Публикации Травля в детском и подростковом возрасте: основные причины и последствия проявления.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Травля в детском и подростковом возрасте: основные причины и последствия проявления.
Автор: Ыстамкулов Байдоолот

Травля в детском и подростковом возрасте: основные причины и последствия проявленияАннотация. В статье дана характеристика детского и подросткового возраста, описаны особенности психофизиологического изменения в процессе роста.Основываясь на наблюдениях современной жизни, перечислены основные болезненные причины проявления травли, которые возникают в детско-подростковом коллективе. Рассмотрены последствия травли в детском возрасте во взрослой жизни. Ключевые слова: травля, ребенок, подросток, явление, окружение.Детско-подростковый возраст является важнейшей и неотъемлемой частью человеческой жизни. Он отличается неординарным мышлением, бессознательным выбором, импульсивными действиями в поведении и чувствительным восприятием окружающего мира. Многие учёные изучают данный возраст по сей день несмотря на уже имеющиеся многочисленные источники. Изменения в обществе ведут к изменению человека, поскольку ему приходится адаптироваться к происходящему на сознательном и бессознательном уровнях. К тому же детско-подростковые взгляды на жизнь, их мироощущение со временем меняются. Заметим, что дети и подростки ныне намного отличаются от предыдущего поколения. Эти отличия достаточно характерны и наблюдаемы. Следуя онтогенетическим определениям развития человека можно разделить детско-подростковый возраст по следующим категориям.Новорожденность и младенчество (0-2 года). В это время формируются первые психофизиологические новообразования. Проявляется восприятие окружающей среды, двигательные функции, развитие речи.Ранее детство (3-5 лет). В этом периоде происходит продолжение активного развития речи и общения, познавательных интересов ребенка, зарождение новых видов действий и деятельности.Дошкольное детство (5-6 лет). Улучшается полноценная речь, происходит личностное и социальное развитие, проявляется интерес к продуктивной деятельности. Ведущим типом деятельности в этот период является игра. Младший школьный возраст (7-8 лет). Ведущим типом деятельности становится учебно-познавательная, происходит процесс школьной адаптации и социализации.Подростковый возраст (10-15лет)–происходит полноценный и характерный переход во взрослую жизнь с бурно протекающими психофизиологическими изменениями. Проявляются внутренний и внешний конфликты в жизни подростка.Дети и подростки отличаются повышенной восприимчивостью и гибким мироощущением. Различного рода действия над ними могут кардинально изменить их взгяды на жизнь. Наряду с этим, дети потдатливы к различного рода травле. Травля и издевательства с моральной и физической стороны оставляют в памяти ребенка неизгладимый след и могут отражаться в поведении и принятии жизненно важных решений во взрослой жизни. Болезненно и глубоко задевают те виды травли, которые не зависят от самого ребенка. Назовем наиболее распространенные из них.
  • Социальное положение родителей, которое может болезненно сказываться на ребёнке. Это могут быть различные кризисные моменты жизни: пьющие родители (зависимые от алкоголя), развод родителей, сиротсво, отсидевший в зоне родитель, в силу чего семья расматривается чуть ли не как преступная группировка и др. Особенно часто эти причины наблюдаются в младшей школе, когда дети ещё не осознают всех затруднительных обстоятельств жизни семьи, поскольку у них еще не сформированы понятия о жизненных ценностях и семейных проблемах.
  • Материальное положение родителей. Если семья ребёнка в трудном материальном положении и стабильном недостатке средств, то здесь тоже может проявиться травля со стороны детей из более обеспеченных семей. Этот вид травли может иногда касаться не только ребенка, но и других членов его семьи. В большинстве случаев трудность материально-финансового положения ведёт ребенка к анти-социальным и преступным действиям, так как именно в них он видит выход.
  • Национальность. Особенно характерно проявляется данное явление в последние 30 лет после развала СССР. Примеров национальной нетерпимости довольно много и они заметны сегодня по всему миру. Из-за непонимания национальных особенностей в разных регионах мира активно ведутся военные действия. В детско-подростковом возрасте, если ребёнок другой национальности попадает в класс или в группу местной национальности, то может быть травля относительно личных и врожденных особенностей характера. Национальность является феноменом врожденным и изменить её, по большому счету, невозможно, поэтому решить проблему, если она возникла, можно лишь воспитанием толерантности у детей с обеих сторон.
  • Физический недостаток (слабое зрение – очки, дефект речи-заикание, полнота и пр.). Физические недостатки и травля по поводу этого остаются в памяти ребёнка на долгие годы, так как эта особенность зачастую бывает врожденной. Однако физические недостатки со временем исправимы, если на ранних стадиях подойти к ним более ответственно.
  • Общая физическая слабость, не позволяющая «дать сдачи». Дети и подрости очень подвижны и проявляют импульсивную активность по отношению к своим сверстникам. Пользуясь своим физическим преимуществом, сильный нападает на слабого, проявляя свою злость и эмоции. В этом явлении всегда очевиден насильник (ребенок, котрый травит) и жертва (ребенок, который страдает).
  • Комплексы «урода», «неумехи», лодыря, внушенные в семье. Комплексы навязываются как родителями, так и самими детьми. Родители, которые играют важную роль в жизни ребенка, навязывают различного рода мнения о внешности ребенка, его способностях и тем самым вредят и травмируют ребенка. В данном случае у ребенка происходит отвержение самого себя как личности.
  • Отставание в учебе в силу ее быстрого темпа, не приемлемого для отдельного ребенка. В ходе многочисленных опытов психологов было доказано, что на отставание в учебе ребенка могут влиять его личностные особенности и окружение, которое формирует и воспитывает его. Из-за неуспевания ребенка в учебе, часто учитель может выступать в качестве насильника и источника травли.
  • Влебленность без взаимности и надежды. Влюбленность-процесс бурно развивающийся в подростковом возрасте. При возникновении эмоционального отношения к определенному человеку или в случае отвержения одной из сторон, могут возникнуть многочисленные реакции у влюбленного подростка и его окружения. Насмешки сверстников или знакомых могут усугубить ситуацию и довести подроства до депрессивного состояния.
  • Психологическая ранимость, развившаяся из-за болезненных причин, преследующих ребенка. Причины психологической ранимости ребенка могут быть разными и многочисленными, но в результате такой ребенок выглядит уязвимым и слабым. Ребенок податлив к различного рода нападкам со стороны сверстников. Окружение же, видя беспомощность и неуверенность преследуемого, вредит с еще большим усилием, причиняя внутреннюю боль, которая остается в сознании ребенка на долгие годы.
  • Гендерное неравенство. В некоторых странах роль женщины в целом и её развитие остается на втором плане. В одних странах ограничиваются действия женщин в социальном аспекте, в других -запрещено женщинам осваивать определенные профессии. Тем самым ущемляются права женщин. За права и гендерное равенство борются до сих пор. Созданы различного рода международные организации для поддержания социального статуса и развития женщин.
  • Рассовая дискриминация. Ее можно наблюдать по отношению к выходцам из Азии и афроамериканцам. Следует учитывать тот факт, что внешность всегда обманчива и оценивать человека следует не по цвету кожи, а по поступкам.
  • Профориентация или интересы, а также взгляды на будущее. Нестандартные взгляды ребенка на будущее часто приводят к смехотворным проявлениям сверстников, близких и родных ребенка. Это может касаться будущей профессии, перспективных планов или обычных жизненных интересов. Из-за негативного отношения к ним окружения ребенок страдает от нереализованных жизненных планов и целей.
  • Следствием перечисленных травматических ситуаций травли могут быть различного рода социальные и психологические нарушения, а именно:- избегание контакта с людьми;- уклонение от общения со сверстниками;- боязнь публичных выступлений;- подавленная и заниженная самооценка и неадекватное восприятие внутреннего “Я”;- непринятие себя как личности и отсутствие дальнейших решений;- частые травмирующие воспоминания;- недоверие к окружающим (особенно - близким людям);- неуверенность в себе, своих силах и возможностях;- проявление тревожности по пустякам;- чрезмерная зависимость от мнения окружающих;- боязливость в поведении (особенно - в общественных местах);- неструктурированные, хаотичные действия при решении важных жизненных задач и др.В одной из лекций по “психологии здоровья” Рада Грановская-доктор психологтческих наук, академик РАН, заявила, что всю информацию, которую мозг получает, он начинает постепенно вытеснять из пямяти, и вытесняет определенно в мышцы. Следовательно, у большинства людей-детей, подростков и даже взрослых, которые пережили травму из-за травли и унижения, можно заметно увидеть напряженность и скованность движений, то есть напряжение в мышцах [4].Основываясь на изложенном, можно подытожить, что травля часто происходит на бессознательном уровне. Дети, в силу своих возможностей, еще не понимают чувства других людей, хотя способны сопереживать. В подростковом возрасте из-за кардинальных изменений в психофизиологическом плане среди подростков тоже возникает травля бессознательного уровня, но во взрослой жизни это рассматривается иначе. Со стороны взрослых травля или клевета подавляют чувства ребенка не позволяя ему полноценно развиваться и расти как личность. Психологи утверждают, что неуверенность и нерешительность у взрослых людей связанно именно с детскими и подростковыми травмами, связанными преимущественно с травлей или издевательством. Отсюда–вывод: травля ребенка задевает его глубокие чувства, которые остаются травмирующим следом в душе, вплоть до непринятия себя и стремления к суицидальному исходу. Литература.1. Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьноговозраста: Учебное пособие/ Е.В. Барышникова.-Челябинск: ЮУГГПУ, 2018.-174с.2. Кучеренко, Наталья. Психология рядом с нами / Наталья Кучеренко. – М.:ACT,2018.-352с.3. Степанов П.В., Круглов В.В., Степанова И.В. Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. В. Степанова.-М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2021.— 94 с.4. Грановская Р. М. Психология здоровья. [электронный ресурс]: Р. М. Грановская.URL:режимдоступа:- dQ5uCDUGmU?si=p0mUF8WvTZlkl38F
    -