.П., Винокурова Г.Ф., Долотова Р.Г. Анализ использования электронного курса «Начертательная геометрия и инженерная графика» //Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3.
  • -