Публикации
Внеурочная деятельность, как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочная деятельность, как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Автор: Будайчиева Рабия Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочная деятельность, как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Автор: Будайчиева Рабия Викторовна
Обобщение опыта учителя истории и обществознанияБудайчиевой Рабии ВикторовныМБОУ СОШ№5 г. Моздока РСО - АланияВнеурочная деятельность, как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОССвое выступление я хочу начать словами поэта Федора Ивановича Тютчева:Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется.Посеять в душах благодать.Увы, не каждый раз дается.Но мы обязаны мечтатьО дивном времени, о веке,Когда цветком прекрасным статьСумеет личность человека.И мы обязаны творить.Презрев все тяготы мирские,Чтоб истин светлых заложитьЗачатки в жизни молодые.Чтоб верный путь им указать,Помочь в толпе не раствориться...Нам не дано предугадать,Но мы обязаны стремиться. Тема моего сегодняшнего доклада: «Внеурочная деятельность, как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС».В структуре Базисного образовательного плана выделяются три части: инвариантная часть; вариативная часть; внеурочная деятельность. При этом в новом ФГОС внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Чем же определяется такая актуальность внеурочной деятельности? В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие этих и других источников информации (не всегда позитивное) нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы:в школе-системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.;вне школы - клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой.Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, т.е. смешение, соединение разнородных стилей, идей и взглядов, основанное на их искусственном соединении, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма, т.е.принципа, согласно которому не существует абсолютного добра и зла, идет отрицание обязательных нравственных норм и объективного критерия нравственности. Все это определяет необходимость постановки новых стратегических задач в организации воспитательной работы. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся это: деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения, занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. А воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни. Воспитательный компонент включен в федеральные государственные образовательные стандарты, что осуществлено впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в демократическом обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию. Включение воспитательного компонента в ФГОС позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у детей и молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении. Конкретизируем задачи, стоящие перед внеурочной деятельностью:Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихсяРеализация их творческого потенциала через включение в разнообразные виды общественно-полезной и досуговой деятельностиУдовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальныхсоциокультурных и образовательных потребностей детей и родителейФормирование у обучающихся положительной «Я-концепции», универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше», формирование навыков позитивного коммуникативного общениРазвитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.Организация информационной поддержки учащихся.Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.Принципы, на которых должна строиться в/д:Включение учащихся в активную деятельность.Доступность и наглядность.Связь теории с практикой.Учёт возрастных особенностей.Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).Слайд 11Давайте посмотрим, какие требования выдвигает стандарт к организации внеурочной деятельности школьников:Неотъемлемая часть образовательного процесса Способствует в полной мере реализовать требования ФГОСНаполнение конкретным содержанием в/д находится в компетенции образовательного учрежденияЧасы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихсяВсе виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результатыОсновные виды внеурочной деятельности:Познавательная деятельностьИгровая деятельностьПроблемно-ценностное общениеДосугово-развлекательная деятельностьХудожественное творчествоСоциальное творчество (социально-преобразовательная деятельность)Трудовая (производственная) деятельностьСпортивно-оздоровительная деятельностьТуристско-краеведческая деятельностьНаправления внеучебной деятельности:Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическоеНаучно-познавательное Военно-патриотическое Общественно полезная деятельность Проектная деятельностьБазовая организационная модель представлена на экране.В нашей школе внеурочная деятельность существует на бумаге, хотя нами были разработаны и размещены на сайте программы и планы кружков по указанным направлениям, на педагогическом совете принят локальный акт, регламентирующий внеурочную деятельность.Рассмотрим результаты и эффекты от внеурочной деятельности. 3 уровня результатов.
