Публикации
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТОВ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТОВ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Автор: Метёлкина Татьяна Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТОВ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Автор: Метёлкина Татьяна Анатольевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТОВ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕАДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВОдной из задач современного образования и воспитания являетсяповышение многообразия видов и форм организации учебно-воспитательной деятельности, что позволяет существенно увеличитьобразовательные и воспитательные возможности, осуществить выбор иреализацию индивидуальной траектории в открытом образовательномпространстве. XXI век требует новых подходов к образованию ивоспитанию. Обучение и воспитание должно быть развивающим в планеразвития самостоятельного критического и творческого мышления. Дляэтого необходимо широкое информационное поле деятельности, различныеисточники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту жепроблему, побуждающие учащихся к самостоятельному мышлению, поискусобственной аргументированной позиции.Опираясь на возрастные особенности младших школьников иподростков, связанные с ними педагогические задачи, а также обращаясь кобозначенной выше проблеме, предлагаю подробнее рассмотреть какинтерактивный метод профилактики аддиктивного поведения современнуютехнологию – квест.Квест – это увлекательная «живая» игра для команды из несколькихчеловек, в специально оборудованном для этого помещении. Участникампредлагается выполнить определенное задание, ограниченное по времени60–90 минутами. В этом необычном и захватывающем приключении им необойтись без смекалки, логического мышления, эрудиции, а также ловкости,координации и умения взаимодействовать с товарищами.Выбор обусловлен, прежде всего, тем, что данный метод воздействуетсразу на три структурных компонента установки: когнитивный,объединяющий представления о сущности здорового образа жизни и путяхприобщения к нему; эмоциональный, выражающий эмоциональноеотношение к проблемам здорового образа жизни, их субъективную оценку;поведенческий, представленный нормами поведения, соответствующимиздоровому образу жизни.По мнению многих ученых (Быховский Я. С., Бовтенко М. А., СысоевП. В., Б. Додж, Т. Марч и др.) при применении квест-технологии учащиесяпроходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения,знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет учащимсяисследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношенияв контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющиепрактическую значимость.Задания для квеста часто зависят от темы, на которую проводятигру. Наибольшей популярность у детей пользуется поиск клада (сокровищ)или детектив. Но какой бы не была тема, задания для квеста должны бытьинтересными и разнообразными. Сложность заданий так же влияет на то, насколько увлекательной получится игра и здесь главное правило – «непереборщить», задания не должны быть слишком сложными, но и недолжны быть простымиСами задания для квеста и способы их шифрования могут бытьразличными, например:1. Название следующего места разрезано на буквы, которые нужносоединить в правильном порядке.2. Название места зашифровано в виде ребуса или шарады.3. Понять закономерность и вставить пропущенное слово («тепло –духовка, холод – ?»).4. Написать подсказку свечой и отдать вместе с красками, чтобы малышмог закрасить лист и текст проявился.5. Проложить к месту следующего тайника указатели (например,различных цветов, форм или из определенных предметов и сообщить детям,что следующую подсказку унес лев и чтобы ее найти надо идти по егоследам).6. Слова подсказки могут быть перемешаны и их необходиморасположить в верном порядке.7. Написать подсказку задом наперед.8. Написать лимонным соком или молоком на листе, который отдатьвместе со свечкой и зажигалкой9. Зашифровать послание (например, простой заменой когда каждаябуква меняется на свой порядковым номером в алфавите). Ключ к шифрунужно отгадать или предоставить возможность его заработать (в другомзадании).10. Назвать предмет, который в доме в нескольких экземплярах, чтобыдети обошли их все в поисках записки.11. Записать подсказку зеркально.12. Зашифровать послание картинками.13. Написать на холодильнике магнитными буквами.14. Запечь в печенье, и так далее.Для того, чтобы дети могли справиться со всеми заданиями дляквеста, и получить максимум удовольствия от его прохождения, нужноподготовить подсказки и самое главное – ПРИЗЫ!Щелина Т. Т., Чудакова А. О. в статье «Потенциал квеста какпедагогической технологии формирования у подростков установки веденияздорового образа жизни» предложили два вида квестов: командный иролевой.Командный квест предполагать прохождение участниками несколькихстанций, задания каждой из которых определяются одной из сфер здоровогообраза жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание, психологическая,социальная и нравственная гармония, независимость от вредных привычек.В качестве завершения и цели командного квеста может выступать СборМозаики, где на одной стороне представлена картина здорового счастливогомира, а с другой – искажённая разбитая пародия на первую картину сэлементами пагубного образа жизни.В качестве ролевого квеста, авторы предлагают «Маскарадзависимостей». Ребятам предлагается самостоятельно изготовить маскисвоих зависимостей, костюмы и образы для предстоящего маскарада.Данное мероприятие может быть запланировано как домашнее задание,либо проводиться в рамках уроков изобразительного искусства. На второмэтапе каждый ученик презентует образ своей зависимости, участвуя вконкурсах, дискуссиях, интервью и викторинах на тщательноподготовленном БалуМаскараде. В ходе мероприятия раскрываютсяособенности зависимостей, их причины. Кульминацией вечера становитьсяизбавление участников от масок-зависимостей. Не стоит забывать и о такомвиде квестов, как вебквест. Они ориентированы в большей степени настаршеклассников. Вебквест как образовательная технология опирается наконструктивистский подход к обучению. Согласно данному подходу,учитель-конструктивист, прежде всего, - не урокодатель, а консультант,организатор и координатор проблемно ориентированной, исследовательскойучебно-познавательной деятельности обучаемых. Он создает условия длясамостоятельной умственной деятельности учащихся и всяческиподдерживает их инициативу. В свою очередь, учащиеся становятсяполноценными «соучастниками» процесса обучения, разделяя с учителемответственность за процесс и результаты обучения. Веб-квест включает всебя в качестве обязательных следующие части:– введение (тема и обоснование ценности проекта). Этот этаппредоставляет основную информацию, вводит ключевые понятия, а такжесодержит вопрос, над которым и будут размышлять учащиеся;– задание (цель, условия, проблема и пути ее решения). Это наиболееважная часть ВК. Задание направляет учащихся на ряд конкретных действийна пути решения проблемы;– процесс (поэтапное описание хода работы, распределение ролей,обязанностей каждого участника, ссылки на интернет-ресурсы, конечныйпродукт). В этом разделе содержатся указания, как именно учащиеся будутвыполнять задание (порядок выполнения и сортировки информации);– оценка (шкала для самооценки и критерии оценки преподавателя).Раздел содержит критерии оценки выполненного задания в соответствии сопределенными стандартами;– заключение (обобщение результатов, подведение итогов (чемунаучились, какие навыки приобрели; возможны риторические вопросы иливопросы, мотивирующие дальнейшее исследование темы). Здесь подводитсяитог и поощряется рефлексия и дальнейшие исследования по проблеме;Так как я учитель младших классов в качестве примера квеста попрофилактике вредных привычек приведу сценарий игры – квеста дляучащихся 4 классов «Мои привычки».Игра – квест «Мои привычки».Цель: создание условий для формирования поведения направленногона здоровый образ жизни и профилактики аддиктивного поведения.План подготовки и проведения игры:1. Подготовка маршрутного листа для прохождения этапов.2. Подготовка вопросов и ответов.3. Выбор организаторов квеста, формирование команд игроков.4. Проведение инструктажа для участников квеста.5. Прохождение игровых площадок командами.6. Подведение итогов.7. Награждение. Ход игры1. Построение команд. Учащиеся говорят название и девиз своейкоманды.2. Вручение маршрутных листов.Маршрутный лист команды_________________________________________Название станций игры Содержание занятия Критерии оценки1. Дом знатоков Ответить на вопросы ЭрудицияКругозорЛогика2. Художественная Нарисовать плакат попрофилактикевредных привычек.ЯркостьАктуальностьОригинальность3. Кроссвордная Разгадать кроссворд ЗнанияСообразительность4. Театральная Разыграть ситуации Актёрское исполнениеФантазия5. Литературная Собрать пословицы ЭрудицияКругозор6. Спортивная Принять участие вэстафетеВера в победу3. Объяснение хода игры:Ведущий. Сегодня мы проводим игру-квест «Мои привычки». Каждаякоманда должна пройти станции указанные в маршрутном листе. На каждомэтапе вы будете выполнять конкретное задание, которое вам будут подробнообъяснять судьи, находящиеся на том пункте, куда вы должны будетеприбыть согласно маршрутному листу. Выполнив задание вы получаетепазл от «Ключа Здоровья». На выполнение задание и переход от пункта кпункту дается 10 минут. По звонку вы должны перейти на этап, которыйуказан в маршрутном листе, даже если вы не выполнили задание до конца.Завершая путешествие по станциям, все команды собираются в актовом залеи собирают свои «Ключи здоровья». Возможно не всем командам удастсясобрать ключ, не расстраивайтесь. В конце мероприятия так же будутвыявлены победители по номинациям. И пока вы будете отдыхать послестоль длительного путешествия – посмотрите мультфильм по теме нашегомероприятия. Судейская бригада подведет итоги и объявит итог игры,назовет победителей.1. Пункт «Дом знатоков».Вопросы:1. Кто предупреждает курильщиков о вреде курения? (Минздрав)2. Какой орган поражается у курильщиков прежде всего? (Легкие)3. Самая опасная болезнь 21 века. (CПИД)4. Его капля убивает лошадь. (Никотин)5.Слабоалкогольный напиток, который многие люди считаютбезвредным. (Пиво)6.Какой цвет зубов у курильщиков? (Желтый)2 . Станция «Художественная»Нарисовать плакат по профилактике вредных привычек.3 . Станция «Кроссвордная» Вопросы погоризонтали:1.Болезнь, вызванная пьянством.2. Занятия, способствующие сохранению и поддержанию здоровья.3.Вещества, помогающие укреплять организм (А, В, С...).4.Распорядок жизниВопросы по вертикали:5. Физическое, умственное и нравственное благополучие человека.6.Вредное вещество, содержащиеся в сигаретах.7.Одна из наиболее распространенных вредных привычек.4. Станция «Театральная».Примеры ситуацииИзобразите __________ситуацию, самочувствие и внешний вид человека после:– длительного курения;– долгой игры за компьютером или «зависания» вИнтернете; – чрезмерно длительного и агрессивного катания нароликах.5. Станция «Литературная».Пословицы:Здоров будешь – всё добудешь. Здоровье слаб, так и духом не герой.Умеренность – мать здоровье.Та душа не жива, что по лекарям пошла.В здоровом теле – здоровый дух.Курить – здоровью вредить.Здоровье всего дороже.Береги платье снову, а здоровье смолоду. Здоровбудешь – всё добудешь.6.Станция «Спортивная».1. Бег в ластах2. Попрыгунчик (на большом мяче)3. Вести мяч4. Прыгалки5. Прыжки7 . Собирание пазла «Ключ здоровья».8 . Просмотр мультфильма.9 . Построение команд. Награждение команд победителей.10 . Награждение по номинациям. Примерные номинации длянаграждения1 .Знатоки здорового образа жизни2. Творчество и фантазия3. Самые смекалистые4. Оригинальное художественное исполнение5. Умники и умницы6. Лучшее актерское исполнение7. Самая спортивная командаСписок литературы1. Зинова, У. А. Формирование установки на здоровый образ жизни как актуальнаяпроблема / У. А. Зинова ; под ред. Козлова В.В. // Седьмая волна психологии : сб. –Ярославль : МАПН, ЯрГУ, 2010. – Вып. 7.2. Зуйкова, А. К. Здоровый образ жизни подростков: нерешённые проблемы / А. К.Зуйкова // Здоровье и образование в XXI веке. – 2012. – Вып. 4.3. Сокол, И. Н. Классификация квестов / И. Н. Сокол // Молодийвчений. – 2014. –Вып. 6. 4. Фельдштейн, Д. И. Человек в современном мире: тенденции ипотенциальные возможности развития / Д. И. Фельдштейн // Образование и общество[Электронный ресурс] : науч., информ.-аналит. журн. – URL://http://jeducation.ru/3_2008/58.html.5. Щелина, Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования уподростков установки ведения здорового образа жизни / Т. Т. Щелина, А. О.Чудакова // Молодой ученый. – 2014.__
