Публикации Статья: «Школьный музей как инструмент формирования гражданской идентичности обучающихся».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья: «Школьный музей как инструмент формирования гражданской идентичности обучающихся».
Автор: Ницыпорович Ольга Егоровна

Статья: «Школьный музей как инструмент формирования гражданской идентичности обучающихся».Школьный музей возник как результат многолетней поисковой, исследовательской и краеведческой работы учащихся многих поколений. Работа в школьном музее предоставляет большие возможности для организации самостоятельной исследовательской, и, что особенно важно, творческой работы учащихся с эффективной формой организации и подачи учебного материала. Для учителя истории и обществознания музей является прекрасным подспорьем для формирования гражданской идентичности учащихся средствами музейной педагогики. Ведь именно музейная педагогика, используемая в качестве эффективного педагогического ресурса, способствует формированию у школьников активной гражданской позиции, воспитанию внутренней свободы, желанию участвовать в общественно-политической жизни, складыванию системы нравственных ценностей. Музейная деятельность позволяет учащимся максимально самореализоваться. Без учета опыта прошлого невозможно построить хорошее будущее. Для того, чтобы достигнуть этой цели, необходимо углубленно ознакомиться с историческим опытом предшествующих поколений. И здесь особую роль играет школьный музей и краеведческая работа. Если попытаться рассмотреть школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, то можно прийти к выводу, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования. Поэтому «музейность» в современное время приобрела новое качество. Передача социальной памяти осуществляется как бесконечный акт творческой реализации и творчества его создателей и «пользователей», к которым относятся руководитель школьного музея, школьный актив, а также, в той или иной степени, учащиеся школы, педагоги и добровольные помощники. Историческое краеведение в современной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно — ориентированной личности. В процессе становлении личности гражданина страны детям важно умом и сердцем осмыслить опыт прошлого, чтобы впитать в себя идею любви к Родине. Это возможно, когда человеческие ценности раскрываются перед умом и сердцем ученика в ярких эмоциональных образах, когда они пробуждают чувства гордости и сопереживания, благодарности и сердечной боли, когда соприкосновение с прошлым побуждает бороться за торжество правды и справедливости в жизни. Наш школьный историко-краеведческий музей был основан в 1992 году. И вот уже 50 лет он является прекрасной базой воспитания гражданских качеств учащихся средствами краеведения. Традиционными формами работы в музее являются линейки памяти Дню Великой Победы, Дни воинской славы и многие другие. В музее около 130 экспонатов. Среди них и личные вещи участников Великой Отечественной войны, их документы и награды, письма с фронта, фронтовые газеты, каски, гильзы, снаряды, предметы домашнего обихода, монеты, фрагменты посуды, найденные во время раскопок в окрестностях поселков, старинные книги и многое другое. Краеведческий музей МБОУ СОШ № 8 имеет комплексный характер экспозиций, включающий: дореволюционную историю, советского общества. Конечно, большим воспитательным потенциалом в формировании патриотизма является тема Великой Отечественной войны. Здесь важно помочь ребятам не только оценить подвиг земляков, но и увидеть героизм в повседневной жизни обычных людей, находящихся в тылу или оккупации. Большое внимание музей уделяет поисковой работе. Выполнение поисковых заданий позволяет учащимся знакомиться с новыми интересными биографиями, узнавать ранее неизвестное о профессиональных достижениях и судьбах своих знакомых. Сегодня школа и музей могут гордиться результатами поисковой работы. Школьный музей интегрирован в образовательный процесс, то есть, связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин, таких как история, география и другие. Успех работы музея во многом зависит от степени вовлеченности школьников в его деятельность. И здесь перед педагогами стоит самая главная задача — сделать музей центром школьной общественной жизни. В таком виде деятельность музея строится на основополагающих принципах: проведение научно-исследовательского поиска, включающего в себя элементы краеведческой работы, как основы для существования школьного музея; использования в учебном процессе различных форм как учебной, так и внеурочной работы: музейных уроков, экскурсий, круглых столов, дискуссионных площадок, брейн-рингов, краеведческих и научно-исследовательских конференций, проектной деятельности. К слову, личностные характеристики выпускника школы определены Федеральным государственным образовательным стандартом, и они требуют формирования гражданской идентичности учащихся, в которых любовь к своей Родине, уважение народа, его культуры и духовных традиций, осознание сопричастности к судьбе Отечества, уважение закона и правопорядка, осознание ответственности перед семьей, обществом, государством и человечеством. Сегодня общество нуждается в личности, обладающей высокой гражданской культурой, и задача школы эту личность воспитать в каждом школьнике.
-