Публикации
ТВОРЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТВОРЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Автор: Миль Лариса Валерьевнв
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТВОРЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Автор: Миль Лариса Валерьевнв
Миль Лариса ВалерьевнаТВОРЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИАннотация: в статье представлены результаты исследования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. После проведенного экспериментального исследования, нами сделан вывод о необходимости создания комплекса коррекционных мероприятий, в котором важное место было отведено творческим игровым приемам и средствам по развитию умений связно выражать свои высказывания.Предложенные игры и игровые творческие приемы создают условия для вовлечения детей в активный процесс и способствуют наилучшему усвоению знаний детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Ключевые слова: связная речь, дети с общим недоразвитием речи III уровня, творческие игровые приемы и средства.CREATIVE GAME TECHNIQUES AND MEANS OF DEVELOPING COHERENT SPEECH OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENTAbstract: the article presents the results of a study of coherent speech in older preschool children with general speech underdevelopment of level III. After an experimental study, we concluded that it was necessary to create a set of corrective measures, in which an important place was given to creative game techniques and tools for the development of the ability to coherently express their statements. The proposed games and creative game techniques create conditions for involving children in an active process and contribute to the best assimilation of knowledge by older preschool children with general speech underdevelopment of level III.Keywords: coherent speech, children with general speech underdevelopment of level III, creative game techniques and tools.В условиях модернизации системы Российского образования нынешний дошкольник должен уметь мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свое мнение. Поэтому, центральная задача развития речи в старшем дошкольном возрасте - это развитие связной речи. Связная речь – форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.В психолингвистике под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание. Это совокупность логически сочетающихся фраз, обеспечивающих общение и взаимопонимание людей. Связность, по мнению С.Л. Рубинштейна, это логичность речевого оформления мысли говорящего с точки зрения ее понятности для слушателя. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее осмысленность [15]Развитие связной речи широко изучалось отечественными психологами Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным [4; 15; 17], психолингвистами Т.В. Ахутиной, Н.И. Жинкиным, И.А. Зимней, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой. [1; 7; 11; 13] Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались Г.М. Гербовой, В.П. Глуховым, Э.П. Коротковой, А.М. Леушиной, Е.А. Флериной. По мнению авторов, связная речь представляет собой овладение ребенком всеми речевыми уровнями языка: его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Помимо этого, в связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.В отечественной логопедии, В.К. Воробьевой, Р.Е.Левиной, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой, подчеркивается, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня связная речь имеет следующие особенности: нарушения логической последовательности при составлении рассказа, повторы или пропуски главных событий; при описании какого-то объекта или явления, а также при повествовании о чем-то, дети используют простые предложения, редко употребляют сложные конструкции; затрудняются в планировании собственных высказываний. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием фонетико-фонематического, лексического и грамматического компонентов языковой системы, а также недостаточной сформированностью, как произносительной, так и семантической (смысловой) сторон речи [3; 16; 10]Для решения основной задачи исследования, нами был организован констатирующий этап эксперимента на базе МДОУ «Детский сад № 8» г. Копейска. Состав участников эксперимента: 6 детей в возрасте 5 - 6 лет: 3 девочки и 3 мальчика. Все дети имеют логопедическое заключение – общее недоразвитие речи III уровня. Исследование связной речи, на основе методики В.П. Глухова [5], включало следующие этапы:– исследование умения составлять предложение по картинкам, не объединенным единым сюжетом; – исследование умения составления предложения, по трем картинкам, связанным тематически;– исследование составления по серии сюжетных картинок с предварительным расположением в последовательности рассказа;– исследование умения пересказывать знакомую сказку или рассказ;– исследование составления описательного рассказа по игрушке или картинке. Диагностическое исследование проводили, используя дидактические игры, упражнения, наглядный материал пособий Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой, А.В. Соболевой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой. Дети испытывали затруднения при выполнении всех диагностических заданий. Лучше всего все дети справились с составлением предложений по картинкам, не объединенным единым сюжетом. В задании составить предложение по трем картинкам, связанным тематически у Саши А. выявились различные трудности конструирования предложений: опускание предлогов, неправильный порядок слов. Исследуя составление связного рассказа по серии сюжетных картинок, мы учитывали смысловое соответствие содержания составленного рассказа, изображенному на картинках, соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.При составлении рассказов, в речи Вики Т., Марка М., Юлианы Р. наблюдались большие паузы. Саша А. не справился с заданием разложить в правильной последовательности картинки, он перекладывал их с места на место, не соотнося с содержанием текста. Еще большие затруднения вызвало у четверых детей умение последовательно рассказать, изображенную на картинках историю. Чаще всего Юлиана Р., Вика Т., Марк М., Саша А. просто перечисляли, то что видели на картинках. Дети не смогли связать в логической последовательности части рассказа, поэтому рассказы были не полные, с отрывочными предложениями. Далее детям было предложено пересказать короткий рассказ «Маша и малиновое варенье». В пересказах Софии С., Максима Г. последовательность была относительно соблюдена. Троим детям, Юлиане Р., Вике Т., Марку М. требовалась помощь логопеда. Эти дети пересказывали с многочисленными паузами, неоднократно повторяли фразы, допускали ошибки в способах связи слов и словосочетаний (согласование и управление).У одного ребенка, Саши А. трудности пересказа рассказа носили ярко выраженный характер, которые проявились в смысловых ошибках, нарушении связности, пропусках фрагмента текста. Составляя описательные рассказы по игрушке или картинке у троих детей, Саши А., Вики Т., Марка М., выявлено отсутствие смысловой целостности и связности высказывания, которое сочеталось с явлениями морфологического аграмматизма. Поэтому рассказы детей состояли из неправильных предложений с нарушением согласования и управления. В рассказах Саши А., Вики Т. содержание описания было не последовательным и не логичным, все сводилось к перечислению частей предмета или персонажей картинки. Проведенное исследование позволило сделать вывод о наличии у детей с общим недоразвитием речи III уровня бедного словарного запаса – как активного, так и пассивного. Все дети испытывали определенные трудности в связном, последовательном изложении своих мыслей, недостаточно владели умениями правильно согласовывать члены предложения, затруднялись в оформлении грамматических и лексических конструкций при ответе на вопросы. Выявлены значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать вывод, о значительном отставании от возрастной нормы связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.На основании выявленных нарушений разработан комплекс коррекционных мероприятий, в котором важное место было отведено творческим игровым приемам и средствам по развитию умений связно выражать свои высказывания.Опираясь на методические рекомендации Н.Е. Арбековой, Н.Е. Бухариной, В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, И.Н. Лебедевой, В.В. Коноваленко [3; 5; 8; 9], обучение дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня связной речи осуществляли поэтапно: 1. Обучение детей составлению простых предложений (по вопросам, одной предметной картинке, нескольким картинкам, демонстрируемым действиям) постепенно переходя на составление коротких рассказов (из 3-4 предложений). 2. Обучение пересказу. 3. Формирование самостоятельного рассказывания по одной картинке, по серии сюжетных картинок. 4. Обучение наиболее сложным видам рассказывания (рассказа-описания по игрушкам, предметам, картине, с элементами творчества), которые направлены на формирование у дошкольников навыков выделения и сопоставления существенных признаков предмета, развернутого описания (предмета или картины), объединение отдельных высказываний в связное и последовательное развернутое сообщение. Особое место в своей работе отвели применению творческих игровых приемов для обучения различным видам рассказывания.Обучая пересказу в играх-инсценировках проигрывали сюжет пересказываемого произведения. Применяли прием моделирования, использовали иллюстративное панно, наглядные схемы, компьютер. Очень нравилось детям рисовать на тему (сюжет) пересказываемого произведения, а затем составлять рассказ по выполненным рисункам. Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом:а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний);б) восстановление нужной последовательности предложений.Составление творческих пересказов с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, из (сказки) от 1-го лица и др.На занятиях по обучению составления описательных рассказов также применяли различные игровые приемы, такие как игра-упражнение «Узнай, что это!» (узнавание предмета по указанным деталям, отдельным составным элементам); составление описания предмета по собственному рисунку. При обучении рассказыванию по аналогии использовали вспомогательный прием совместного составления рассказа по предложенной педагогом сюжетной схеме. Например: «В выходной день наша семья (папа, мама, брат и я….) отправились…. (на дачу, рыбалку, в лес и т.д.) Папа взял с собой…., мама -…. А я захватил с собой….. Мы ехали на /в (поезд, машина). Там… (где?) очень красиво. Рядом есть (лес, озеро, река). Мы ходили (Что было дальше?) Домой мы вернулись…. Мне очень понравилась на ….»Дети заканчивали предложения, а мы объединяли их высказывания в законченный текст, который затем дети использовали как образец для составления своих вариантов рассказа.В структуру занятий по обучению составлению рассказа включали: беседу-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение, имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа); обсуждение (коллективное составление) плана будущего рассказа; плана будущего рассказа; «направляющие» указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ и др.); обсуждение и анализ детских рассказов (по магнитофонной записи или видеофильму); «домашние задания»: пересказать родителям составленный на занятии рассказ. Применение творческих игровых приемов и средств позволяет успешно решать проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Важным является формирование у детей осознанного построения связного высказывания; использование широкого спектра методов и приемов развития связной речи; систематическая и целенаправленная работа по развитию связной речи; преемственность в развитии связной речи детей на разных возрастных этапах. В процессе общения и взаимодействия ребенка с окружающей действительностью ребенок овладевает связной речью, а взрослый создает для этого условия, организует материальную и языковую среду, вовлекает в совместную деятельность.Библиографический список1. Ахутина Т. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет. Приложение: протоколы обследования. М. : В. Секачев, 2016. 280 с.2. Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей. М. : АРКТИ, 1997. 64 с.3. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: Из-во Московского психолого-социального ун-та, 2016. 233 с.4.Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. М. : Эксмо, 2004. 512 с.5. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Москва: Аркти, 2004. 168 с. 6. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М.: Айрис -Пресс, 2005. 96 с.7. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. Москва : Из-во Московского психолого-социального ун-та, 2001. 432 с.8. Коноваленко В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. М.: Гном и Д, 2001. 48 с.9. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. СПб : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. 175 с.10. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Альянс, 2013. 366 с.11. Леонтьев А. А. Язык, речь и речевая деятельность. М. : Ленанд, 2014. 211 с. 12. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников: Развитие связности детской речи (от речи ситуативной к контекстной) / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М. : Academia, 2000. С.358 – 369.13. Лурия А. Р. Язык и сознание. СПб.: Питер, 2019. 336 с. 14. Рассказывание и его источники / Под ред. Е. А. Флериной. М.: Наркомпрос РСФСР ; Л.: Огиз. Гос. учеб.-педагог. изд-во, 1931. 89 с.15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. : Питер, 2002. 720 с.16. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: Дрофа, 2009. 192 с.17. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возраста/ Под редакцией Д. И. Фелъдштейна. М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО Модэк, 1997. 416 с.
