Публикации
«О героях былых времён…»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «О героях былых времён…»
Автор: Быстрова Наталья Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «О героях былых времён…»
Автор: Быстрова Наталья Юрьевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениешкола – интернат № 67 Пушкинского района г. Санкт – ПетербургаВоспитательное занятие:«О героях былых времён…» Составила: воспитатель Быстрова Н.Ю. Санкт-Петербург 2022 год Цели:способствовать расширению знаний учащихся о Великой Отечественной войне, о подвиге советского народа, спасшего не только своё Отечество, но и весь мир от ужасов фашизма Задачи:Образовательные: – систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.”;- ознакомление учащихся с событиями в годы Великой Отечественной войны и ролью детей в ней; - формировать у учащихся понимание исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне.Развивающие :– развивать умение анализировать и обобщать данные; - сопоставлять исторические факты, явления, творчески их применять; - развивать навыки участия в обсуждении, работы в группе;- совершенствовать умение работы с дополнительной литературой, сведениями, полученными на экскурсиях, в семейных беседах.Воспитательные:– способствовать патриотическому воспитанию учащихся; воспитывать чувство национальной гордости за великий подвиг советских людей; - воспитание чувства сопереживания, сострадания за тех, кто пережил годы войны;- способствовать развитию у школьников интереса к истории своей страны;- вовлекать обучающихся в поисковую познавательную деятельность, через использование истории, литературы, музыки, живописи и кинематографии.- формирование гражданской ответственности, уважения к старшим и сохранение живой связи поколений на примерах героизма и самоотверженности народа, победившего фашизм.Метапредметные результаты:- умение находить, сопоставлять и оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.); - применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и команде; - умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- сопровождением, в том числе в форме презентаций.Предметные результаты:— знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;— умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;1.Личностные результаты- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;- осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к культуре, интереса к её истории; уважительное отношение к её традициям;- зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ; уважение к прошлому своих предков.2. Регулятивные универсальные учебные действий -принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами;- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение3. Познавательные универсальные учебные действия- извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из различных источников (познавательная литература, Интернет), собственных наблюдений объектов культуры;- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;- участвовать в школьном проекте в рамках воспитательной работы.4.Коммуникативные универсальные учебные действия- строить речевое высказывание в устной форме;- отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах;- уважать позицию партнёра;- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, небольшие сообщения).ОБОРУДОВАНИЕ:мультимедийная установка, компьютер, CD-проигрыватель, диски с записями песен периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени, соответствующих тематике классного часа, материалы об участниках ВОВ из семейных архивов обучающихся. Этапы внеклассного мероприятия:1.Организационный момент.2.Погружение в тему3. Повторение и обобщение сведений о Великой Отечественной войне.4. Сообщения о подвигах пионеров – героев.5. Беседа о памятных местах на территории России (сообщения учеников о памятниках своей малой Родины)6. Минута молчания.7. Изготовление голубей мира. 8. Коллективная работа плакат «Мы голосуем за мир!» « Нет в России семьи такой, Где б ни памятен был свой герой. И глаза молодых солдат С фотографий увядших глядят...» Евгений АграновичХод мероприятия 1.Организационный момент№ 1 РОЛИК «ОТ ГЕРОЕВ БЫЛЫХ ВРЕМЕН» (30 сек) Воспитатель: (говорит под музыку) Добрый день! Пусть будет мирным каждый ваш день, ребята!(Звучит отрывок песни)« Нет в России семьи такой,Где б ни памятен был свой герой…»(слайд)Все помнится, ничто не забыто,Все помнится, никто не позабыт.И днем и ночью в чаше из гранитаСвятое пламя трепетно горит.№ 2 РОЛИК «ВСТАВАЙ СТРАНА ОГРОМНАЯ» (звук 30 сек) 2.Погружение в тему- В канун великого праздника Дня Победы мы продолжим говорить о героях, которые ковали для нас победу и мирное небо над головой.- Великая Отечественная война!- Эти три слова знает и помнит каждый гражданин России, каждый школьник. Они вписаны в историю нашей страны как один из самых тяжелых и в то же время героических периодов жизни Российского государства.В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Никто и не подозревал, что многое в их жизни перечеркнёт одно страшное слово – война. А теперь представьте себе беззаботную жизнь таких ребят, как вы. Каникулы. Лето. Тепло. ДЕТИ собираются с родителями на природу... И вдруг – война…. 22 июня 1941 года по радио в нашей стране раздалась тревога: № 3 РОЛИК ЛЕВИТАН начало войны (1 мин 30 сек) 3. Повторение и обобщение сведений о Великой Отечественной войне.В каждой семье есть родственники - участники Великой Отечественной войны. Память о них мы должны свято хранить и передавать своим потомкам. Давайте вспомним их имена. Для этого занятия я просила вас принести фотографии и документы военной поры, сохранившиеся в ваших семьях, и подготовить небольшой рассказ о своих родственниках, сражавшихся на фронтах ВОВ. (Учащиеся показывают фотографии, рассказывают о ветеранах).4. Сообщения о подвигах пионеров - героев№ 4 РОЛИК ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ (воспитатель говорит под ролик) Воспитатель: ВОВ стала всенародной, на защиту нашей Родины встала не только армия, но и весь народ. Добровольцы уходили на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами. На борьбу с фашистами встали не только взрослые, но и дети, которые участвовали в Великой Отечественной Войне. Наша страна помнит имена пионеров – героев.Дети рассказывают о подвигах пионеров-героев. ФОТО 1. ВАЛЯ КОТИКВаля Котик – пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, он сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю.На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.ФОТО 2. ЛЕНЯ ГОЛИКОВКогда родное село Лени Голикова захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.ФОТО 3. ЗОЯ КОСМОДЕМЬЯНСКАЯЗоя Космодемьянская родилась в сентябре 1923 года в Тамбовской области. Два раза Зоя была в тылу врага. В ноябре 1941 года в деревне Петрищево Московской области ее схватили немцы.Чтобы выведать секретную информацию, ее подвергали различным пыткам. Но Зоя молчала, не сказав ничего, даже имени и фамилии. После тяжелых пыток Зоя Космодемьянская была казнена на сельской площади деревни Петрищево 29 ноября 1941 года.16 февраля 1942 года Зое Космодемьянской посмертно присвоили звание Героя Советского Союза и наградили орденом Ленина. Ее героический подвиг служил примером во время войны для многих людей.Воспитатель: Великая Отечественная война лишила детей детства, материнской ласки и отцовской любви.Ученик: Дети войны, вы детства не знали. Ужас тех лет от бомбёжек в глазах. В страхе вы жили. Не все выживали. Горечь-полынь и сейчас на губах.Ученица: Дети войны, как же вы голодали… Как же хотелось собрать горсть зерна. На зрелых полях колосья играли, Их поджигали, топтали…Война.Сценка(Звучит тема нашествия из Ленинградской симфонии Д.Д.Шостаковича.)Аня:- А почему печку назвали буржуйка? Потому что ее буржуи придумали? Мила: Потому что жрет дров много, а толку от нее мало. Как и от буржуев-врагов мирового пролетариата!Аня: Мила! А ты чего больше боишься - Гитлера или крыс? Я-крыс. Их теперь стало так много…Мила: Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять. Тогда нам всем, Анечка, будет полный капут. Месяц без еды мы точно не продержимся!Аня: Не продержимся. Я вот все время есть хочу. Витька с третьего этажа сказал, что его мама может варить студень из столярного клея. Жаль, что у нас клея нет!Мила: (ставит кружку на стол) Ты, Аня, кипяточку попей, все меньше о еде думать будешь!Аня: (пьет из кружки) Помнишь, Мила, я раньше молоко не любила с пенкой? Эх, сейчас бы целую кастрюлю выпила бы!!!Мила: Мама пришла!Мама: (устало садится на стул) Как вы тут?Аня: Смотри, что я нарисовала!Мама: (крутит рисунок) Ничего не пойму, доченька. Что это за черные каракули, а посередине белый кругляш в крапинку?Аня: (объясняет на рисунке) Черное - это война. А белое-это булка!.. Я просто больше ни о чем другом думать не могу. А у тебя ничего нет поесть? Случайно - при случайно?Мама: Случайно - при случайно есть! Вот!(разворачивает сверток - в нем две маленькие картофелины)Мама: (гладит Аню по голове) Ешьте, детки, - это вам подарок от зайчика.Мила: Какой зайчик, мама? Я уже не маленькая. Опять свой паек с фабрики нам принесла?Мама: Я ела. Это вам.Мила: (делит свою картофелину пополам) Тогда пополам, иначе есть не буду! И не спорь со мной!№ 5 отрывок из х/фильма о блокадеВоспитатель: Великая Отечественная война – самая жестокая в истории человечества.Она принесла тяжелые испытания и страдания , горечь утраты в каждую семью. Каждый день на фронте и в тылу люди совершали подвиги. Четыре года потребовалось советскому народу ,чтобы освободить Родину от фашистов.О героизме, мужестве народа написано много песен,книг, стихов, снято огромное количество фильмов. Героям фронтовикам -ветеранам посвящается это стихотворение. Старый солдатУж сколько лет всё снятся эти сны,Тревожа сердце старого солдата.Сны не дают ему уйти с войны –Он всё ещё воюет, как когда-то.Опять идёт он в самый первый бойИ отступить назад нельзя ни шагу.Друзья, что пали в битве под Москвой,С ним перед боем приняли присягу.Его гранатой взорван вражий дзот,От роты их осталось сорок восемь.Бросок вперёд - вдруг ожил пулемётИ смерть опять очередями косит.В который раз врагом окружены,Но вырвались к своим из окруженья!А про войну мучительные сны,Как сериалы, жаждут продолженья.И он ползёт в разведку сквозь снега.Повсюду мины, путь назад отрезан,Пробитая осколками ногаГорит, ещё не ведая протеза…А после средь безмолвной тишиныТерзают раны старого солдата -Никак не может он прийти с войны,Закончившейся в давнем сорок пятом.5. Беседа о памятных местах на территории РоссииВоспитатель: В память о подвигах живых и погибших воинов в каждом населенном пункте установлены памятники . На территории нашего города-героя Ленинграда более 80 памятников и мемориальных комплексов. Слайды (дети читают стихи)1.Замедли шаг у обилискаУ вечного огня замриИ поклонись им низко-низкоДо самой матушки земли Они такие молодыеНо покорилась им броняТеперь лежат они родныеИ за тебя и за меня2.Они о будущем мечталиНо все испортила войнаИ вот они на пьедесталеА в пьедесталах вся страна.3.Забыть тот горький год неблизкийМы никогда бы не смогли.По всей России обелискиКак души рвутся из земли.4.Они прикрыли жизнь собою,-Жизнь начинавшие едва,Чтоб было небо голубое,Была зеленая трава…Воспитатель: Пока люди будут помнить о подвигах военных лет, о героях тыла и фронта, будет мир на нашей Земле. Наш долг теперь – не забыть!Слава павшим и низкий поклон живущим среди нас ветеранам. «Как горько нам стоять у обелисков И видеть там скорбящих матерей. Мы головы свои склоняем низко – Земной поклон за ваших сыновей»6. Минута молчанияЕсть такая традиция – почтить память героев минутой молчания. Предлагаю присоединиться к этой традиции и минутой молчания почтить память тех, кто не вернулся с полей сражений. Тех, кто не щадя своей жизни, отдал ее за счастье нашей Родины.Прошу всех встать.№ 8.РОЛИК С МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ (30 сек)7.Изготовление голубей мираВоспитатель: Предлагаю в память о тех, «…кто не вернулся из боя…» смастерить голубей мира и спеть одну из наших любимых песен: песню « О той весне» на сл. и муз. Елены Плотниковой (песня сопровождается презентацией). На столе заготовки (работа в паре).Отлично!РЕФЛЕКСИЯ 8. Коллективная работа плакат «Мы голосуем за мир!» (можно под песню «Солнечный круг»)Воспитатель: В завершении нашего разговора давайте сделаем свой плакат, который будет называться «Мы голосуем за мир!» У вас на столе лежат цветные ладошки – это контуры ваших рук, которые мы подготовили заранее. Давайте наклеим эти «ладошки» и таким образом проголосуем за мир.Воспитатель: Мир в каждом доме,в каждой стране Мир –это жизнь на планете. Мир –это солнце на нашей Земле Мир нужен взрослым и детям! Мир –это лучшее слово на свете. Взрослые к миру стремятся и дети , Птицы , деревья , цветы на планете. Мир- это главное слово на свете!Чтобы народы жили в мире нельзя забывать об ужасах, которые несут войны. От каждого из нас зависит, какой будет завтрашний день. Слова, которые вы видите на экране, пусть станут главным итогом не только нашей беседы, но и девизом вашей жизни!Давайте, дети, никогда об этом не забудем!- Пока мы помним этот праздник, живы все солдаты, отдавшие жизнь за мир на нашей земле. Так давайте же помнить!
