Публикации "Формирование основ гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ""

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование основ гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ""
Автор: Жигулова Елена Викторовна

Жигулова Елена ВикторовнаВоспитатель, МБДОУ - д/с №27 «Сказка» МО г.СаяногорскФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУАктуальность рассмотрения данной проблемы определяется изменениями в современном российском обществе. Мы живем в динамичном мире, в новых социально – исторических условиях, когда от гражданской активности и грамотности населения страны зависит его судьба. Эту данность неоднократно подчеркивал Президент Российской Федерации В.В. Путин в своих выступлениях: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Россия веками развивалась как многонациональное государство, государство-цивилизация, скрепленное русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире. Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи». Одним из таких социальных институтов, в который попадает ребенок, чуть ли не с первых лет, является дошкольное учреждение. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. В основе формирования гражданской идентичности в дошкольном учреждении должна быть положена любовь к близким, к своему родному краю, к своей малой Родине. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка мира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для гражданского воспитания. Дошкольное детство является важным периодом в становлении личности и мы, педагоги дошкольного образования, ответственны в том, какие ценности лягут в основу будущего гражданина и патриота. Главная наша задача - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут им стать достойными представителями своей страны. Рассмотрение проблемы формирования гражданской идентичности.Гражданственность – это, прежде всего, – сопричастность к Родине, ее народу, корням и традициям. Таким образом, гражданская идентичность – это соотнесение индивидом себя с обществом во всех социокультурных измерениях: язык, менталитет, мировоззрение, культурные, социально – политические ценности, нормы поведения. Она является устойчивым продуктом социализации, это личная, нравственная позиция и сопричастность к сообществу граждан одной страны на общекультурных принципах. Наша работа по формированию основ гражданской идентичности направлена на воспитание детей, обладающих духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающих культурное, историческое прошлое России.Основные идеи нашей работы нашли свое отражение в разработанных нами принципах. 1. Принцип личностно – ориентированного общения. Дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. 2. Принцип тематического планирования материала – подача изучаемого материала по тематическим блокам: «Я, Моя семья», «Мои друзья», «Мой детский сад», «Мое государство», «Мир». 3. Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д. 4. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у них желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. 5. Принцип интегративности – включение содержания во все виды детской деятельности. При этом использование данного принципа позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности. Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.Цель работы: создание ситуации развития для формирования первичных представлений, обеспечивающих гражданскую идентичность у детей старшего дошкольного возраста, через все виды деятельности. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: 1.Формировать: представления о себе, других людях, о малой Родине и Отечестве; представления о том, что Россия – многонациональное государство; уважительное отношение к родному языку, как языку нации; представления о культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. 2. Развивать нравственные качества личности ребенка через русскую национальную культуру, фольклор, народные и государственные праздники.3. Воспитывать толерантность и уважение к другим народам через овладение информацией о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.Данные задачи Мы реализовывали через следующие блоки:Блок «Я и моя семья». Представляет в себе всю совокупность представлений ребенка о себе, о своих мыслях, способах взаимодействия с детьми и взрослыми. Для того, чтобы в дошкольном возрасте сформировалась положительная «Я – концепция», педагогам и родителям необходимо учиться видеть в каждом ребенке прежде всего уникальную личность, уважать ее, понимать, верить в нее. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствуют бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Блок «Мой детский сад, мои друзья».Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду, есть взрослые, которые любят их и заботятся о них. Необходимо формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада. Кроме того, именно в детском саду дети учатся первым азам дружбы. Блок «Мое государство». В ходе реализации этого блока дети получают географические сведения о территории России, расширяют представление о значении государственных символов России. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой, знаменитыми россиянами. У них формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.Дошкольники узнают о российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, знакомятся с некоторыми родами войск. Расширяют представление о Великой Отечественной войне, празднике День Победы, опираясь на конкретные факты из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников войны), их фронтовые и трудовые подвиги, а также о других праздниках. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех населенных пунктах, больших и маленьких, есть много общего.Блок «Мир».В ходе работы по этому блоку происходит формирование у детей представлений о планете Земля, особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как проектная и опытническая деятельность, просмотр видеофильмов. Кроме того, формируется представление о том, что природа нашей страны, родного города тоже является частью мира. У детей воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе. Дошкольнику, имеющему небольшой жизненный и практический опыт, очень сложно установить определенные ценностные отношения с миром. Огромное значение имеет развивающая предметно пространственная среда, – все, что окружает ребенка, формирует его психику, мировоззрение, служит источником знаний и социального опыта ребенка, а значит, является значимым фактором в восприятии основ гражданской идентичности. В своей работе мы определили следующие приоритетные области: Социально – коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; освоение и усвоение правил и норм общения на правильном языке.Познавательное развитие: Формирование первичных представлений: о себе, других людях, объектах окружающего мира; о малой родине и Отечестве; о социокультурных ценностях нашего народа; об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля как общем доме людей; об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Художественно-эстетическое развитие: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания: произведений искусства; мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Учитывая это, нами были оформлены следующие зоны:
  • «Социально нравственное, коммуникативное развитие».
  • Наполняемость: художественная литература, настольные игры, соответствующие тематике, игрушки – персонажи и ролевые атрибуты, игрушки – предметы оперирования, материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек.
  • «Патриотический уголок».
  • Наполняемость: материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой (иллюстрированный материал, плакаты для рассматривания, художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми, дидактические наборы соответствующей тематики, образно-символический материал – наборы картинок по исторической тематике, образцы народного творчества и промысла.
  • «Художественно эстетическое развитие».
  • Наполняемость: литературные, музыкальные предметы, портреты писателей, поэтов, художников, дидактические игры.
  • «Уголок родной природы, природы мира».
  • Наполняемость: информация о животном и растительном мире России и Республики Хакасии. Пособия и материалы для изучения природы разных стран мира. Все плакаты, стенды, дидактические и наглядные материалы, полки оформлены красиво ярко привлекательно для детей. Весь материал постоянно обновляется.Успешность любой деятельности связана с определением всех участников процесса. Семья является социальным институтом воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся общаться. Мы считаем, что тесное сотрудничество на доверительной основе поможет достичь максимальных результатов. Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), необходимо вовлечь их в процесс формирования основ гражданской идентичности с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело – участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах. В своей работе мы старались использовать различные формы:Наглядная педагогическая информация: Папки - передвижки: «Природа родного края», «Родной край: история и современность», «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», «Формирование гражданской идентичности у дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края», «Мы живем в Российском государстве», «Наша Родина - Россия» и т.д.Консультации «Воспитание у детей любви к природе», «Мой дом. Мой город - Саяногорск»; «Прогулки с детьми по городу», «Как знакомим детей с окружающим миром», «Как воспитать будущего гражданина России», «Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Крепка семья - сильна Россия» и т.д.Совместная деятельность детей, родителей и педагогов: фотовыставки, выставки семейных работ, праздники, утренники, развлечения, акции, совместные экскурсии. Таким образом, в современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Список используемой литературы: 1. Абросимова К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» //Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014 - № 5. - с. 42-45. 2. Водолажская Т. Идентичность гражданская /Т. Водолажская// Образовательная политика. - 2010 - № 5-6- с. 140-142. 4. Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования» -: http//proektpatriot2.jimdo.com (дата обращений 20.02.2016) 5. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М., 2003 11. Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру.
    -