Публикации Дивергентное мышление - фундамент завтрашних инноваций

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дивергентное мышление - фундамент завтрашних инноваций
Автор: Махляйдт Юлия Владимировна

Дивергентное мышление – фундамент завтрашних инноваций Я часто предлагаю воспитанникам проблемные ситуации, которые не имеют однозначного ответа и требуют самостоятельного поиска решения. Например, предлагаю детям построить самый высокий дом из определенного набора кубиков, не давая никаких инструкций. Дети начинают экспериментировать, пробовать разные способы, обсуждать свои идеи, ошибаться и снова пробовать. В процессе этой деятельности они учатся анализировать проблему, выдвигать гипотезы, планировать свои действия и оценивать результаты. Другой пример: прячу какую-нибудь игрушку в группе и даю детям подсказки, которые помогают ее найти. Подсказки могут быть в виде рисунков, схем, загадок или описаний. Чтобы найти игрушку, детям приходится внимательно слушать, анализировать информацию, сопоставлять факты и делать логические выводы. Такие поисковые задания развивают не только познавательные способности, но и умение работать в команде и договариваться. Исследовательская деятельность в детском саду – это не просто передача готовых знаний, а создание условий для активного познания мира через собственный опыт. Поддерживая детскую любознательность, направляя их исследовательский поиск и радуясь вместе с ними их маленьким открытиям, мы помогаем им стать не только умными, но и инициативными, творческими и уверенными в своих силах личностями. Ведь каждый детский вопрос – это семечко будущего открытия! Помню, как на занятии о временах года я заявила: «Зимой на деревьях растут бананы!». Сначала дети засмеялись, но потом начали объяснять, почему это невозможно: «Зимой холодно», «Бананы растут на пальмах», «У нас нет таких деревьев». В процессе этого обсуждения они не только закрепили свои знания о временах года и растениях, но и научились формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и подкреплять ее фактами. Другой пример: показывая картинку с изображением синего яблока, я спросила: «Какого цвета это яблоко?». Некоторые ребята сразу ответили: «Синее!». Но другие начали сомневаться: «Яблоки бывают красные, зеленые, желтые... Может быть, это какая-то необычная яблоня?». Это стимулировало дискуссию о разнообразии фруктов и о том, что не все, что мы видим, является единственно возможным вариантом. Чтобы научить детей видеть ситуацию с разных сторон, мы часто используем ролевые игры и предлагаем им представить себя разными персонажами. Например, обсуждая сказку «Три поросенка», мы не просто пересказываем сюжет. Я предлагаю детям подумать: «А что, если бы волк был не злым, а просто голодным и заблудился?». Или: «А что, если бы поросята решили построить один большой и прочный дом на всех?». Это упражнение помогает детям выйти за рамки привычного восприятия, развивает эмпатию и учит видеть множество возможных интерпретаций одной и той же ситуации. В другой раз, изучая тему «Транспорт», мы представляли себя инженерами, водителями и пассажирами. Инженеры рассуждали о том, как сделать машины более безопасными и экологичными, водители – о правилах дорожного движения и удобстве пассажиров, а сами пассажиры высказывали свои пожелания и предложения. Такой подход позволяет детям увидеть проблему с разных точек зрения и понять, что у каждого может быть своя правда. Даже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с различными источниками информации. Обращаю их внимание на то, что нужно критически относиться к тому, что они слышат и видят. Для этого использую простые примеры, доступные их пониманию. Например, я могу показать две картинки, на одной из которых изображено солнечное утро, а на другой – звездное небо, и сказать: «На этой картинке утро, а на этой тоже утро». Ребята быстро замечают противоречие и начинают объяснять, почему так не может быть. Это учит их выявлять несоответствия и делать логические выводы. Иногда мы читаем короткие истории, в которых есть небольшие нестыковки или противоречивые детали. Задача детей – найти эти ошибки и объяснить, почему они нелогичны. Например, история о том, как зимой дети купались в речке в купальниках. Такие задания в игровой форме развивают внимательность, логическое мышление и способность анализировать информацию. Часто предлагаю воспитанникам проблемные ситуации, которые не имеют однозначного ответа и требуют самостоятельного поиска решения. Например, предлагаю детям построить самый высокий дом из определенного набора кубиков, не давая никаких инструкций. Дети начинают экспериментировать, пробовать разные способы, обсуждать свои идеи, ошибаться и снова пробовать. В процессе этой деятельности они учатся анализировать проблему, выдвигать гипотезы, планировать свои действия и оценивать результаты. Другой пример: прячу какую-нибудь игрушку в группе и даю детям подсказки, которые помогают ее найти. Подсказки могут быть в виде рисунков, схем, загадок или описаний. Чтобы найти игрушку, детям приходится внимательно слушать, анализировать информацию, сопоставлять факты и делать логические выводы. Такие поисковые задания развивают не только познавательные способности, но и умение работать в команде и договариваться. Исследовательская деятельность в детском саду – это не просто передача готовых знаний, а создание условий для активного познания мира через собственный опыт. Поддерживая детскую любознательность, направляя их исследовательский поиск и радуясь вместе с ними их маленьким открытиям, мы помогаем им стать не только умными, но и инициативными, творческими и уверенными в своих силах личностями. Ведь каждый детский вопрос – это семечко будущего открытия!Создание «думающей среды», включающей как традиционные, так и современные информационные ресурсы, интеграция интерактивного «умного пола», применение провокационных методик обучения для стимуляции критического мышления, организация исследовательской деятельности и активное вовлечение родителей в этот увлекательный процесс – все эти эффективные педагогические практики, основанные на принципах личностно-ориентированного подхода, способствуют формированию у детей способности мыслить гибко, генерировать множество оригинальных идей и находить нестандартные решения. На протяжении многих лет работы с детьми я наблюдала, как целенаправленное развитие дивергентного мышления не только расширяет их познавательные горизонты, но и пробуждает внутреннюю уверенность, инициативность и готовность к исследованию окружающего мира. Поддерживая детскую любознательность, создавая условия для экспериментирования и самостоятельных открытий, поощряя нестандартные вопросы и идеи, мы помогаем нашим воспитанникам стать не просто получателями знаний, а активными творцами своего будущего. Я верю, что каждый ребенок обладает уникальным потенциалом, а наша задача как педагогов так и родителей – создать благоприятную среду, в которой этот потенциал сможет раскрыться в полной мере. Развивая дивергентное мышление сегодня, мы закладываем прочный фундамент для завтрашних инноваций, смелых решений и гармоничного развития личности каждого ребенка. Ведь именно способность мыслить нестандартно и творчески позволит им успешно справляться с вызовами будущего и вносить свой неповторимый вклад в развитие общества.
-