Публикации Выбор темы научно-исследовательской работы как способ формирования метапредметных компетенций

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Выбор темы научно-исследовательской работы как способ формирования метапредметных компетенций
Автор: Бржезинская Наталья Алексеевна Погонцева Дарья Викторовна

Мастер – класс по проблеме:«Выбор темы научно-исследовательской работы как способ формирования метапредметных компетенций»Дата проведения: 02.04.2025 г.Время проведения: 11.00 – 11.45.Место проведения: МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону, каб. №25.Проблема: «Выбор темы научного исследования как способ формирования метапредметных компетенций».Цель: демонстрация положительного педагогического опыта подготовки научно-исследовательских проектов и развития метапредметных компетенций в вокальном фольклорном ансамбле «Феникс».Задачи:
  • проанализировать понятия метапредметных компетенций и метапредметных результатов;
  • продемонстрировать на примере выполненных научно-исследовательских работ спектр задействованных метапредметных компетенций;
  • рассмотреть литературно-методическое сопровождение данного направления;
  • организовать дискуссию участников мастер-класса по проблеме формирования метапредметных компетенций в процессе выбора темы научно-исследовательской работы.
  • Материально-техническое и информационное обеспечение:
  • оборудованная аудитория;
  • проектор и ноутбук.
  • План проведения мастер-класса.I. Организационный этап:
  • Знакомство с аудиторией.
  • Подготовка слушателей.
  • II. Презентация педагогического опыта.Вступительное слово Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я, Наталья Алексеевна Бржезинская, педагог дополнительного образования, приветствую Вас в стенах Дворца творчества детей и молодёжи вместе с моей коллегой Погонцевой Дарьей Викторовной. Сегодня, мы хотим затронуть важную проблему: «Выбор темы научного исследования как способ формирования метапредметных компетенций» на примере нашего опыта участия в «Донской Академии Наук Юных Исследователей» и конференции «Славянские чтения» в рамках организации работы фольклорного ансамбля «Феникс». Мы бы хотели остановиться, прежде всего, на таком моменте как выбор темы и ее обоснование с точки зрения задействования метапредметных компетенций.Но, прежде чем мы перейдем к основной части, расскажу об ансамбле «Феникс», которому в этом году исполняется 36 лет. Обучающиеся на примере исторических песен знакомятся с историей и культурой донского казачества, его обычаями и традициями, а также героическими страницами истории. Репертуар ансамбля не ограничивается донскими традициями. В копилке коллектива - песни уральских, терских, кубанских казаков, солдатские, рекрутские, а также авторские песни, которые исполняются как а’капельно, так и в сопровождении народных инструментов или минусовки. Первые доклады в рамках конференции ДАНЮИ были подготовлены нами совместно с обучающимися в 1995 году. Одним из первых были «Исследование женского казачьего костюма» (на примере анализа костюмов нашего ансамбля; секция архитектура и дизайн) и работа «Песни в произведении М.А. Шолохова «Тихий Дон», которая не только заняла первое место в секции Литературоведения (подсекция «Творчество М.А. Шолохова»), но и стала базой для создания часовой концертной программы, в которой была представлена работа с цитатами из произведения, озвученная песнями в исполнения ансамбля.III. Основной этап:Понятие метапредметных компетенций.Сегодня, когда информация устаревает буквально за несколько месяцев, а профессии трансформируются с невероятной скоростью, ключом к успеху становится умение быстро адаптироваться, интегрировать знания и решать нестандартные задачи. Именно это и делают метапредметные компетенции.Это универсальные навыки, которые помогают человеку ориентироваться в любой ситуации, выходящей за рамки конкретных знаний или дисциплин. Они включают:
  • Критическое мышление: способность анализировать информацию, оценивать её достоверность и делать выводы.
  • Коммуникацию: умение эффективно взаимодействовать и выстраивать диалог.
  • Самостоятельное обучение: навык поиска, усвоения и применения новых знаний.
  • Междисциплинарное мышление: умение видеть взаимосвязи между разными областями знаний и находить нестандартные решения.
  • Жак Делор, будучи президентом Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке, в своем знаменитом докладе «Образование: сокрытое сокровище» выделил четыре принципа, на которых строится образование в быстроменяющемся мире: научиться быть; научиться делать; научиться познавать; научиться жить вместе. При осмыслении содержания глаголов, обозначающих действия: познавать, делать, быть, жить вместе, можно заметить, что они не связаны напрямую с учебными предметами, а относятся к разряду метапредметных компетенций человека.Современный федеральный образовательный стандарт определяет совокупность следующих требований к метапредметным результатам: способность ставить цель и задачи учебной деятельности, находить инструменты ее реализации; навыков проектирования, контроля и оценивания учебных действий; навыков определять причины достижения результатов и действовать в конструктивном русле; навыков применения знаково-символическими средствами представления информации, создавать модели изучаемых объектов и процессов, схемы решения практических и учебных задач; активное использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ), а также различных способов поиска, сбора, анализа, обработки и отражения информации; овладения инструментами смыслового чтения; навыков оперирования логическими действиями сопоставления, анализа, синтеза, обобщения, классификации, построения рассуждений; наличие начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.Исходя из всего вышесказанного, мы понимаем, что подготовка докладов к детским и юношеским конференциям способствуют развитию именно метапредметных компетенций.Анализ некоторых тем научно-исследовательских работ, подготовленных на конференции ДАНЮИ и «Славянские чтения».Прежде всего хотелось бы отметить, что выбор тем всегда осуществляется в рамках занятий. Разучивая песни, мы всегда обращаем внимание обучающихся на исторический период, описанный в песне, на имена исторических персон, которые упоминаются. Часто, у участников ансамбля появляются более глубокий интерес к событиям, описанным в песне, в этом случае мы предлагаем им провести научно-исследовательскую работу с поиском уточнений. Так Плетнев Михаил в 2019 году подготовил научно-исследовательскую работу «Историческая личность в песне: генерал Ермолов», которая началась на занятии с разучивания песни «Что за не лебедушки», где в припеве упоминается «наш дедушка, наш Ермолов». Интерес и обсуждение с другими участниками ансамбля, что такое обращение говорит об особо теплом отношении солдат к личности и стало тем мотивом, который двигал Михаила к написанию работы. Кроме самостоятельного поиска информации, можно отметить и развитие междисциплинарного мышления при разработке подобного проекта, поскольку необходимо изучить не только музыкальные особенности песни, но и исторический контекст, а кроме того, доклад был озвучен участниками ансамбля, что формирует определенные коммуникативные навыки участников и формирует командный дух. За последние 10 лет, подобные темы на стыке фольклора, истории и литературы были разработаны несколькими участниками коллектива и представлены на конференции. Это и «Из-за леса копий и мечей – анализ казачьей песни» (представлено на «Славянских чтениях» 2018 г) и «Русские игры с песнями: анализ фольклорных текстов»; «Песни донских казаков: исторические события в песнях» (ДАНЮИ, 2018), и уже упомянутый доклад о Генерале Ермолове (ДАНЮИ, 2019); «Генерал Ермолов в кавказских войнах: анализ казачьих песен» (Славянские чтения, 2019); «Военные марши России в репертуаре фольклорного ансамбля Феникс» (ДАНЮИ, 2020). А также научно-исследовательская работа «Песни, рожденные войной» (ДАНЮИ, 2024), в котором Шестовицкий Владимир проанализировал песни, возникшие на фоне различных военных действий, начиная от Русско-Турецких сражений и заканчивая ВОВ и сегодняшними днями.IV. Рефлексивный этап.Коллективное обсуждение проблем:
  • Научно-исследовательская деятельность в вокальных коллективах.
  • Метапредметные компетенции как важный навык современного образования.
  • V. Итоговый этап:Выводы: Основываясь на педагогическом наблюдении, мы можем говорить о том, что изучение фольклорных песен часто вызывает затруднения из-за их сложности текста, незнакомые имена, исторические события, которые в школьной программе еще не изучены или полностью отсутствуют. Однако выбор тем, в которых предлагается проанализировать конкретное музыкальное произведение и текст формирует не только поисковую активность, оно помогает развить и коммуникативные навыки, не все подобные исследования становятся докладами на конференции, но всю найденную информацию участники коллектива рассказывают на репетиции и обсуждают с другими ребятами. Это взаимодействие формирует не только метапредметные компетенции, но и самооценку учащихся.Заключительная часть.Подведение итогов. Наш педагогический опыт показывает, что выбор темы в рамках изучения и анализа песенного материала находится на стыке разных дисциплин (литературоведение, история, музыковедение, искусствоведение) и кроме знаний, умений и навыков по представленным предметам развивает метапредметные компетенции. И если научная работа почти всегда включает междисциплинарное мышление и самостоятельное обучение, то подготовка доклада с иллюстрацией в виде песен, в которой принимают участие и другие участники коллектива, развивает коммуникативные навыки, а плохо сохраненные фольклорные тексты донских казаков и наличие огромного пласта информации современных авторов, которые подменяют историческую действительность способны развить критические мышление. Ответы на возникшие вопросы. Благодарность участникам за совместную деятельность.ПриложениеТемы докладов «Образ женской красоты в фольклоре: анализ песен» (ДАНЮИ, 2017, секция искусствоведения)«Из-за леса копий и мечей – анализ казачьей песни» («Славянские чтения» 2018);«Русские игры с песнями: анализ фольклорных текстов» (ДАНЮИ, 2018, секция музыковедения);«Песни донских казаков: исторические события в песнях» (ДАНЮИ, 2018 секция музыковедения)«Историческая личность в песне: генерал Ермолов» (ДАНЮИ, 2019, секция искусствоведения); «Генерал Ермолов в кавказских войнах: анализ казачьих песен» (Славянские чтения, 2019); «Военные марши России в репертуаре фольклорного ансамбля Феникс» (ДАНЮИ, 2020, секция искусствоведения);«Песни, рожденные войной» (ДАНЮИ, 2024, секция искусствоведения).
    -