Публикации
Травля в детском и подростковом возрасте: основные причины и последствия проявления.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Травля в детском и подростковом возрасте: основные причины и последствия проявления.
Автор: Ыстамкулов Байдоолот
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Травля в детском и подростковом возрасте: основные причины и последствия проявления.
Автор: Ыстамкулов Байдоолот
Травля в детском и подростковом возрасте: основные причины и последствия проявленияАннотация. В статье дана характеристика детского и подросткового возраста, описаны особенности психофизиологического изменения в процессе роста.Основываясь на наблюдениях современной жизни, перечислены основные болезненные причины проявления травли, которые возникают в детско-подростковом коллективе. Рассмотрены последствия травли в детском возрасте во взрослой жизни. Ключевые слова: травля, ребенок, подросток, явление, окружение.Детско-подростковый возраст является важнейшей и неотъемлемой частью человеческой жизни. Он отличается неординарным мышлением, бессознательным выбором, импульсивными действиями в поведении и чувствительным восприятием окружающего мира. Многие учёные изучают данный возраст по сей день несмотря на уже имеющиеся многочисленные источники. Изменения в обществе ведут к изменению человека, поскольку ему приходится адаптироваться к происходящему на сознательном и бессознательном уровнях. К тому же детско-подростковые взгляды на жизнь, их мироощущение со временем меняются. Заметим, что дети и подростки ныне намного отличаются от предыдущего поколения. Эти отличия достаточно характерны и наблюдаемы. Следуя онтогенетическим определениям развития человека можно разделить детско-подростковый возраст по следующим категориям.Новорожденность и младенчество (0-2 года). В это время формируются первые психофизиологические новообразования. Проявляется восприятие окружающей среды, двигательные функции, развитие речи.Ранее детство (3-5 лет). В этом периоде происходит продолжение активного развития речи и общения, познавательных интересов ребенка, зарождение новых видов действий и деятельности.Дошкольное детство (5-6 лет). Улучшается полноценная речь, происходит личностное и социальное развитие, проявляется интерес к продуктивной деятельности. Ведущим типом деятельности в этот период является игра. Младший школьный возраст (7-8 лет). Ведущим типом деятельности становится учебно-познавательная, происходит процесс школьной адаптации и социализации.Подростковый возраст (10-15лет)–происходит полноценный и характерный переход во взрослую жизнь с бурно протекающими психофизиологическими изменениями. Проявляются внутренний и внешний конфликты в жизни подростка.Дети и подростки отличаются повышенной восприимчивостью и гибким мироощущением. Различного рода действия над ними могут кардинально изменить их взгяды на жизнь. Наряду с этим, дети потдатливы к различного рода травле. Травля и издевательства с моральной и физической стороны оставляют в памяти ребенка неизгладимый след и могут отражаться в поведении и принятии жизненно важных решений во взрослой жизни. Болезненно и глубоко задевают те виды травли, которые не зависят от самого ребенка. Назовем наиболее распространенные из них.Социальное положение родителей, которое может болезненно сказываться на ребёнке. Это могут быть различные кризисные моменты жизни: пьющие родители (зависимые от алкоголя), развод родителей, сиротсво, отсидевший в зоне родитель, в силу чего семья расматривается чуть ли не как преступная группировка и др. Особенно часто эти причины наблюдаются в младшей школе, когда дети ещё не осознают всех затруднительных обстоятельств жизни семьи, поскольку у них еще не сформированы понятия о жизненных ценностях и семейных проблемах. Материальное положение родителей. Если семья ребёнка в трудном материальном положении и стабильном недостатке средств, то здесь тоже может проявиться травля со стороны детей из более обеспеченных семей. Этот вид травли может иногда касаться не только ребенка, но и других членов его семьи. В большинстве случаев трудность материально-финансового положения ведёт ребенка к анти-социальным и преступным действиям, так как именно в них он видит выход. Национальность. Особенно характерно проявляется данное явление в последние 30 лет после развала СССР. Примеров национальной нетерпимости довольно много и они заметны сегодня по всему миру. Из-за непонимания национальных особенностей в разных регионах мира активно ведутся военные действия. В детско-подростковом возрасте, если ребёнок другой национальности попадает в класс или в группу местной национальности, то может быть травля относительно личных и врожденных особенностей характера. Национальность является феноменом врожденным и изменить её, по большому счету, невозможно, поэтому решить проблему, если она возникла, можно лишь воспитанием толерантности у детей с обеих сторон. Физический недостаток (слабое зрение – очки, дефект речи-заикание, полнота и пр.). Физические недостатки и травля по поводу этого остаются в памяти ребёнка на долгие годы, так как эта особенность зачастую бывает врожденной. Однако физические недостатки со временем исправимы, если на ранних стадиях подойти к ним более ответственно. Общая физическая слабость, не позволяющая «дать сдачи». Дети и подрости очень подвижны и проявляют импульсивную активность по отношению к своим сверстникам. Пользуясь своим физическим преимуществом, сильный нападает на слабого, проявляя свою злость и эмоции. В этом явлении всегда очевиден насильник (ребенок, котрый травит) и жертва (ребенок, который страдает). Комплексы «урода», «неумехи», лодыря, внушенные в семье. Комплексы навязываются как родителями, так и самими детьми. Родители, которые играют важную роль в жизни ребенка, навязывают различного рода мнения о внешности ребенка, его способностях и тем самым вредят и травмируют ребенка. В данном случае у ребенка происходит отвержение самого себя как личности. Отставание в учебе в силу ее быстрого темпа, не приемлемого для отдельного ребенка. В ходе многочисленных опытов психологов было доказано, что на отставание в учебе ребенка могут влиять его личностные особенности и окружение, которое формирует и воспитывает его. Из-за неуспевания ребенка в учебе, часто учитель может выступать в качестве насильника и источника травли. Влебленность без взаимности и надежды. Влюбленность-процесс бурно развивающийся в подростковом возрасте. При возникновении эмоционального отношения к определенному человеку или в случае отвержения одной из сторон, могут возникнуть многочисленные реакции у влюбленного подростка и его окружения. Насмешки сверстников или знакомых могут усугубить ситуацию и довести подроства до депрессивного состояния. Психологическая ранимость, развившаяся из-за болезненных причин, преследующих ребенка. Причины психологической ранимости ребенка могут быть разными и многочисленными, но в результате такой ребенок выглядит уязвимым и слабым. Ребенок податлив к различного рода нападкам со стороны сверстников. Окружение же, видя беспомощность и неуверенность преследуемого, вредит с еще большим усилием, причиняя внутреннюю боль, которая остается в сознании ребенка на долгие годы. Гендерное неравенство. В некоторых странах роль женщины в целом и её развитие остается на втором плане. В одних странах ограничиваются действия женщин в социальном аспекте, в других -запрещено женщинам осваивать определенные профессии. Тем самым ущемляются права женщин. За права и гендерное равенство борются до сих пор. Созданы различного рода международные организации для поддержания социального статуса и развития женщин. Рассовая дискриминация. Ее можно наблюдать по отношению к выходцам из Азии и афроамериканцам. Следует учитывать тот факт, что внешность всегда обманчива и оценивать человека следует не по цвету кожи, а по поступкам. Профориентация или интересы, а также взгляды на будущее. Нестандартные взгляды ребенка на будущее часто приводят к смехотворным проявлениям сверстников, близких и родных ребенка. Это может касаться будущей профессии, перспективных планов или обычных жизненных интересов. Из-за негативного отношения к ним окружения ребенок страдает от нереализованных жизненных планов и целей. Следствием перечисленных травматических ситуаций травли могут быть различного рода социальные и психологические нарушения, а именно:- избегание контакта с людьми;- уклонение от общения со сверстниками;- боязнь публичных выступлений;- подавленная и заниженная самооценка и неадекватное восприятие внутреннего “Я”;- непринятие себя как личности и отсутствие дальнейших решений;- частые травмирующие воспоминания;- недоверие к окружающим (особенно - близким людям);- неуверенность в себе, своих силах и возможностях;- проявление тревожности по пустякам;- чрезмерная зависимость от мнения окружающих;- боязливость в поведении (особенно - в общественных местах);- неструктурированные, хаотичные действия при решении важных жизненных задач и др.В одной из лекций по “психологии здоровья” Рада Грановская-доктор психологтческих наук, академик РАН, заявила, что всю информацию, которую мозг получает, он начинает постепенно вытеснять из пямяти, и вытесняет определенно в мышцы. Следовательно, у большинства людей-детей, подростков и даже взрослых, которые пережили травму из-за травли и унижения, можно заметно увидеть напряженность и скованность движений, то есть напряжение в мышцах [4].Основываясь на изложенном, можно подытожить, что травля часто происходит на бессознательном уровне. Дети, в силу своих возможностей, еще не понимают чувства других людей, хотя способны сопереживать. В подростковом возрасте из-за кардинальных изменений в психофизиологическом плане среди подростков тоже возникает травля бессознательного уровня, но во взрослой жизни это рассматривается иначе. Со стороны взрослых травля или клевета подавляют чувства ребенка не позволяя ему полноценно развиваться и расти как личность. Психологи утверждают, что неуверенность и нерешительность у взрослых людей связанно именно с детскими и подростковыми травмами, связанными преимущественно с травлей или издевательством. Отсюда–вывод: травля ребенка задевает его глубокие чувства, которые остаются травмирующим следом в душе, вплоть до непринятия себя и стремления к суицидальному исходу. Литература.1. Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьноговозраста: Учебное пособие/ Е.В. Барышникова.-Челябинск: ЮУГГПУ, 2018.-174с.2. Кучеренко, Наталья. Психология рядом с нами / Наталья Кучеренко. – М.:ACT,2018.-352с.3. Степанов П.В., Круглов В.В., Степанова И.В. Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. В. Степанова.-М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2021.— 94 с.4. Грановская Р. М. Психология здоровья. [электронный ресурс]: Р. М. Грановская.URL:режимдоступа:- dQ5uCDUGmU?si=p0mUF8WvTZlkl38F
