Публикации
Выступление на МО учителей на тему : "Интегрированный урок"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Выступление на МО учителей на тему : "Интегрированный урок"
Автор: Шурупова Галина Борисовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Выступление на МО учителей на тему : "Интегрированный урок"
Автор: Шурупова Галина Борисовна
Побызакова Элла Леонидовна, учитель русского языка и литературы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Хакасия «Аскизская школа-интернат»,Республика Хакасия, с.Аскиз Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.ВведениеТермин «интеграция» все чаще и чаще используется в научной педагогической литературе. Латинское слово «integratio» имеет значение «восстановление, восполнение». Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и другие прогрессивные педагоги разных эпох подчеркивали необходимость установления взаимосвязей между отдельными учебными предметами для повышения эффективности обучения и формирования целостной картины окружающего мира и научной системы знаний в сознании учащихся.Интеграция позволяет детям перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их обобщенному изучению. На интегрированных уроках повышаются уровень знаний по предмету, уровень интеллектуальной деятельности, познавательный интерес школьников.Интеграция учебного материала способствует развитию творческого, логического и вариативного мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры и личностных качеств.Именно интегрированные уроки позволяют:- объединить изучаемые в школе дисциплины за счет использования взаимосвязей между учебными предметами, которые дают возможность выстроить целостное представление об изучаемых действиях, явлениях, процессах;- повысить эффективность достижения образовательных целей и задач, которые стоят перед каждым учебным предметом, задействованным в интеграции;- создать условия для сохранности психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;- развить навыки продуктивного общения.Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, неусидчивые, слаборазвита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Чтобы повысить интерес детей с нарушениями интеллекта к учёбе и общественной жизни в коррекционных школах используют на уроках форму интегрированного обучения, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.С учетом возрастных особенностей школьников с нарушениями интеллекта, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир в его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.Различают три уровня интеграции содержания учебного материала: - внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов; - межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин; - транспредметная - синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины - переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового закона, уточнения картины мира. Интеграция этого уровня – внутрипредметная, - она направлена на «спресование» материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. Межпредметная интеграция - проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.Интегрированный урок отличается от традиционного использованиеммежпредметных связей.Конкретно для проведения интегрированных уроков в корр. школе следующие условия: близость содержания ведущих тем предметов; логическая взаимосвязь предметов. «Не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока».Практика подтверждает хорошую интеграцию чтения и русского языка, чтения и музыки, математики и труда, истории и математики, ознакомления с окружающим миром и рисования или труда.При планировании таких уроков учитывается следующее:- объединяются блоки знаний, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель такого урока, отражающую его специфику;- из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для реализации цели;- в содержании учебного материала устанавливается большое количество связей (внутрипредметных, межпредметных, внепредметных);- требуются тщательный выбор методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.Особое значение при транспредметной интеграции имеет выявление существенных связей, которые обеспечивают эффективное становление личности ребенка и являются закономерностями процесса интеграции содержания основного обучения и дополнительного образования.Методы и формы проведения интегрированных уроков в коррекционной школе Особое внимание интегрированному обучению уделяется в начальных классах школ VIII вида. И это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник с нарушениями интеллекта целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами. Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков в школе VIII вида:- определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;- тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей;- моделирование содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;- тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;- оптимальная нагрузка детей впечатлениями;- привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов. Методика работы на таком уроке предполагает широкое использование учебной техники, проблемных задач, работы с книгой, наглядности, групповых форм обучения; необходима также связь с внеклассной работой. Первый этап - целевой. На втором этапе разрабатывается содержание урока. Третьим этапом в подготовке урока является построение модели, которое осуществляется путем соотнесения каждого фрагмента содержания с определенными методами обучения, дающими возможность учителю выразить деятельность обучающегося различными вариантами учебных ситуаций, учебных заданий. Процессуальный этап завершает построенный сценарий. Он является конкретным наполнением и включает три составляющие:- деятельность учителя,- форму организации деятельности учащихся во взаимодействии с учителем,- деятельность учащихся по выполнению учебных заданий. Не следует забывать и еще об одной задаче в работе учителя - нравственном воспитании детей. Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся с нарушениями интеллекта. Цель интегрированных уроков помочь учащимся с нарушениями интеллекта в раскрытии тем, идей, областей знаний, а так же развить способности, которые впоследствии могут привести к самостоятельному определению выбора дальнейшего пути, социальной адаптации и реабилитации. Данная цель достигается через решение следующих задач:- создание у ребенка с нарушениями интеллекта достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой, культурой и искусством;- развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность;- формирование у школьников с нарушенным интеллектом коммуникативных качеств, нравственных ценностей;- развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения . Для достижения поставленных целей и задач используются разнообразные формы организации уроков: урок-викторина, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-сказка и т. п., а также средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, киноискусство и др., способы стимулирования и поддержания мотивации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Интегрированные уроки нужно строить на объединении достаточно близких областей знаний, что позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению, что помогает детям с нарушенным интеллектом в усвоении учебного материала, развивает познавательную активность, вызывает интерес к обучению. При проведении интегрированных уроков появляется возможность привлечения педагогов различных учебных предметов, что дает возможность строгие научные знания дополнять средствами литературы, музыки, живописи. Это, несомненно, вызывает интерес учащихся с нарушениями интеллекта, повышает мотивацию к обучению, в тоже время способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его мышления, развития познавательных процессов. Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они: - способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку; - не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь учителям осуществлять объединение отдельных частей разных предметов в единое целое при наличии одних и тех же целей и функций обучения. Интегрированные уроки помогают детям соединить получаемые знания в единую систему. Интегрированный процесс обучения способствует тому, что знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, развиваются все виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.Методической основой интегрированного подхода к обучению является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении предметов и понимание закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубление и обогащение. Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок, в содержание которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предметуИнтегрированные уроки, обращенные к личности ученика, способствуют его всестороннему развитию, активизации мыслительных процессов, побуждают к обобщению знаний, относящимся к разным наукам.Из всего сказанного можно сделать вывод, что организация и проведение интегрированных уроков в коррекционных школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта отвечает задачам личностно-ориентированного обучения.
